Особенности Древнегреческого орнамента. 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: орнамент, МХК, вазопись, изобразительное искусство


Методические рекомендации: Данный урок проводится в 5 классе в III четверти в разделе «Декор. Человек и общество» наряду с изучением раздела «Древняя Греция» на уроках истории. Проводится после урока – обзора «Образ Древней Греции». Вначале идёт знакомство с особенностями греческого орнамента, его главными правилами и видами. На данном уроке необходима наглядность, раздаточный материал. Вазопись вбирает в себя наглядность, красочность, доступность. По замыслу учителя работы учащихся станут частью коллективного труда (бордюр для коридора). При проведении урока нужно опираться на знания, полученные детьми на уроках истории. Урок по вазописи – это урок по искусству, поэтому без поэзии и музыки здесь не обойтись. Детей надо заинтересовать тем, как делалось то или иное произведение, почему оно делалось именно так, а не иначе.

Цели:

  • Развивающая: Развивать творческую фантазию, познавательную активность, ассоциативно-образное мышление.
  • Образовательная: Формировать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству Древней Греции; навыки работы с художественными материалами в различных техниках.
  • Воспитательная: Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства;
    проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию Древней Греции.

Оборудование и материалы:

  • Плакаты-таблицы с изображением основных видов древнегреческих ваз, древнегреческого орнамента и сюжетов.
  • Иллюстративный материал с изображением сосудов различной росписи.
  • Художественные материалы простой карандаш, чёрный фломастер, цветная принтерная бумага, трафареты, линейки.
  • Силуэтные заготовки табличек с вариантами орнамента.
  • Презентация «Древнегреческие орнаменты».

Методы обучения: диалогический, репродуктивный, проблемный, применение ИКТ.

Формы урока: беседа, объяснение, демонстрация, постановка вопросов.

Форма работы: групповая или индивидуальная.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация мотиваций опорных знаний.

3. Изучение нового материала. Презентация – «Древнегреческие орнаменты».

4. Физминутка.

5. Практическое выполнение задания.

6. Рефлексия.

7. Выставка работ.

8. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация мотиваций опорных знаний

Звучит мелодия «Сиртаки».

Прекрасные эти античные вазы
Понравились нам почему-то не сразу.
«Подумаешь, вазы!» – подумали мы,
Другим были заняты наши умы.
Сначала на них мы взглянули скучая,
Потом мы к одной пригляделись случайно,
Потом загляделись... И, может быть, час
Никак не могли оторваться от ваз.
...То вазы-гиганты,
То карлики вазы,
И каждая ваза –
с рисунком-рассказом.
Олега Тарутина «Античные вазы».

Как вы думаете, почему я взяла эти строчки эпиграфом к сегодняшнему уроку, ведь наша тема – Древнегреческие орнаменты?

III. Изучение нового материала

Учитель. Да. К сожалению, древнегреческие произведения живописи утрачены безвозвратно. Но по дошедшим до нас письменным источникам известно, что живопись почиталась в Элладе наравне со скульптурой, а живописцы пользовались такой же славой, как и ваятели. Да и как могло быть иначе у народа, влюбленного в земную красоту, когда все кругом сияло яркими красками юга? Подобно скульптуре, прекрасной, радостной и жизнеутверждающей, должна была быть и живопись Древней Эллады.

Самым ярким отблеском греческой живописи является ныне греческая керамика, дошедшая до нас в многочисленных хорошо сохранившихся и нередко превосходнейших образцах.

Мысленно перенесемся в центр Древней Греции, в город Афины, в один из его кварталов – Керамик. От  названия афинского  предместья  Керамик, где работали искусные гончары, произошло слово …

- Кто догадался, какое? (керамика)

- Правильно. Что оно означает? (ответы детей)

Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины,  и само гончарное искусство.

(Просмотр фотографии с видом Керамика.)

Вспомните, что вам известно из истории об этом районе.

Ученики. Узкие немощёные улочки. Тротуаров не было. Горожане вышвыривали отбросы прямо на улицу. Вечерами из-за грязи и зловонных луж по Керамику нельзя было ходить, не освещая дорогу смоляным факелом.

Учитель. Тем не менее, Керамик был известен далеко за пределами Греции, здесь жили гончары и художники, создававшие великолепные расписные вазы.

А теперь посмотрите на эти вазы. Какую особенность вы можете отметить?

(Показ презентации и беседа по ходу показа слайдов)

Ученики. Разнообразие форм.

Учитель. Ох, уж эти греки, они во всем следовали закону функциональности! Они считали, что предмет должен быть красив и удобен. Форма каждого сосуда строго соответствовала его назначению. Попробуем вместе выявить назначение этих ваз.

- Какой из сосудов пригоден для хранения вина, зерна, растительного масла и меда? И почему?

УченикиАмфора – ваза с узким горлом и двумя ручками. Если вдруг она упадет, зерен высыплется немного, так как у нее узкая шейка.

Учитель. А из какого сосуда греки пили вино?

Ученики. Из килика. Это плоская чаша с ножкой и двумя ручками, ее удобно держать.

Учитель. Да, греки любили вино, но они осуждали пьянство и всегда разбавляли вино водой. Какой сосуд пригоден для смешивания вина с водой?

УченикиКратер. Он объемный.

Учитель. Когда греки готовили вино, им приходилось его охлаждать. Как вы думаете, какой сосуд подходит для этого?

УченикиПсиктер.

Учитель. За пресной водой надо было ходить к источнику, роднику. В каком сосуде было удобно нести ее домой?

Ученики. В гидрии – у нее две горизонтальные ручки и третья – вертикальная. Корень «гидр» в переводе с греческого означает «вода».

Учитель. И наконец, сосуд лекиф – высокий, удлиненный. Он служил для хранения душистого масла, благовоний. Вообще у греков было более ста разновидностей сосудов. Мы познакомились только с некоторыми из них. Зарисуйте их схематично в своих тетрадях и напишите, как они называются.

(Обучающиеся выполняют задание.)

Учитель. - На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину - сюжетную роспись.

Учитель. - Что украшали на вазе орнаментом? (Орнаментом украшали ножку и горлышко.)

(Показ орнаментов.)

Приложение 1

Учитель. - Часто орнамент представлял собой узор из листьев, которые напоминают пальмовые листья, – пальметта.

Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент – меандр.

Любили греки изображать волну, бутон лотоса.

Ионик, овы – орнамент из ряда яйцеобразных выпуклостей, обрамлённых листьями.

Плетеные узоры и косы – эти и другие орнаменты можно встретить и на одежде, и на архитектурных сооружениях. Оно было освоено и Древним Римом. Древнегреческий орнамент ритмичен, и строится по горизонтали. Он был особенно выразителен в сочетании с вертикальным направлением линии драпировки одежды и подчёркивал красоту и пластику движений.

Главное правило греческого орнамента – симметрия и соразмерность.

Формы орнамента варьируются и комбинируются до бесконечности.

IV. Физминутка

Любимым из развлечений греков было занятие спортом, Олимпийские игры. Не пора ли и нам? (Проводится физкультминутка) (звучит Сиртаки. народная греческая музыка)

Мы атлеты-олимпийцы.
Мы бежим быстрее ветра,
Прыгаем на целый стадий.
Наши копья, наши диски
Вдаль летят до края света,
С шумом падая на землю
Возле самых ног Атланта.
Боремся как сто Гераклов,
В пятиборье побеждаем,
Чтоб прославить родной полис.

О сюжетной росписи древнегреческих ваз мы поговорим на следующем уроке. А сейчас вам предстоит выполнить эскиз бордюра для украшения школьного коридора к «Вечеру встречи». Пусть гости нашей школы порадуются за ваши работы и оценят их, ведь каждый из вас тоже способен творить, творить по-своему. А пока будете работать, подумайте над защитой своего бордюра, ответив на вопросы:

- В каком стиле вазописи вы выполнили свою работу?

- Какой орнамент использовали?

- Какой цвет выбрали? Почему?

- Кого поблагодарите за помощь и сотрудничество?

V. Практическая работа

Перед вами на столах лежат расчерченные листы бумаги, трафареты для выполнения орнамента, линейки, карандаши и фломастеры. Сначала вы делаете зарисовки карандашом, а потом обводите черным фломастером. Выполняя растительный орнамент, пользуетесь трафаретами, обводя их карандашом, а геометрический – линейкой.

Приложение 2

Помните, что вы сегодня выполняете образцы орнамента, который будет использован в украшении коридора. Поэтому надо работу выполнить очень аккуратно, точно. В этом нам поможет линия симметрии – это линия, которая делит ту или иную фигуру на две равные и похожие части.

VI. Рефлексия

  • Вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Что вы узнали нового и интересного для себя?
  • Что такое керамика?
  • Какие керамические изделия вы знаете?
  • Назовите три вида древнегреческих ваз.
  • Назовите основные виды росписи древнегреческих ваз. В чем их отличия?

Можно предложить тест

1. Керамикой называют изделия из обожженной глины. Укажите, откуда произошло это название:

а) от названия инструмента для изготовления гончарных изделий;
б) от названия материала, из которого изготавливались изделия;
в) от названия места, где осуществлялось гончарное производство;
г) от имени мастера этого ремесла;
д) от названия одного из гончарных изделий.

2. Как назывался древнегреческий сосуд для воды, обычно с двумя боковыми ручками и третьей, большой, ручкой на горле?

а) Амфора;
б) пифос;
в) кааф;
г) гидрия.

3. В Древней Греции так называлась чаша для вина с двумя тонкими горизонтальными ручками и стройной ножкой.

а) Амфора;
б) пратер;
в) лепиф;
г) килик

4. Сосуд, в котором древние греки смешивали вино с водой.

а) Амфора;
б) пратер;
в) лепиф;
г) килик.

5. Пифос – это:

а) большой керамический сосуд для хранения зерна, вина, масла;
б) купольная постройка, одна из плит гробниц;
в) прямоугольное в плане помещение;
г) сооружение со сложным запутанным планом.

6. Гиматий – это:

а) головная повязка жрецов Древней Греции;
б) древнегреческий духовой музыкальный инструмент;
в) плащ из прямоугольного куска шерстяной ткани, который греки носили поверх хитона;
г) орнаментальное украшение в виде завитка или спирали в ионической капители.

7. Как называется орнамент,  представляющий собой узор из листьев?  

а) меандр
б) пальметта
в) ионик
г) коса

8. Главное правило греческого орнамента.

а) красота
б) симметрия
в) беспорядочность
г) соразмерность

9. Что украшали на вазе  орнаментом?

а) тулово
б) ножку
в) горлышко
г) дно

VII. Выставка работ

Выставка и защита работ обучающихся.

VIII. Подведение итогов

Список литературы

  1. Большая серия энциклопедий. Изобразительное искусство/ М.: ООО «Мир книги». 2004.
  2. Ватагин А.А. «История древнего мира», 5 класс, «Просвещение» 2013.
  3. Данилова Г.И. «Мировая художественная культура» 7-9 класс, «Дрофа», 2009.
  4. Колпинский Ю.Д. «Искусство древней Греции». Москва. Издательство Академии художеств СССР. 1961.
  5. Костерин Н.П. Учебное рисование: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2002 «Дошкол. воспитание» и №2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.
  6. Сапожникова Т.Б., Коблова О.А. Методика проведения уроков ИЗО по теме «ДПИ в жизни человека» 5-8 лекции. Москва «Первое сентября» 2007.
  7. Соколов Г.И. Искусство древней Эллады. Москва. «Просвещение». 1996.
  8. Ходаковский Е.В. История искусств. Цикл лекций, СПбГУ.
  9. Орнамент всех времен и стилей. - М. Арт-Родник. 2004.