Развитие учебной мотивации у учащихся. Практические рекомендации

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мотивация


Каждый педагог в своей профессиональной деятельности неоднократно сталкивался с понятием мотивация. Это новомодное слово прочно закрепилось в нашей повседневной жизни, и как оно «работает» знает, практически, каждый учитель. Но почему на практике все не всегда так просто и понятно? Почему ученики иногда не хотят учиться?

Мотивация – совокупность причин психологического характера, которые объясняют поведение человека: направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению цели. Учебная мотивация – частный вид мотивации, включенный в деятельность учения.

Психологи предлагают множество способов повышать учебную мотивацию у школьников. Но нельзя применять все свои умения ко всем детям одинаково, как к роботам, от личности и настроения самого учителя много всего зависит. Поэтому в данной статье описываются простые способы настроить учеников на работу. Опираясь на основные принципы психологии педагогам можно предложить несколько основных способов повышения уровня мотивации учащихся.

1. Предоставление частичной свободы выбора. Данная свобода должна быть условной. Ученик должен думать, что это он самостоятельно выбрал тему и способы выполнения задания. Для выполнения данного прима можно использовать следующие фразы: «Вы сами можете выбрать, какой вариант из предложенных вам решать» или «Можно прочитать любое произведение автора, написанное на тему отношений отцов и детей» и тд. Подводя итог, старайтесь похвалить его за правильность выбора. На начальном этапе могут возникать сложности, но со временем данный прием позволит наладить более плотный контакт между педагогом и учеником.

2. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ученика в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы он смог самостоятельно их сделать. Если, ученик, в каком-то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти. «У тебя получилось!!!»- вот что хочет слышать каждый ученик от своего учителя, но эти слова он должен заслужить. Ведь люди ценят и помнят только, то к чему приложили немало усилий. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

3. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию. Наказать можно за нарушение дисциплины, за невыполнение заданий для самостоятельной подготовки, но не за работу, выполняемую на уроке. Как часто мы слышали «Не правильно», и, вспомнив себя, свои ощущения, то, как не хотелось опять приступать к этому заданию, мы опять повторяем эти слова  снова и снова. Так и ученики не хотят возвращаться в ситуацию не успеха, поэтому создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для учащихся является одним из основных принципов для повышения мотивации учения.

4. Изменять методы и приемы обучения. Ученики привыкают к одним и тем же приемам, и методам, которые учитель применяет на уроке. Постепенно теряется интерес к уроку, а затем и к самому предмету. Старайтесь, не отступая от своих правил, менять формы и методы урока. И вы сами почувствуете, как дети начнут оживлённо обсуждать или решать задания. Да и вам самим станет интересней работать с таким классом.

5. Стараться, когда это, возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса, как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся. Особенно актуально проводить аналогии и связи с современными жизненными ситуациями и технологиями.

6. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремлённее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возраста диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, на старших курсах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления. Поэтому не отказывайтесь от такого простого, но действенного метода как игра. Игры должны быть интересными и отвечать всем современным требованиям. Можно для составления игры привлекать самих учащихся, повышая тем самым интерес и к самому предмету, и школе в целом.

7. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается). Как ни крути, но это так. Много зависти от самого преподавателя, дети считывают на подсознательном уровне все наши эмоции и желания. Если вы приступаете к уроку с плохим настроением, или тема вам самим приходится не по душе, то они считывают эту информацию и урок проходит скучно, тема не усваивается, и мотивация снижается. Помните, Вы являетесь не только «передатчиком» информации, а вы тот человек, от которого дети заряжаются энергией. Поэтому любите свою работу, получайте удовольствие от уроков и результат не заставит долго ждать себя. Но учитель не робот и не может быть всегда в прекрасном настроении. Дети очень чутко считывают эмоции и не искренность. Не бойтесь быть откровенными и сообщать о своих эмоциях. Парадокс в том, что ученики помогут вам справиться с негативными переживаниями и это положительно скажется на взаимоотношениях в системе «учитель-ученик».

8. Уважайте личность каждого. Это не просто слова, это состояние души каждого работника образования. И помните уважение — это не то, что дается нам просто так, потому что мы учитель, это то, что мы должны заработать. Взаимное уважение и приводит к высокому уровню мотивации. Воспитанники чувствуют искренность учителя, помните об этом и старайтесь внутри себя находить ресурсы для выполнения такого сложного, но такого прекрасного труда как труда учителя. Успехов вам!