Конспект игры-путешествия "Я покажу тебе Москву" для подготовительных групп

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Программное содержание:

  • Расширять, углублять знания детей об истории и культуре Москвы, продолжать знакомить детей с достопримечательностями города.
  • Воспитывать у детей гордость, любовь и уважение к родному городу, активизировать взаимодействие между родителями, детьми и педагогами.

Предварительная работа:

  • Чтение книг о Москве, разучивание стихов, танца, рассматривание иллюстраций, посещение театров, музеев, выставок, цирка, парков, других достопримечательностей Москвы семьями воспитанников.
  • Выставка фотографий «Моя Москва», изготовление альбомов об истории улиц Толбухина, Говорова, Горбунова, Барвихинской семьями воспитанников.

Материал, оборудование: эмблемы на всех участников, иллюстрации Москвы на магнитной доске, фотографии и иллюстрации с видами Москвы, карта Москвы, на стенах рисунки, нарисованные в разной технике детьми на занятиях: «Кремль», «Праздничный салют», флаг Москвы, герб. Подарки для детей - раскраски о Москве. Мольберты.

Музыкальный репертуар: гимн Москвы И.Дунаевский, слова М.Лисянского, О.Газманов «Москва», "Москва майская" сл.Лебедева-Кумача, муз. Д.Покрасова, "Я шагаю по Москве" сл. Г.Шпаликова, муз.А.Петрова, "Лучший город Земли"сл.Л.Дербенёва, муз.А.Бабджаняна.

Словарная работа: столица, достопримечательности, площади, скверы, куранты, герб, гимн, флаг, метро, баржи, речной трамвайчик, Ю.Долгорукий, основатель, златоглавая, белокаменная, рубиновые, старинный; обогащать словарь русскими пословицами и поговорками, активизировать словарь названиями улиц, парков, музеев, других достопримечательностей города.

В игре-путешествии участвуют четыре команды: "Знатоки", "Знайки", Эрудиты", "Умники и умницы". В состав каждой команды входит один родитель.В музыкальном зале звучат песни о Москве. Дети строятся по командам.

Ведущий: "Приветствую вас взрослые идети. Все мы живём в Москве - прекрасном, чудном городе.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах;
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных...
Это матушка Москва!

Кто Царь-колокол подымет?
Кто Царь-пушку повернет?
Шляпы кто, гордец, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!

Ведущий: "Мы - москвичи, и как никто другой должны многое знать об истории, достопримечательностях нашего города.Сегодня все вы сможете принять участие в игре -путешествии по нашему любимому городу и показать свои знания.

Итак, команды представьтесь, пожалуйста."

Идет представление команд.

Ведущий: "Все вы получите маршрутные листы, где будут указаны станции, куда вы отправляетесь. Сопровождать вас в путешествии будут гиды-педагоги нашего детского сада. На станциях за правильный ответы вы будете получать карточки со словами. К концу путешествия каждая команда должна из этих слов составить пословицу о Москве."

Детям вручают маршрутные листы, и команды отправляются в путешествие.

Станция "Улицы Москвы"

Ведущий: "Москва - город древний, а потому гулять по её улицам очень интересно. Разглядывать красивые дома т церкви, можно вспоминать о людях, которые давным-давно жили на этих улицах. Например, о светских дамах и их кавалерах, которые устраивали пышные балы на Большой Дмитровке, и степенных купцах, что пили чай на своих балконах в Замоскворечье.

В нашем большом городе Москва очень много улиц больших и маленьких, узких и широких.

Многие улицы сегодня - пешеходные. По ним приятно ходить, ездить на самокате и велосипеде.И, конечно же, часто останавливаться, чтобы рассмотреть всё - форму окон, лепнину, мозаику в облицовке зданий.

Большие улицы - это проспекты, маленькие -переулки.У каждой улицы есть своё название.А какие улицы вы знаете?"

Дети перечисляют улицы (улицы Толбухина, Вяземская, Дорогобужская, Говорова и т.д.)

Ведущий: "А кто знает, почему они так называются? А знаете ли вы названия улиц, где живёте? Скажите, пожалуйста, почему их так назвали?"

Ведущий выслушивает ответы детей, дополняя информацию.

Ведущий: "Сейчас давайте послушаем более подробный рассказ об улице Толбухина."

Родитель, являющийся членом команды, рассказывает об улице с помощью альбома изготовленного дома совместно со своим ребёнком.

(Так как участвуют четыре команды, то и улиц, о которых будут рассказывать родители тоже четыре: улицы Толбухина, Говорова, Горбунова, Барвихинская.Родители сообщают историческую справку о названиях улиц. В рассказах используются современные фотографии улиц.)

Ведущий: "Молодцы. Вы справились с задание. Я даю вам часть пословицы. Отправляйтесь дальше. Удачи!"

Станция "Искусство Москвы"

Ведущий: "Вы знаете, что в нашем городе есть много театров, где любят смотреть спектакли взрослые и дети. Какие театры вы знаете?"

Дети называют Большой театр, Детский музыкальный театр Н.Сац, Кукольный театр имени С.Образцова и т.д.

Ведущий: "Скажите, пожалуйста, какие спектакль мы можем увидеть в Большом театре?"

Дети отвечают, что это опера и балет. Ведущий просит объяснить слова"опера" и "балет".

Ведущий: "Кроме театральных постановок мы можем посещать музеи. Скажите, какие музеи бывают, что можно там увидеть? А какие музеи вы знаете?"

Дети рассказывают о Третьяковской галерее и о том, почему она так называется, что находится в её залах.

Ведущий: "Какие ещё московские музеи вы знаете?"

Дети рассказывают о Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, о том. что в нём хранятся картины и скульптуры.

Ведущий: "Знаете ли вы музеи, где рассказывают о наших славных героических сражениях?"

Дети рассказывают о музее Бородинская панорама, о Великой Отечественной войне 1812 года.

Ведущий: "Молодцы! Сейчас я покажу вам фотографии(памятники).Что это такое?"

Дети отвечают, что это памятники.

Ведущий: "Правильно. Слово памятник происходит от слова память. Скажите, кому поставлены эти памятники, и что важного для России сделали эти люди?"

Дети рассказывают, что это Юрий Долгорукий - русский князь, основавший Москву, Александр Сергеевич Пушкин -великий русский поэт, Михаил Илларионович Кутузов - русский полководец, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года.

Ведущий: "Очень хорошо. А теперь соберите, пожалуйста, пазлы и назовите, что это за музей и театр."

Дети делятся на две подгруппы и собирают пазлы. Получаются изображения Большого театра и музея Бородинская панорама.

Ведущий: "Вы справились с заданием, возьмите часть пословицы."

(На станции используются иллюстрации музеев, театров и памятников, о которых беседуют с детьми.)

Станция "Транспорт Москвы"

Ведущий:

Что за чудо - длинный дом!
Пассажиров много в нём
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

Смело в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое? (Самолёт)

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились,
И помчались, в путь далёк,
Лишь оставили дымок. (Поезд)

Я в любое время года,
И в любую непогоду,
Очень быстро в час любой,
Провезу вас под землёй. (Метро)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня?"

Дети говорят, что разговор пойдёт о транспорте.

Ведущий: "Какие виды транспорта вы знаете?"

Дети отвечают, что есть четыре вида транспорта: воздушный, водный, наземный и подземный.

Ведущий: "Какой транспорт является наземным и почему его так называют?"

Дети отвечают, что наземный называют, потому что передвигается по земле. Это- автобус, троллейбус, такси, но есть ещё железнодорожный, который передвигается по рельсам - это трамвай, поезд, электричка.

Ведущий: "Какой транспорт является водным и почему его так называют?"

Дети рассказывают, что водный транспорт передвигается по воде. Это корабль, катер, теплоход.

Ведущий: "Какой транспорт является воздушным и почему его так называют?"

Дети называют ракету, самолёт, вертолёт, воздушный шар.

Ведущий: "Какой транспорт мы называем подземным?"

Дети отвечают, что это метро.

Ведущий: Правильно. Это самый быстрый транспорт в Москве А на каких станциях метро вы бывали и что можете о них рассказать?"

Дети рассказывают о станциях "Кутузовская", "Арбатская", "Кунцевская", "Фили", "Парк Победы" и других, объясняя почему или в честь кого их назвали.

Ведущий: "Чтобы передвигаться на наземном транспорте по городу, надо соблюдать правила дорожного движения. Мы поиграем в игру"Дорога".Одни ребята будут водителями, они получат карточки с изображением машин, другие будут пешеходами. Родитель вашей команды станет постовым, ему вручим жезл. Один ребёнок будет исполнять роль светофора."

Дети и взрослый получают необходимые атрибуты. По команде ведущего начинается игра. Водители под музыку двигаются по кругу, останавливаясь, чтобы пропустить пешеходов. Движение регулируют постовой и светофор.

По окончании игры ведущий станции даёт слово из пословицы о Москве

Станция "Кремль – сердце Москвы"

Ведущий: "Ребята, вы прибыли на станцию "Кремль - сердце Москвы".Скажите, пожалуйста, кого считают основателем нашего города?"

Дети отвечают, что это Юрий Долгорукий.

Ведущий: "Знаете ли вы из какого материала был построен Кремль изначально?"

Дети отвечают, что из дерева.

Ведущий: "Изменялся ли облик Кремля после этого?"

Дети рассказывают, что он был белокаменным, и объясняют почему решили строить Кремль из камня, а затем рассказывают о современном виде Кремля.

Ведущий: "Кремлёвская стена защищала москвичей от нападения врагов. В этой стене существуют башни.У них разные названия, они непохожи друг на друга. Можете ли вы рассказать что-нибудь о них.?"

Дети повествуют о Спасской, Троицкой, Царской, Кутафьей, Сенатской, Боровицкой башнях. Из предложенных иллюстраций башен Кремля они должны найти нужную картинку и рассказать по ней.

Ведущий: "Молодцы, вы справились с задание. А теперь с помощью взрослого члена вашей команды вам необходимо разгадать кроссворд. Слушайте те вопрос, отвечайте на него, родитель запишет ответ в кроссворд.

Вопросы:

1.Князь-основатель Москвы. (Долгорукий Ю.)

2.Главная площадь Москвы.(Красная)

3.Название башни, где находятся часы. (Спасская)

4.Как называются главные часы России? (куранты)

5.Самая высокая башня Кремля? (Троицкая)

6.Как называют самый большой колокол Москвы? (Царь-колокол)

Ведущий вручает часть пословицы.

После того, как команды побывали на всех станциях. они собираются в музыкальном зале.

Ведущий игры: "Вы справились со всеми заданиями и собрали четыре пословицы о Москве. Я попрошу взрослых членов команд составить эти пословицы на мольбертах и прочитать их."

Пословицы:

  • Москва - всем городам Мать.
  • Все дороги ведут в Москву.
  • Москва - гранит, никто Москву не победит.
  • Москва не город, а целый мир.

Ведущий: "Москвичи любят много трудиться, но и любят отдыхать, веселиться. Сейчас мы с вами потанцуем."

Участники игры-путешествия танцуют.

Ведущий: "Вы все справились. Вы молодцы. На память о нашем путешествии мы дарим каждой команде раскраски о Москве"

Под музыку команды уходят из зала.

Литература

1. Л.А.Кондрыкинская. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва, 1996.

2. О.В.Кубасова. Жители Москвы. М: Радуга, 2000.

3. Л.М.Кузьмина. Сказание о Москве. М: "ОЛМА Медиа Групп", 2007.

4. Стихи о Москве. М: Детская литература, 2008.

5. И.Г Сухин. Москва в стихах для детей М.: Антиква, 1997.