Проект "Удивительный мир часов"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники


Вид проекта: творческо-исследовательский проект.

Образовательная области: социально-коммуникативное, познавательное и речевое развитие.

Продолжительность: 3 месяца (январь–март).

Участники: воспитатели, родители и дети подготовительной к школе группы.

Актуальность

Часы – распространенная и всем известная вещь. Без часов никак не обойтись. Они с нами повсюду: на руке, на телефоне, компьютере, бытовых приборах, в машине, на улице, на вокзале, часы в самолете и на подводной лодке. Одни часы – круглые, другие квадратные, одни – толстые, другие – тонкие. Есть часы величиной с горошину, а есть, такие огромные, что и на машине не увезешь. Как много значат в нашей жизни эти маленькие стрелки, которые бегают по кругу как будто без всякого толку! Я предложила детям представить себе, что завтра во всем мире сразу испортятся все часы…сколько было высказано предположений о том, какой страшный беспорядок это вызовет! В море корабли потеряют дорогу, потому что без часов ни один капитан не сможет определить, где находится корабль. Магазины будут работать как захотят. На заводах работа станет невозможной – ведь машины на заводе работают по точному расписанию. Дети будут опаздывать в детский сад, а родители на работу. Я рассказала детям, что сейчас трудно представить, но когда-то часов и в самом деле не было – никаких, ни с пружинами, ни с батарейками, ни с гирями. И уж, конечно никто не спрашивал друг у друга: «Скажите, пожалуйста, который час?» Время определяли приблизительно: по пению птиц и цветам, по закатам и рассветам или смотрели на солнечное небо. Если солнышко только поднимается из-за горизонта, значит на дворе утро. Солнце прямо над головой? Настал полдень. Дети захотели узнать, как люди много лет назад могли обходиться без часов, какие часы были раньше, как они возникли. В процессе бесед так же было выявлено, что у детей недостаточно знаний о разновидностях и современных часов.

Цель: показать разнообразие часов, их изменение в истории, создание собственных мини-музеев, организация экскурсий.

Задачи:

  • Расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день.
  • Познакомить с разнообразием часов, с его значимостью для человека.
  • Показать значимость времени в занятиях разной деятельностью.
  • Развивать умения работать в коллективе, сотрудничать и договариваться.
  • Формировать представление о музее.
  • Развивать познавательные способности и познавательную деятельность.
  • Развивать умение сравнивать и анализировать.
  • Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения и исследования объектов.
  • Обогащать словарный запас детей и их знания в процессе знакомства с экспонатами.
  • Развивать умение передавать свои чувства в рисунках и поделках, умения и навыки в работе.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный этап. 1 неделя (11–17 января)

  • разработка стратегии реализации проекта, оформление документации проекта;
  • изучение познавательной и методической литературы, разработок по данной теме в сети Интернет;
  • подбор групповых занятий по теме проекта;
  • подбор дидактических игр, физкультминуток для детей;
  • изучение возможности программы «1-С»;
  • подбор иллюстраций и дидактических пособий, художественной литературы для чтения детям, мультфильмов о часах;
  • подбор опытов с часами «Как работают солнечные часы», «Водяные часы», «Огненные часы», «Шестеренки в часах»;
  • создание презентаций «История часов», «Интересные часы»
  • консультации для родителей «Часы своими руками».

2. Основной этап 14 недель (18 января–27 марта)

Месяц

Тип мероприятия

Название

Январь

Чтение художественной литературы

Е.Шварц «Сказка о потерянном времени», пословиц и поговорок о времени, «Часы-часики» Эльмир Котляр,

Беседы

«Если б не было часов», проблемная ситуация; «Профессия часовщик»; «Где можно увидеть часы»

Продуктивная деятельность родителей с детьми

Сбор материала (часов) для минимузея «Часы и время»

Групповые занятия

Математика: «Часы», «Получас» (В.П.Новикова, стр. 85,102)
ФЦКМ: «Какие бывают часы.» (Л.А.Парамонова, стр.397), «День и ночь – сутки прочь» (Л.А. Парамонова, стр.385)
Развитие речи: «Часы с кукушкой» (Л.А.Парамонова, с. 395)
Рисование: «Часы на Спасской башне» (http://www.prodlenka.org)
Лепка: «Необыкновенные часы» (Л.А.Парамонова, стр. 399)
Конструирование: «Часы» (З.В. Лиштван, стр. 130)
Аппликация: «Красивые часы» (http://www.maam.ru)

Дидактические игры

«Какие бывают часы», «Определи, который час?»

Самостоятельная деятельность детей

Рисование: «Песочные часы», «Наручные часы»; рассматривание экспонатов минимузея, иллюстраций

Просмотр мультфильмов

Роберт Саакянц «Учимся считать»

Февраль

Беседы

Проблемные ситуации:
«Всегда ли человек мог пользоваться солнечными часами?»,
«Чем неудобны водяные часы?»

Продуктивная деятельность

Конструирование «Часы для папы», изготовление рабочих макетов «Делаем солнечные часы», «Мастерим водяные часы», «Огненные часы»

Опытно-исследовательская деятельность

«Как работают солнечные часы», «Замеряем время по водяным часам», «Как пользоваться огненными часами»

Чтение художественной литературы

Как Мышка-Хитрушка мышат времени учила

Дидактические игры

«Ищем клад», «Как давно придумали часы»

Обсуждение фразеологических оборотов и пословиц

«Терять время зря»
«Делу время и потехе час»

Просмотр мультфильмов

«История часов для детей», обучающий фильм «Уму непостижимо.: Как делают часы»

Презентации

«История часов»

Март

Беседы

Проблемные ситуации:
«Что бы было, если бы не сработал будильник?»

Обсуждение фразеологических оборотов

«Время течет», «Время бежит»

Опытно-исследовательская деятельность

«Точны ли песочные часы», «Готовим песок для песочных часов из скорлупы», «Шестеренки в часах»

Продуктивная деятельность

«Песочные часы», «Часовой механизм», «Цветочные часы»

Дидактические игры

«Какие часы правильные», «Как давно придумали часы» (продолжение)

Презентации

«Интересные часы»

Просмотр мультфильмов

«Фиксики часики», «Часы с кукушкой»

3. Заключительный этап (19 марта–26 марта)

Оформление и защита проекта на конкурсе «Я – исследователь 2016».

Приложение

Список литературы

1. Дыбина О. Что было до. – М.: Издательство «Творческий центр», 2001.

2. Кобитина И. Дошкольникам о технике. – М.: Издательство «Просвещение», 1991.

3. Гризик. Я познаю мир.- М: Издательство «Просвещение», 1995.

4. Глухова Н. Колесо времени. // Обруч № 6 – 2005. с 14.

5. Савенков. А. Маленький исследователь. Как научить  дошкольника приобретать знания. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2000.

6. Савенков А. Методика проведения учебных исследований в детском саду. - Самара.: Издательство «Учебная литература»,2004.

7. Зарипова А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. // Дошкольное воспитание № 7 – 1994. с 43.

8. Савенков А. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании. // Дошкольное воспитание № 4 – 2006. с 10.

9. Д.Галенс. Книга ответов для почемучки.- Харьков.: Издательство «Книжный клуб семейного досуга», 2006.