Как воспитать внимательного ребенка. Рекомендации для родителей дошкольников

Разделы: Работа с родителями, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, родители, воспитание детей


Все родители хотят, чтобы их дети внимательно слушали учителя, больше запоминали на уроках, поменьше отвлекались, точно выполняли инструкции. Конечно, это зависит от многих факторов, и не в последнюю очередь от развития слухового восприятия, слухового внимания и слуховой памяти. Возможно, вы помните тот момент, когда ваш малыш впервые услышал ваш голос, как он внимательно прислушивался к погремушкам, музыке, пугался резких неожиданных звуков и затихал под колыбельные песни. Мозг ребенка начал «коллекционировать» звуки окружающего мира, анализировать и «раскладывать их по полочкам». В правом полушарии будут храниться звуки природы и животных, музыкальные звуки, бытовые шумы, а левое полушарие займется речевыми звуками, которые затем сложатся в слова, предложения, фразы. Наиболее благоприятный, сензитивный, период для развития «чувства языка» длится до 4-х лет, поэтому ребенку так важно за это время накопить как можно больше звуковых образов и к пятилетнему возрасту самому научиться правильно слышать и говорить. В дальнейшем возможность спонтанного развития снижается и ребенку приходится прикладывать большие усилия, для того чтобы правильно слышать и различать звуки.

Умение слышать и воспринимать - важные навыки для овладения речью. Слуховое внимание актуально развивать с первых слов малыша. С помощью нехитрых, но специально организованных игр учить внимательно слушать все вокруг, замечать интонации, различать тембр, улавливать ритм. Постепенно ребенок научится слушать книги, прислушиваться к своей речи, исправлять ее неточности.

На сегодняшний день, по статистике, от 60 до 80% современных дошкольников не укладываются в традиционные временные рамки (5 лет) для нормативного созревания произносительной стороны речи. Причем незрелыми являются, прежде всего, процессы слухового восприятия, внимания и памяти и, как следствие, возникают трудности овладения чтением и письмом. Именно поэтому очень важно в дошкольном возрасте научить детей узнавать неречевые шумы, знакомые мелодии, музыкальные инструменты. Полезно слушать и отхлопывать простые и сложные ритмы с акцентом, повторять «перевернутые» слова и словосочетания или незнакомые иностранные слова.

Следующим шагом будет обнаружение верного звучания слова в ряду акустически похожих его искажений (панама-банама-панана), распознавание речевого потока при прослушивании фрагментов сказок, опознание перечисленных слов по их ритмическим образам.

Развивая речевую слуховую память у ребенка предложите им повторить фразы из 5-7 слов с предлогами и знакомыми, но редкими словами (памятник, стадион, фонтан и тд ); цепочки из 4-6 слов: прослушанный текст, короткую сказку из детского радио-театра.

Обратите внимание на то, как ребенок ведет себя при прослушивании сказок, песенок, музыки, и вы сможете понять насколько легко или трудно это для малыша. Беспокойство и раздражительность, неустойчивый интерес - это верные знаки недостаточного слухового внимания и повод для обращения к логопеду.

 Если дошкольник плохо воспринимает на слух информацию, нужно пройти все этапы развития по порядку, обращая внимания на то, что получается легко, а какие задания вызывают трудности.

Игры, которые помогут стать вашему ребенку стать внимательным

«Чья музыка?»

Цель: Научить различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: колокольчик, бубен, дудочка, барабан, губная гармошка, металлофон.

Задание: Отгадай, чья это музыка.

Взрослый показывает и называет два музыкальных инструмента, играет на них. Ребенок рассматривает инструменты и слушает их.

Взрослый повторяет действия за ширмой, а ребенок угадывает, что звучит. Постепенно количество музыкальных инструментов увеличивается.

«Шумящие коробочки»

Цель: Научить различать разные шумы на слух.

Оборудование: парные баночки или коробочки из-под «киндер-сюрпризов» наполненные гречкой, солью, горохом, водой.

Задание: Найди пару одинаково звучащих коробочек.

Взрослый предлагает ребенку погреметь коробочками и выбрать две похожие. Можно предложить найти где спрятались самые громкие звуки, а где потише и где самые тихие.

«Тишина»

Цель: Научить ребенка воспринимать звуки, окружающие его в повседневной жизни.

Задание: Прислушаться и назвать как можно больше звуков.

Взрослый с ребенком садится на пол и предлагает ребенку закрыть глаза и замереть. «Прислушайся, что ты слышишь?» (тиканье часов, шаги, голоса, шум на улице, капли дождя, вой ветра и тд)

«Звуковое лото»

Цель: Научить ребенка узнавать звуки окружающего мира

Оборудование: карточки с изображениями бытовых приборов, животных, транспорта, природных явлений, музыкальных инструментов.

Задание: послушать звуки музыкальных инструментов, дома, природы, животных, транспорта, записанные на носителе и закрыть фишкой картинку.

«Один или много»

Цель: научить различать громкость шумов.

Оборудование: ширма, несколько игрушек животных из твердого материала.

Задание: отгадать один или много.

Ход игры

Взрослый за ширмой стучит двумя пальцами по столу и говорит: «Так идет один человек».

Затем стучит всеми пальцами и говорит: «А так - много людей, толпа»

После этого взрослый стучит копытами то одного, то нескольких животных.

Ребенок определяет количество на слух.

Волки – один или стая?

Лошади – одна или табун?

Коровы – одна тли стадо?

«Угадай по голосу»

Цель: научить ребенка различать речевые звуки по тембру.

Задание: угадать кто это?

Ход игры

В эту игру играют взрослый и несколько детей.

Водящему заязывают глаза и выводят в середину круга.

Водящий идет в любом направлении, пока не наткнется на одного из игроков.

Тот на кого наткнулись, подает голос «ОЙ»

Водящий должен угадать, кто кричал.

Если водящий угадает, в круг становится тот, кого узнали.

Чек-листы

«Секретный язык»

Цель: научить ребенка точно воспроизводить незнакомые звукосочетания.

Оборудование: картинка или игрушка инопланетянина.

Взрослый предлагает спросить инопланетянина, как его зовут на его языке и произносит любое звукосочетание, например «На куба бату?», затем задает другие вопросы «Сколько тебе лет?» , Где ты живешь?», « Что ты ешь?» и каждый раз «переводит» их на его язык.

«Сказки-шумелки»

Цель: Развитие слуховой памяти, умения внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок, развитие фантазии, ритма.

Задание: Прослушать сказку, подобрать шумовое оформление.

МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)
Грызли зёрнышки
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ДЕРЕВЯННОЙ РАСЧЁСТКЕ)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)

«Правильный банан»

Интерактивная игра на различение правильного звучания слов на портале «Мерсибо»

«Что не так?»

Цель: научить различать слова, близкие по звуковому составу.

Задание: слушать стихотворение и исправить, если есть, ошибку.

На обед сыночку Ване
Мама варит суп в стакане.

Говорит нам папа басом
Я люблю конфеты с мясом.

Просит бабушка Аркашу
Из редиски скушать кашу.
Попросила мама Юлю
Ей налить чайку в кастрюлю.

И в Воронеже и в Туле
Дети ночью спят на стуле.

Подобрать тебе я смог
Пару варежек для ног.

Во дворе ирещит мороз
Шапку ты надень на нос.

 День рожденья на носу
Испекли мы колбасу.

«Снежный ком»

Цель: развить слуховую память.

Оборудование: нет.

Задание: Запомнить предыдущие слова и назвать свое слово по теме.

Взрослый с ребенком определяют тему для называния слов, «например, транспорт».

Взрослый называет первое слово - автобус.

Ребенок повторяет его и добавляет свое - автобус, троллейбус;

Взрослый: - автобус - троллейбус - трамвай;

Ребенок: - автобус – троллейбус - трамвай – самолет и т.д. пока кто-то не допустит ошибки или пока идут песочные часы.

«Магазин»

Цель: рахвитие слуховой памяти и внимания.

Оборудование: различные предметные игрушки, муляжи овощей, фруктов и т.д.

Задание: Ребенок должен запомнить, что ему нужно купить в магазине и положить в корзинку. Начинать можно с 1-2 предметов, постепенно увеличивая список покупок до 5-7.

Список литературы

  1. «300 игр на развитие слухового восприятия»
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/28/skazki-shumelki
  3. https://mersibo.ru/
  4. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.soundtouch
  5. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.kidstatic.kidsmusicinstruments
  6. https://play.google.com/store/apps/details?id=com.amdroid.animal.sound.ringtones