Логопедическое занятие в старшей группе на лексическую тему "Ягоды"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Цифровой класс»

Ключевые слова: дошкольники, загадки, лес, сад , ягоды


Программные задачи:

  • Формировать знания о ягодах, их разновидности и внешнем виде;
  • Уточнить и закрепить представление об их произрастании;
  • Развивать умение образовывать существительные в формах именительного и родительного падежей множественного числа;
  • Развивать мелкую моторику, графомоторные навыки;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Необходимый материал:

  • Демонстрационный материал «Ягоды»;
  • Раскраски «Ягоды»;
  • Карандаши;
  • Фломастеры;
  • Картинки - приготовим «Ягодное варенье»;
  • Картинки: «Лес», «Сад»;
  • Разрезные картинки.

Логопед: Ребята, отгадайте пожалуйста мою загадку:

Мишка решил стать похожим на тучку:
С шариком мишки, ну, очень летучи.
Мёда отведать толстяк захотел,
Только он пчёл обмануть не сумел.
Как его звали? Считаю до двух…
Это весёлый медведь (Винни-Пух)

- Молодцы, отгадали мою загадку, а он нам в садик прислал письмо, сейчас я вам его прочту.

- Привет, ребята! Вы знаете что наступила осень а это значит, что скоро я впаду в спячку и просплю до самой весны. А мне так хотелось бы перед этим полакомиться ягодками, или ягодным вареньем которое я просто обожаю. Пожалуйста соберите для меня вкусных ягод.

Воспитатель: Ребята, поможем нашему Вини-Пуху?

Воспитатель: Но для этого нам придется познакомится поближе с ягодами.

Ягоды бывают лесные и садовые. Скажите, чем они отличаются?

Дети: Лесные растут в лесу, а садовые – в саду.

Логопед: - Послушайте мои загадки:

В лес она нас позвала,
А сама там спряталась.
Ты под листья загляни-ка
Ждет тебя там...(земляника)

Лето дарит мяч футбольный,
Он поспеет - все довольны.
Сладкий, сладкий он на вкус,
Мы зовем его ... (арбуз)

Лето, лето-пора ягод.
Нам их очень много надо.
Для варенья посмотри-ка,
Выросла давно ... (клубника)

Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок ты сорви-ка.
Что за кустик?
(Ежевика)

Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками... (малина)

Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —... (черника)

На колючей тонкой ветке
В полосатых майках детки.
Куст с шипами — не шиповник,
Как зовется он? (крыжовник)

Ярко-красных, черных, белых
Ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина.
Что это? (Смородина)

В красных платьицах сестрички
Прицепились за косички.
Летом в сад зайдите здешний —
Созревают там... (черешни)

Ягоды на тонкой ветке —
Все лозы родные детки.
Съешь всю гроздь и будешь рад.
Это — сладкий... (виноград)

На колючем кустике
Желтенькие бусики.
Наступила осень тихо,
И созрела... (облепиха)

Логопед: Верно. Все ягоды вы отгадали,а теперь нам надо распределить - что растет в лесу, а что - в саду (предлагаются картинки ягод и картинки «лес» и «сад»).

Логопед: Молодцы! С этим заданием вы справились, а сумеете ли вы сказать наоборот:

Клубника крупная, а малина ...
Крыжовник твёрдый, а черника ...
Ежевика сладкая, а смородина ...
Рябина горькая, а клубника ...
Земляника красная, а черника….
Арбуз большой, а облепиха…

- Ну вот мы и познакомились с ягодами, а теперь нам предстоит выполнить еще одну просьбу Вини-Пуха, это сварить ему ягодное варенье

С веток ягоды снимаю 
И в лукошко собираю. 
Ягод – полное лукошко! 
Я попробую немножко. 
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
И поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать

Логопед. А что можно приготовить из ягод?

Дети. Из ягод можно приготовить варенье, джем, повидло. Можно сделать сок, компот, морс, сироп.

Логопед. Если мы сделаем сок из малины, то какой это будет сок?

Дети. Малиновый сок.

Логопед. Если приготовим джем из ежевики?

Дети. Ежевичный джем.

Логопед. Если сделаем сироп из брусники?

Дети. Брусничный сироп.

Воспитатель: Замечательно. Посмотрите, у вас на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно собрать их.

Игра «Сложи картинку»

Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду. Работа проводится по подгруппам.

Воспитатель: Ну а теперь, когда мы вспомнили названия всех ягод, уточнили их внешний вид начнем варить наше варенье из ягод для Винни-Пуха.(под музыку).

Дети выкладывают подходящие карточки - что необходимо, для того, чтобы приготовить варенье.

Логопед. Молодцы! Сейчас мы с вами из брусничного сиропа сделаем брусничный морс уже для нас. Для этого нам нужна кипяченая вода и брусничный сироп.

В воду наливаем немного брусничного сиропа, аккуратно перемешиваем и у нас получается брусничный морс. Наливаем в стаканы. Пробуем. Ну как?

Дети. Очень вкусно.

Логопед. Ребята, морс не только очень вкусный, но и очень полезный, так как в ягодах много витаминов необходимых нашему организму.

Рефлексия.