Конспект урока литературы в 5-м классе на тему «Нравственные уроки жизни. Сказка А.Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5

Ключевые слова: нравственный выбор, А.Погорельский, «Чёрная курица или Подземные жители»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (16 МБ)


Урок № 1. А.Погорельский. Рассказ о писателе. Тема детства в сказке «Чёрная курица…»

Эпиграф:

Не для того дан вам ум,
чтобы вы во зло его употребили.
А.Погорельский

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Цели урока:

  • Образовательная: познакомить с автором и его произведением, создать атмосферу погружения в сказку и выявить идею произведения.
  • Развивающая: развивать внимание, навыки выразительного чтения, умение анализировать текст; творческую, речевую и мыслительную активность; инсценирование; формировать навыки устной монологической речи;
  • Воспитательная: воспитывать честность, доброту, благородство, трудолюбие, чувство взаимоподдержки, самоотверженность, умение нести ответственность за свои поступки

Методические приёмы:

  • беседа по вопросам,
  • выразительное чтение,
  • пересказ эпизодов,
  • словарная работа,
  • работа с текстом.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

- Мы с вами, ребята, прочитали много замечательных книг. И вот познакомились ещё с одним писателем, с его удивительной сказкой «Черная курица, или Подземные жители». Красивая, тихая, грустная сказка о тайном мире подземных рыцарей, о чудесном превращении курицы Чернушки, о загадочном подземном народе... И сегодня, ребята, мне хочется поговорить с вами об этой сказке, о чудесах, которые происходят с героями, о честности, бескорыстии, о высоте чувств, о вере в добро и, конечно, о дружбе и предательстве.

-Я думаю, что вопросы настоящей дружбы вас интересуют не меньше, чем нас, взрослых.

А что важно в дружбе для вас?

(В дружбе важны симпатии по отношению друг к другу, уступчивость, взаимопонимание.

Нужно ценить дружбу, приносить радость друзьям.

Для меня важным в дружбе является взаимное стремление поделиться своими мыслями, душевными переживаниями.

Дружба крепнет тогда, когда у людей есть общие интересы, когда им постоянно хочется быть вместе).

-Каждый из вас, наверное, иногда бывал один, сам с собой. В такие времена так хорошо иметь «внутренних» друзей. А есть ли у вас, ребята, такие друзья? Назовите их. (Честность, совесть, великодушие, милосердие, доброта и т.д.)

- А как «внутренние» друзья могут помочь вам? (Да, опираясь на их помощь, ты будешь поступать честно, благородно, не обманешь, не
предашь... А так как эти друзья «внутренние», то, значит, ты дружишь с самим собой! А это так здорово!)

- Вот о чем я хотела бы поговорить с вами, потому что каждый из вас (или многие) ищет опору, чтобы дышать, любить, дружить, быть любимыми другими людьми. Особо притягательна история мальчика Алеши, рассказанная А.Погорельским. В истории русской литературы с именем А. Погорельского связано возникновение в 20-х годах 19 века романтической прозы. Его произведения утверждают такие нравственные ценности, как честность, бескорыстие, высоту чувств, веру в добро, и тем близки современному читателю.

3. Реализация образовательной цели

Краткое сообщение ученика о Погорельском

Настоящее имя Антония Погорельского – Алексей Алексеевич Перовский. Он был старше Пушкина и Жуковского. Даты его жизни: 1787-1836. А. А. Перовский взял себе фамилию Погорельский в честь села Погорельцы, где он жил. Он был одним из образованнейших людей России. Закончил в 1807 году Московский университет, был участником Великой Отечественной войны 1812 года, состоял членом Вольного общества любителей российской словесности. Пушкин знал и ценил повести А.Погорельского. Его перу принадлежат произведения: «Двойник, или мои вечера в Малороссии», «Монастырка», «Магнетизер» и другие.

Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, для 10-летнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом, писателем и драматургом Алексеем Константиновичем Толстым.

Учитель: Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л.Н.Толстой, с большим удовольствием слушаете и читаете вы.

- Каковы ваши впечатления? Понравилась ли вам сказка?

-Какой эпизод вам показался самым интересным? Перескажите его? Помните, что эта сказка волшебная. Поэтому, пересказывая любимые эпизоды, сохраните сказочный, старинный стиль.

Пересказ любимых эпизодов

Цель: дать возможность ребятам войти в мир волшебной сказки и, подчиняясь воле автора, открыть для себя сокровища её мудрости.

Беседа с ребятами по сказке

Цель: дать возможность детям живо воспринять заботы, радости, печали маленького воспитанника частного пансиона Алёши; осознать при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, леность, себялюбие, душевную чёрствость.

- А что в этой сказке правда, а что вымысел?

- Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» У Погорельского достоверный рассказ о жизни в старинном Петербурге, пансионе с его дортуарами - спальнями, со строгими учителями перемежается с картинами сказочного мира. От соединения выдумки с правдой реальный мир становится особенно поэтичным, а сказочный воспринимается как настоящий.)

- Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)

- Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).

- Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша - «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали»,  часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).

«Алёша горько чувствовал свое одиночество». Почему? Ведь все его любили и ласкали.

Родители Алёши живут далеко-далеко от Петербурга. Заплатив учителю условленную плату за несколько лет вперед, отдали Алёшу в пансион и возвратились домой. Ему очень одиноко, часто бывает скучно, а иногда даже и грустно.

- Но обратите внимание, ребята, как славно рассказывает Погорельский о своем десятилетнем герое, достойно преодолевающем одиночество! Алеша умненький, добрый, терпеливый мальчик, и автору он тоже мил. С каким чувством юмора пишет он о том, как «Алешу заставили из белой бумаги вырезывать красивую сетку на окорок для праздничного стола в честь директора пансиона.

4. Диагностика

Словарная работа

Выразительное чтение описания больших хлопот для праздничного стола в честь директора пансиона

- Как вы думаете, зачем эти длинные перечисления вкусных блюд и праздничных нарядов? Ведь не о них же сказка? (Все забыли про Алёшу, он остался один, ему скучно и грустно).

- А Алёша справляется с ним, со своим одиночеством? (Да. Ему помогают книги: рыцарские романы и волшебные повести.
Он тоже ждёт волшебства: смотрит в дырочки забора, принимает участие в жизни курочек, в частности, Чернушки. У него очень сильное воображение. Во сне он рыцарь, как герой прочитанных книг).

- Автор подчеркивает доброту Алёши. А когда доброта Алёшиного нрава проявляется? (Например, он воображал, что директор пансиона должен быть какой-нибудь знаменитый рыцарь в блестящих латах и в шлеме с большими перьями, но увидел не шлем пернатый, а просто маленькую лысую головку, набело распудренную, единственным украшением которой был маленький пучок. И Алёше стало жалко этого человека).

(У Алёши доброе сердце. Он спас курицу от неминуемой смерти. Кухарка поймала Чернушку, чтобы зарезать её. Алёша помешал кухарке, отдал ей всё своё состояние - Золотой империал, который берёг пуще глаза своего).

- А что вас поразило, ребята, в описании жизни и быта ушедшей эпохи? (Это описание одежды и причёсок (тупей и коса у мужчин, огромная взбитая причёска у жены учителя, парикмахер «взгромоздил на её голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещённые 2 бриллиантовых перстня, когда-то подаренные её мужу родителями учеников»).

- А интересно это Алёше? (Нет. Ему всё это неинтересно. Ему показалось, что Чёрная курочка звала его человеческим голосом: «Алёша, Алёша». Он весь вечер просидел один в классных комнатах, а ночью…)

- Об этом мы будем говорить на следующем уроке, а дома вы подготовите пересказ эпизода «Путь Алёши с Чернушкой в Подземное царство».

- Итак, что вы узнали о главном герое сказки, о его жизни в пансионе?

5. Заключительный этап

- Ребята, мы окунулись в завораживающий мир сказки Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», поразмышляли вместе над ее содержанием, подумали, чему она учит, от чего хотел предостеречь нас автор. Удивительное произведение! Картины сказочного мира причудливо  перемежаются у А.Погорельского с достоверным рассказом о жизни в старинном Петербурге, о пансионе, о мальчике, которого не смогли забрать на каникулы домой…Подобное соединение выдумки с правдой смешивает реальный мир со сказочным, и получается, что сказка где-то рядом, совсем близко, надо быть только добрым сердцем и открытым душой. Спасибо за работу!

6. Домашнее задание

- Чтение сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Составить таблицу по чувствам, которые мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки переживаем - сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость); объяснять значение словарных слов; поразмышлять над вопросом о внутреннем конфликте главного героя.

7. Подведение итогов

Урок № 2. «Внутренний конфликт сказки Погорельского «Чёрная курица»