Значение краеведения в формировании личности обучающегося

Разделы: Краеведение

Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание


Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определяют в качестве цели и требований к результатам образования формирующуюся личность, освоение ею универсальных учебных действий, накопление базовых компетенций, необходимых для адаптации в социуме.

Результатом школьного образования должен стать не всепланетарный, космополитический индивид, а национально ориентированная личность, духовно связанная с прошлыми и современным поколениями, с базовыми ценностями и традициями нашей родины.

Эти задачи определены и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [3], ориентирующей нас, педагогов, на формирование базовых национальных ценностей, гражданско-патриотического сознания у подрастающего поколения, на становление будущего гражданина и патриота России.

В краеведении заложен значительный воспитательный потенциал, который будет способствовать формированию гражданско-патриотических качеств личности. Границы краеведения, как правило, совпадают с границами исторических субъектов Российской Федерации.

Согласно Примерной программы по предмету «История» в 5-9-х классах, изучение региональной истории предлагается во взаимосвязи с отечественной историей, что «способствует многоуровневому рассмотрению истории, включающему историю России, историю региона, города, села, семьи» [5, с. 9-10]. Возможно также изучение региональной истории как самостоятельного курса синхронно-параллельно с курсом отечественной истории в 6—9-х классах. Этот курс рекомендуется вводить за счет части учебного плана и ООП образовательной организации школы, формируемой участниками образовательного процесса, учитывая актуальные задачи воспитания и интересы самих обучающихся.

В личностной характеристике выпускника основной школы отмечается, что он любит «свой край и свое Отечество», уважает «свой народ, его культуру и духовные традиции». Этому также способствует и краеведение, которое имеет огромное значение для развития личности обучающегося, формирования его гражданско-патриотических качеств.

Познание истории родного края способствует складыванию региональной идентичности, то есть осознания принадлежности к родной местности, к поколениям земляков, их историческому и культурному наследию, а региональная идентичность, в свою очередь, является основой для формирования гражданской идентичности, то есть осознания себя гражданином России, принадлежности к Российскому государству.

Изучение истории своего края, вовлечение обучающихся в историческое прошлое региона, их знакомство с культурным и духовным наследием предшествующих поколений способствует формированию различных граней личности, происходит духовно-нравственное воспитание обучающихся. Содержание краеведческого материала приобщают юных граждан к тем ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам, без которых невозможно представить нашу страну: справедливость, личная и национальная свобода, межнациональный мир, семейные традиции, любовь и верность родному дому, своей малой родине и своему Отечеству, забота о единстве нации и государства, чувства собственного достоинства и других. Изучение истории родного края позволяют учителю на основе краеведческого материала показать ученикам значение этих ценностей для наших предков и важность их сохранения в наше время.

Помимо духовно-нравственного происходит и историческое воспитание обучающихся. Воспитание историей о родном крае, историческими событиями, происходившими в прошлом на нашей Кузбасской земле, воспитание на примерах исторических личностей, совершавших ратные, трудовые и нравственные подвиги во имя своих земляков и российского государства, - все это является или может стать действенным фактором формирования в сознании детей чувства гордости и сопричастности к героическим событиям прошлого, осознания исторической ответственности за события в обществе и государстве.

Существует достаточно много краеведческих тем, формирующих общеправовую культуру обучающегося: деятельность региональных государственных органов, местного самоуправления, судебных структур и их взаимодействие с различными социальными группами населения; деятельность партийных, общественных организаций; проведение избирательных кампаний и участие в них беловчан и кузбассовцев в разные эпохи; возникновение и развитие местной и региональной символики; изучение прав и обязанностей школьников и многие другие темы. Изучение истории края в таком ракурсе поможет школьнику усвоить важные установки: совместная жизнь людей, малых и больших социумов невозможна без законов и правовых норм, ответственности и обязанности со стороны отдельной личности, что свидетельствует о политико-правовом воспитании обучающихся.

Краеведению принадлежит особая роль и в патриотическом воспитании. Уже в самом краеведческом материале – занимательных фактах и исторических событиях города, области, в деятельности известных кузбассовцев, которые обустраивали и прославляли выдающимися ратными, трудовыми и духовными подвигами Кузбасскую землю, в памятниках старины – от Томской писаницы до рукотворных реликвий в школьном музее – заложен колоссальный воспитательный потенциал.

Сегодня учитель – организатор учебного занятия, координатор образовательного процесса, наставник, помощник, формирующий благоприятное диалоговое и деятельностное пространство в классе. Первостепенная педагогическая задача его заключается в том, чтобы учить учиться, то есть прививать ребятам навыки самостоятельной постановки цели и задач, формировать умения организовывать и планировать процесс поиска информации, осуществлять контроль за своими действиями, оценивать свою деятельность.

Ведущие представители отечественной психологии А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и другие отмечали, что человеческая жизнь — это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Человек учится для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать [1; 4]. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий, то есть в основе учения и обучения должны быть различные способы деятельности, которые могут формироваться на основе деятельностного похода, в условиях широкого применения современных образовательных технологий.

Основу современного учебного процесса составляет технология проблемного обучения, где обучающийся становится субъектом,  овладевает новыми способами действия, приобретает новые знания. Для возникновения проблемной ситуации учитель использует разные приемы. Например, учитель раскрывает разные точки зрения на один и тот же вопрос из истории Кузбасса, предлагая классу рассмотреть явление с разных позиций (закрытие шахт, перенос памятников и др.), или побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из конкретной исторической ситуации, ставит задачи с недостаточными, ошибочными данными.

Важные учебные задачи могут быть решены с помощью игровых технологий. По мнению методистов [9], игра в жизни школьника кроме развлекательной выполняет другие важнейшие функции:

  • социализации, включает обучающегося в систему общественных отношений, усвоения им достижений культуры;
  • межнациональной коммуникации, позволяет обучающемуся усваивать культуру собственного народа, других национальностей, если игры связаны с изучением народностей;
  • самореализации, позволяет снять конкретные жизненные затруднения или, напротив, выявить недостатки своего опыта;
  • диагностики, дает возможность педагогу диагностировать различные проявления или умения ребенка.

При изучении истории России и нашего края есть аспекты, при изучении которых может быть использован метод «погружения» в конкретную историческую среду и применения игровых технологий: «Основание Кузнецкого острога при Михаиле Федоровиче Романове», «Этническая карта Кузбасской земли», «Одежда, быт и нравы коренных жителей Кузбасса», «Кузбасс в начале XX века» и другие.

Требованием современности стало использование информационно-коммуникационных технологий на уроках. Умелое использование ИКТ помогает оптимизировать процесс обучения, расширить документальную базу изучения краеведческого материала с привлечением интернет-ресурсов. Так, обращение к экономическим и социальным проблемам города Белово и Кемеровсой области, памятникам Беловской и Кузбасской архитектуры, прикладного искусства и другим аспектам истории края с использованием компьютерной презентации позволяет максимально сконцентрировать внимание обучающихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Интернет-ресурсы незаменимы для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Однако, информационно-коммуникационная технология является лишь одним из средств обучения.

В изучении истории родного края важное место отводится методу проектов, суть которого – стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и умение практически применять полученные знания, а также развитие мышления обучающихся. При выполнении проекта, на каждом этапе решаются конкретные учебные задачи: поиск и обоснование проблемы, планированием действий по разрешению проблемы, поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы. Затем – подготовка конкретного «продукта», результата, готового к использованию на уроке, в школе или в реальной жизни. Завершает работу над проектом – представление готового «продукта» в виде презентации, защиты самого проекта.

Метод проектов активизирует развитие самостоятельной деятельности обучающихся, что немаловажно при изучении родного края. Особенностью является то, что после сбора материалов, вещественных доказательств и их анализа обучающиеся на конечном этапе работы должны получить конкретные, «осязаемые» результаты, готовые к внедрению: выпуск фильма, презентации, компьютерного альбома, веб страницы, сайта, альманаха, выставка работ, организация музейного уголка и другие. Проектный метод ориентирован как на индивидуальную, так и на групповую самостоятельную деятельность учащихся. Итогом проектной деятельности обучающихся становится защита проекта.

Так, на уроках истории, посвященным юбилею Кемеровской области, города Белово обучающиеся гимназии выполняли проекты «Кузбасс в годы Великой Отечественной войны», «Семь чудес Кузбасса», «Любимые места родного города», «Парки города Белово», «История одной улицы», «Электронный календарь памятных дат города Белово», «Подвиги моих прадедов» и другие, «продуктами» которых стали презентации, альманах «Они сражались за Родину…», веб страница памятных дат города Белово.

Важный фактор стимулирования познавательной активности обучающихся, формирования любви и уважения к родной земле – внеурочная работа по краеведению. Наиболее оптимальные формы для включения обучающихся во внеурочную деятельность – исследовательский проект, экскурсии, заочные путешествия, создание и просмотр кинофильмов, тематические вечера и др. Включение ребят в различные виды внеурочной деятельности обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к разным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий принимают участие не только педагоги и школьники, но и родители (шьют костюмы, собирают информацию, изучают документы),  а также представители других учреждений и организаций (школ города, Дворца творчества детей и молодежи города Белово, МВЦ «Вернисаж»).

Таким образом, значение краеведения для формирования личности обучающегося трудно переоценить. Русский писатель Л.М.Леонов отмечал, что «большой патриотизм начинается с любви к малому – к месту, где ты живешь».

Литература

1. Гальперин, П.Я. Лекции но психологии: учеб. пособие /П.Я.Гальперин. – М.: Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. - 332 с.

2. Колесникова, М.Е. Региональная история и историческое краеведение: соотношение понятий и опыт теоретической интерпретации /М.Е. Колесникова // Региональная история, локальная история, историческое краеведение: объект, предмет, методы изучения: сборник статей /сост., ред.: A.Е.Загребин, О.М.Мельникова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2012. – С. 23-30.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание /А.Л.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2010.

4. Леонтьев А.II. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н.Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975.

5. Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

6. Репина Л.П. Историческая паука па рубеже XX—XXI вв.: социальные теории и историографическая практика / Л. Н. Репина. – М.: Круп., 2011.

7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – М.: Просвещение, 2009.

8. Шмаков С.Л. Игры учащихся – феномен культуры / С.А.Шмаков. – М.: Новая школа, 2004.

9. Шмидт С.О. Краеведение и региональная история в современной России / С.О.Шмидт // Методология региональных исторических исследований: материалы международного семинара, 19-20 июня 2000 г. – СПб., 2000. – С. 11–15.