А.А.Ахматова "Реквием"

Разделы: Литература

Класс: 11

Ключевые слова: общение


Тема: «Узнала я, как опадают лица,как из-под век выглядывает страх...»

(поэма «Реквием» А.А.Ахматовой 1935–1940 гг., начало 60-х годов).

Цель: познакомить учащихся с композицией, символами поэмы;

суметь разбудить душу ребят, проникнув в содержание произведения;

воспитывать гражданственность (понимание происходящего).

Оборудование: портрет А.А.Ахматовой,  V симфония Л.Бетховена, опорная схема, тексты поэмы.

Ход урока

I. Слово учителя:

Ребята, у меня сегодня радость - радость общения свами. Общение - это единственная роскошь, которую может позволить себе человек. Всё нужно начинать от человека. Одно лицо и даже глаза, а в них целый мир, загадочный и непостижимый.

И сегодня я хочу начать свой урок с пяти глаголов- заповедей, символов, определяющих формулу духовности, ведь сегодня речь пойдёт об этом. Я прошу вас задуматься: почему именно эти глаголы и почему их именно пять!
Прав был Кабалевский Дмитрий Владимирович, утверждавший, что, «чем больше духовный багаж, тем легче идти по жизни».

(учитель читает наизусть «Август 1940» А.Ахматовой). Август 1940.

Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить её предстоит.
И только могильщики лихо
Работают.
Дело не ждёт!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идёт.
А после она выплывает,
Как труп на весенней реке,-
Но матери сын не узнает,
И внук отвернётся в тоске.
И клонятся головы тихо,
Как маятник, ходит луна.

Вопрос: Кто из ребят уже читал поэму «Реквием»?

Словарно-лексическая работа:

Запись в тетради:

Реквием - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение.

«Реквием» - как и всякий реквием - произведение о гибели: людей, страны и вообще каких-то основ бытия.

II.

Над лирическим циклом «Реквием», позднее называемым его и поэмой, Ахматова работала в 1935-1940-х годах и в начале 60-х.

Кто из ребят читал «Реквием», обратил внимание на художественную особенность поэмы. Она написана в форме отдельных стихотворений.

По словам Л. К. Чуковской, «Реквием» заучивался наизусть людьми, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка, чтобы в стихах, полных страдания, прозвучал измученный, но требовательный материнский голос, необходимо было всё мужество поэтессы.
Рукописи, как правило, сжигались, и только в 1962 году Ахматова передала «Реквием» в редакцию «Нового мира».

Почему? Мы увидим это после знакомства с произведением.

В основу сюжета положены трагические события 30-х годов, всю тяжесть которых Ахматова разделила со своим народом.

Сколько людей полегло в неравной битве того времени. Страшное время, ребята! Не дай Бог ему повториться! Представьте себе, если среди ночи могли к вам прийти и увести в неизвестность, в никуда,  близких вам людей: маму, папу, брата, сестру. Люди жили под давлением страха, всегда к чему-то прислушивались. И не все это выдерживали. И были доносы, ссылки, расстрелы, лагеря. Страшно то, что когда у руля власти стоят болваны-подражатели, стремящиеся принизить для себя интеллект человека, а повысить не могут, и поэтому стремятся уничтожить.

С такими людьми говорить не только бесполезно, но и опасно. Если замалчивать эти факты недавнего прошлого, то у нас в будущем останется старое общественное лицемерие. Сейчас гласность — основополагающая гарантия. Она своего рода цепная реакция. Дело за тем, чтобы встать в этот круг как можно теснее нам всем, и не прерывать цепь.

(«Так не зря мы вместе бедовали...») наизусть.

Так не зря мы вместе бедовали,
Даже без надежды раз вздохнуть.
Присягнули - проголосовали
И спокойно продолжали путь.

Не за то, что чистой я осталась,
Словно перед Господом свеча,
Вместе с вами я в ногах валялась
У кровавой куклы палача.

Нет! и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл
Я была тогда с моим народом
Там, где мой народ, к несчастью, был.
1961.

Работа над текстом:

  1. «Вместо предисловия» (1.04.57)

Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Н.И.Ежов - нарком внутренних дел с 1936 по 1938 год. Вот как характеризовала наша печать в 1938 году:

«Наша страна зорко охраняется честной героической советской разведкой, руководимой несгибаемым большевиком, Сталинским наркомом Ник. Ив. Ежовым, которого не запугают проклятые бандиты ни ядом, ни кинжалом, который является на своём посту деятелем подлинного ленинского типа...»(«Успехи химии», 1938, №3)
Ежов был казнён 1 апреля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР «за необоснованные репрессии против советского народа»

(чтение «Предисловия»)

Посмотрите, как работает фраза: «женщина с голубыми глазами».

  1. «Посвящение», написанное в марте 1940, рассказывает о судьбе матери, у которой отняли сына. Где гарантия, это не повторится снова? Кто вернёт матери сына, её надежду и опору? Но трагедия развёртывается в Истории, и от того остаётся Надежда, ибо преступления влекут за собой неминуемое Возмездие. Смерть не наступает потому, что нельзя всё забыть. У Ахматовой смерть ассоциируется с жёлтым цветом. Но этот цвет имеет в поэме значение «предательства».

(чтение II части)

Я бы взяла на себя такую смелость, нарушить последовательность поэмы и прочитать «К смерти».

(чтение VIII части)

В поэме звучит мотив раздвоения героини. Она смотрит в зеркало своей судьбы и не может принять её.

(чтение III части)

Горе матери беспредельно, гнев матери беспределен.

(чтение V–VI частей)

В «Реквиеме», звучит мотив окаменелости.

(VII часть)

Окаменелость имеет несколько значений:

  1. тяжёлая, страшная, невыносимая.
  2. страдания, лишающие жизни.
  3. преодоление личного страдания поднимает человека, даёт ему право говорить о будущей судьбе.

Именно в этом, Ахматова видит значение своей поэзии.

(IX часть)

Мотив смерти, сливается с евангельской трактовкой темы и разрешается десятой частью.

(«Распятье», X часть)

Страдания распятого бессмысленны, но они подчёркивают святость судьбы невинно страдающих, а образ матери возвышается над образом Богоматери.

Особенность «Реквиема» в том, что, чем больше в него погружаешься, тем больше он ранит.

Таков эпилог.

(чтение «Эпилога» под V симфонию Бетховена)

Как вы заметили, эпилог напоминает звучание колокола, которое постепенно нарастает и превращается в набат.

Звук, достигнув кульминации, обрывается. В наступившей тишине Страдание сменяется Скорбью.

Но в литературе этот звон до сих пор слышен.

«Реквием» Роберта Рождественского посвящён людям, которых унесла последняя война.

Стой! Остановись, время!
Оглянись на тех,
Кто сейчас в камне
Смотрит с высоты своих
памятников!
Люди! Через века, через года,
Помните о тех, кто уже не придёт никогда!
Заклинаю вас - помните!

С творчеством этого поэта  познакомимся позже (в разделе литературы 50-80-х годов).

Итог урока.

Разбуженная душа открывает безмерные возможности мозга. Вот почему так важно осердечитъ ваши мысли.

Имей сердце, а на сердце разум придёт. Многое, если не всё, будет значимо, интересно, если внутреннее, душевно приложилось к вам, соприкоснулось с вами и в итоге стало вашим.