Работа с одаренными детьми

Разделы: Классное руководство

Ключевые слова: одаренные дети, педсовет


Какие черты характера свойственны талантливым детям? Такие же, как и детям, которые еще не нашли своё призвание: самые разные. Каждый ребенок – это прежде всего индивидуальность. И чем раньше я, как учитель, распознаю его особенности, тем легче детям будет выразить себя.

Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Какую картинку рисует учительское воображение, когда он слышит слова «талантливый ребенок»? Нарядная скрипачка, которая без стеснения выходит на сцену и начинает играть. или это яростный почемучка и спорщик, который загонит в угол любого учителя своими каверзными вопросами и неотразимыми аргументами. Или это медлительный первоклассник, способный словно бы ненароком подсказать ответ задачи, над которой мучается старший брат. Большинство детей, которых впоследствии мир признавал гениями не имели славы вундеркиндов. Просто в какой-то момент перед ними вставала проблема и они её решали так, как это обычно делают дети: творчески и подключив воображение.

Могу ли я научить детей воображению? Как правило мне не приходится это делать. Я стала замечать, что, как и инстинкт исследователя, в детях уже присутствует дар воображения от природы. Этот дар помогает им постигать как законы мироздания, так и учиться исследовательской деятельности. Чему же я учу детей? Я учу их применять фантазию. И не только в игре, но и в решении ежедневных проблем, на уроках, и в выборе своих целей. Умение применять фантазию и творческие способности делает детей компетентными и уверенными в себе, помогает добиться успеха в любых областях.

Презентация

Для выявления и развития одарённых детей я опираюсь на такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

В своей работе, для раскрытия этих возможностей, я учитываю особенности восприятия ребенка. Так детям становиться легче и интереснее учится у меня.

Еще в 1 классе я поделила детей условно на 3 группы.

  • Дети-слушатели легко выучили алфавит, когда он превратился его в песенку;
  • Дети-зрители помогли красочные картинки с буквами;
  • Дети-деятели просто лепили буквы из пластилина.

Разумеется я делала это со всеми детьми, для развития у детей всех каналов восприятия.

Большинство детей в свой первый учебный день хотят в школу. Однако количество оптимистов уменьшается с каждым годом, проведенным в классе. В 1 классе главные стимулы, которые ведут детей, это предвкушение веселья и любопытство.

Но, новый этап взросления требует и новых отношений.

Поэтому, помимо игры, мне приходиться много требовать от детей, приходиться учить их слушать и слышать меня.

Детям придется научиться:

  1. контролировать свое внимание;
  2. запоминать информацию целенаправленно;
  3. распределять свое время и усилия.

Но с другой стороны, у ребенка должна быть область интересов, в которой мы учителя – только гости.

Итак, если передо мной стоит задача заинтересовать ребенка, я действую следующим образом:

  • невзначай предлагаю книгу или просмотр документального фильма на нужную мне тему;
  •  задаю ребенку интересный вопрос, но не требую ответа;

При этом я рассчитываю на проявление эффекта, когда ребенок лучше запоминает прерванные занятия, чем завершенные.

Мой вопрос без ответа дольше привлекает к себе внимание и заставляет тщательнее обдумывать его. Например:

  • в какой футболке - черной или белой – лучше выйти на улицу в жаркий солнечный день? Почему?
  • в чашке смешали соль и перец. Как их разделить?
  • как можно пригнать лодку к берегу, если ты упустил весла?
  • куда тебя отклоняет – назад или вперед во время торможения автомобиля? А когда автомобиль набирает скорость? Как ты думаешь, почему?
  • в какую сторону движется автобус – налево или направо?

В работе с одаренными детьми есть ещё не менее важная задача, не только поддержать интерес, но и повысить учебную мотивацию. И здесь может возникнуть 3 проблемы:

1. Физиологическая проблема.

Для отличной учебы все отделы мозга должны работать слаженно. Например на уроках математики требуется сосредоточенность и хорошая кратковременная память. Соответственно если у ребенка дефект произвольного внимания или кратковременной памяти, математика будет трудна для него. Конечно ребенок будет учить предмет, но шансы понять и насладиться знанием не велики.

Как Помочь? В своей работе я применяю следующе способы:

  • играю с детьми в слова;
  • использую карточки для поиска отличий;
  • осваиваю с детьми метод Цицерона;
  • учу детей методу ассоциаций и т.д.

2. Неумение ребенка учиться.

К моменту окончания начальной школы, у ребенка должен быть сформирован навык поиска и работы с информацией. Если этого не произойдет, ребенок не сумеет выделить в тексте или в рассказе учителя главное, запомнит лишь детали, не сможет написать конспект или составить план на тему, сформулировать собственные мысли по поводу прочитанного. Чтение не будет приносить ребенку не удовольствие, не пользы.

Как помочь? Владея информационной культурой, я просто учу детей примам работы с тестом. Во 2 классе это:

  • нахождение пропущенных букв, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова;
  • смысловое чтение;
  • деление на абзацы и составление плана прочитанного текста (произведения);
  • владение пересказом разного вида;
  • выделение опорных слов (словосочетаний);
  • подбор антонимов и синонимов к словам;
  • характеристика героев и их поступков

3. Лень.

Даже одаренные дети не всегда готовы отдать занятиям достаточно времени и сил. Причины самые разные. Это отсутствие интереса, боязнь ошибки необходимость сосредоточенности

Как помочь?

  • учу использовать свои ошибки и не бояться их;
  • веду работу над коммуникативными навыками;
  • показываю собственным примером человека, который постоянно учится;
  • часто рассказываю о собственной школьной жизни и как я выходила из подобных ситуаций.
  • стараюсь формировать положительный стимул «Ты способен», «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя сильная воля»
  • на уроках назначаю сроки выполнения поставленной цели;
  • определяю для детей прикладную пользу обучения (зачем это нужно знать и как применить в жизни);
  • публично, в присутствии всего класса, хвалю за успехи.

В работе с одаренными детьми не все бывает гладко. Далеко не всякий талантливый ребенок по первой просьбе учителя станет декламировать свои способности. Выделяются следующие формы поведения:

  • дети-манипуляторы, которые не верят или боятся искренних отношений;
  • дети-обманщики, которые всеми силами защищают собственное «Я», поскольку чувствуют опасность;
  • дети-спорщики, которые больше всего бояться что с ними поступят несправедливо.
  • дети-конкуренты, которые уверены, что их будут любить, только если они всегда будут оставаться победителями;
  • пассивные дети, которые не верят, что к ним кто-то прислушается.

Что делать?

В классе дети, как правило, закрепляют свое дурное поведение.

Я стараюсь придумать способы помочь ребенку поверить в свои силы, убедиться в собственной компетентности.

Показываю, как можно выстроить искренние отношения. Конечно это требует от меня много времени и сил, но я понимаю, что с талантливыми детьми тоже бывает не просто.

Итак, для развития таланта и способностей детей я пользуюсь следующими методами:

  • развиваю математические способности, создавая ситуации для проявления смекалки, формально логики, упорства.
  • на уроках часто решаем логические задачи. Это пригодиться детям при изучении любых предметов.
  • формирую приобретённую грамотность. Это и работа с экспресс-диктантами, и выразительное чтение, и развитие лингвистического чутья и желания понять и узнать смысл услышанных незнакомых слов.
  • решаем грамматические кроссворды и загадки. Например: Мама пришла с работы и, увидев на столе посуду, спросила у дочки: Эти тарелки и кастрюля чистые? Дочка ответила тремя местоимениями. Запишите ответ дочки.
  • постигаем исторические тайны. Посещение музеев, и исторических мест нашего города.
  • развиваю на уроках литературное дарование. Мы часто вместе с детьми проводим литературные игры, задача которых – вспомнить стихотворение на заданную тему, подобрать рифму, придумать образные словосочетания, сочинить загадку, назвать автора прочитанного отрывка.
  • воспитываю информационную культуру. Здесь мне помогает презентация. На классных часах мы иногда вместе создаём презентацию. Дети учатся технике поиска в сети, экспериментируют со структурированием информации, пробует разные виды форматирования.

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Моя задача состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.