Учебно-методическая разработка теоретического занятия «Природные источники углеводородов» с применением педагогической технологии модерации

Разделы: Химия

Класс: 10

Ключевые слова: органическая химия, нефть уголь газ углеводороды , углеводород


Цели:
  • Образовательные: сформировать у обучающихся знания о природных источниках углеводородов;  
    изучить состав природного газа, нефти угля и способы их переработки; рассмотреть области применения продуктов переработки природных источников углеводородов; сформировать представление об экологических аспектах добычи, переработки и использования горючих ископаемых.
  • Развивающие: развивать умения использовать химическую терминологию, совершенствовать умения обучающихся обобщать, делать выводы, анализировать, сравнивать.
  • Воспитательные: воспитывать чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами, воспитывать экологическую грамотность и бережное отношение к природе.

Тип занятия: комбинированный урок.

Межпредметные связи с медициной: влияние на организм человека загрязнений окружающей среды.

Обеспечение занятия

  • Наглядные пособия: коллекция «Нефть и продукты нефтепереработки», учебное видео, презентация.
  • Раздаточный материал: тесты.
  • Оборудование: учебник, компьютер, мультимедиапроектор.

Урок обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

  • личностных:
    • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной химической науки; химически грамотное поведение в профессиональной деятельности и в быту при обращении с химическими веществами, материалами и процессами;
    • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли химических компетенций в этом;
    • умение использовать достижения современной химической науки и химических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
  • метапредметных:
    • использование различных видов познавательной деятельности и основных интеллектуальных операций (анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, формулирования выводов) для решения поставленной задачи;
    • использование различных источников для получения химической информации, умение оценить ее достоверность для достижения хороших результатов в профессиональной сфере;
  • предметных:
    • понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
    • владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
    • сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.

Формируемы знания и умения:

З4. Важнейшие вещества и материалы.

У5. Использование в учебной и профессиональной деятельности химических терминов и символики. Отражение химических процессов с помощью уравнений химических реакций

З8. Влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы.

У10. Объяснение химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве. Соблюдение правил экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Формируемые компетенции:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Ход занятия

№ этапа

Этап урока

Время (мин.)

Методы и приемы

Содержание деятельности

1

Организационный момент

2

 

Преподаватель проверяет готовность группы к занятию.

2

Инициация (начало урока)

5

Прием «Решение загадки»

Преподаватель предлагает студентам отгадать загадки и подумать, как объединить все три разгаданных понятия и на основе этого сформулировать тему урока.

Камни, почву раздробил
Специальный бур -
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин.

Ответ: нефть

Он черный и блестящий,
Людям – помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.

Ответ: уголь

Украине поставляем, а заплатят ли - не знаем.
В изобилии у нас, это что?...

Вещество летучее это с едким запахом и без цвета, из конфорки на кухне струится, чиркнешь спичкою - враз загорится.

Ответ: природный газ

3

Постановка целей и задач урока

3

Прием «Выбор цели»

Преподаватель организует анализ целей. Преподаватель предлагает обучающимся представить себя в роли покупателя. Им необходимо заполнить «потребительскую корзину, сформулировав задачи, которые они готовы решить в течение занятия. Эти задачи студенты записывают в свою тетрадь. Несколько студентов зачитывают задачи.

4

Усвоение новых знаний

20

 

 

 

Метод самостоятельной работы с учебником
Прием «Интеллектуальная карта»

I. Преподаватель организует самостоятельную работу студентов с учебником:
а) по составлению в тетради интеллект-карты «Природный газ» с последующей защитой у доски.
б) заполнение таблицы, с последующей устной проверкой
Способы переработки нефти

Название метода

Сущность метода

Получаемые продукты

1. Коксование

 

 

2. Газификация

 

 

3. Каталитическое гидрирование

 

 

25

Лекция
(сообщение нового материала студентами, выполнившими индивидуальные проектные работы)

II. Сообщения студентов (выполнены в качестве индивидуальных заданий до занятия), сопровождающиеся показом слайдов и коллекции:
1.Состав нефти. Теории происхождения нефти.
2. Способы переработки нефти: ректификация, крекинг, риформинг.
Студенты по ходу прослушивания информации пишут в тетрадь определения  и заполняют таблицу
Нефтяные фракции

Название фракции

t кипения

Химический состав

Применение

 

 

 

 

3. Экологические последствия загрязнения окружающей среды продуктами переработки и сгорания природных источников УВ.

5

Закрепление знаний

20

Практические методы

Решение заданий:
1.Сколько кубических метров воздуха, содержащего 21% кислорода, потребуется для сжигания 10м3 природного газа, объемная доля метана, этана. Пропана и азота в котором равна соответственно 85,10,3 и 2 %?
2. Сколько литров и кг углекислого газа получится при сгорании 5 моль октана.
3. Напишите уравнения реакций крекинга С10Н22  и С12Н26.

6

Контроль усвоения знаний

10

Тестирование

Студенты решают тесты по вариантам (Приложение 1)
Ответ вариант 1: 233111 коксование             Ответ вариант 2: 432331 ректификация

7

Подведение итогов (рефлексия и оценка занятия)

3

Приём «Незаконченное предложение»

Преподаватель предлагает одно или несколько незавершенных предложений, обучающиеся продолжают фразу в соответствии со своими впечатлениями, настроением или иными параметрами, задаваемыми педагогом. Выполнение задания может выполняться как в письменной так и в устной форме.

  1. Сегодня на уроке я научился....
  2. Было интересно..
  3. Было трудно...
  4. Этот урок дал мне для жизни....
  5. Больше всего понравились задания...

8

Задание для внеаудиторной работы

2

Работа с текстом лекции
Приём «Ловушка»

Преподаватель инструктирует студентов о способах работы: проработать текст лекции.
Составить текст из 6-10 предложение о природных источниках УВ с пропущенными терминами (поделить студентов на 3 варианта и каждому варианту дать свое задание: газ, уголь и нефть).

 

Вариант 1

1.Основной составной частью природного газа является

  1. ацетилен
  2. метан
  3. пропан
  4. бутан

2. Верны ли следующие суждения о природном газе?

А. Основными составляющими природного газа являются метан и ближайшие его гомологи.

Б. Природный газ служит сырьём для получения ацетилена.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

3. Верны ли следующие утверждения о нефти?

А. Нефть состоит преимущественно из предельных углеводородов.

Б. Переработкой нефти получают бензин, керосин, ароматические углеводороды.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о способах нефтепереработки?

А. К методам вторичной нефтепереработки относят крекинг-процессы: термический и каталитический.

Б. При каталитическом крекинге образуются только предельные углеводороды.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

5. Разделение нефти на фракции осуществляют в процессе

  1. перегонки
  2. крекинга
  3. риформинга
  4. коксования

6. Крекинг нефтепродуктов осуществляется в целях получения

  1. бензина
  2. сложных эфиров
  3. метана
  4. мазута

7. Процесс нагревания каменного угля без доступа воздуха называется…..

8. Напишите уравнение реакции крекинга С12Н24. Назовите продукты реакции.

Вариант 2

1.Основным компонентом природного газа является

  1. этилен
  2. ацетилен
  3. бензол
  4. метан

2. Верны ли следующие о переработке каменного угля?

А. В результате процесса газификации уголь реагирует с перегретым водяным паром, образуя смесь угарного газа и водорода.

Б. Каталитическим гидрированием называется реакция взаимодействия угля с водородом, при этом образуется смесь углеводородов.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

3. Верны ли следующие утверждения о способах переработки и использования природного газа?

А. Перед использованием природный газ разделяют на фракции.

Б. Сжигание природного газа используют для получения тепла и электроэнергии.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба утверждения
  4. оба утверждения неверны

4. В основе крекинга лежат реакции

  1. изомеризации
  2. присоединения
  3. разложения
  4. обмена

5. Верны ли следующие утверждения о переработке нефти?

А. Крекинг - химический процесс.

Б. Разделение нефти на фракции - физический процесс.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба утверждения
  4. оба утверждения неверны

6. Основным природным источником бутана является

  1. попутный нефтяной газ
  2. нефть
  3. торф
  4. каменный уголь

 7. Разделение сложных смесей на фракции на основании различных температур кипения, называется …..

8. Напишите уравнение реакции крекинга С9Н20. Назовите продукты реакции.