Какие бывают растения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: Открытие новых знаний.

Цели урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о делении растений на группы: деревья, кустарники, травы, об отличительных признаках этих групп.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Обобщить знания учащихся о растениях.
  • Познакомить учащихся с группами растений: деревья, кустарники, травы.
  • Познакомить учащихся со своеобразием нескольких растений.

Развивающие задачи:

  • Развивать представления учащихся о явлениях живой природы.
  • азвивать умение учащихся выделять в явлении основной признак и умение классифицировать явления по признакам.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям.
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

  • Предметные: научить различать растения по признакам; создать условия для расширения и углубления знаний о растениях;
  • Личностные: воспитывать любовь и бережное отношение к природе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
  • Метапредметные:
    • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать свои результаты.
    • Познавательные: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
    • Коммуникативные:
      • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе; задавать вопросы; отвечать на вопросы других;
      • осуществлять совместную деятельность в группе с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Средства обучения: презентация, проектор, компьютер, учебник, рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

1. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день! Всем добрый день!
И работать нам не лень,
Мы друг к другу повернемся
И друг другу улыбнемся.
Пожелайте глазами и улыбкой удачи на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

- О чём мы говорили на прошлом уроке?

- Какое значение имеет вода для растений, животных, человека?

- Почему загрязняется вода?

- Что делают люди, чтобы вода была чистая?

- Кто придумал свою загадку о воде?

3. Постановка учебной задачи

- Сегодня я приглашаю вас в путешествие, а куда вы отгадаете сами.

- Прочитайте стихотворение.

Здесь ручей, журча, течёт,
Солнце спину не печёт,
Тень прохладу обещает,
И меня к себе влечёт.
Между ёлочек иду,
Может, здесь грибы найду.
Только спрятались маслята,
Мухоморы на виду.
Вижу белку на суку,
Слышу близкое "ку-ку".
Еж калачиком свернулся,
Отдыхает на боку.
Показался и исчез -
Я подумал: леший, бес...
Он всегда загадок полный -
Заповедный, что же?..

Наш друг Муравьишка подготовил для вас загадки, постарайтесь их отгадать.

Русская красавица
Стоит на поляне.
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. Берёза

Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела,
Красные кораллы. Рябина

Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. Ель

Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Все равно имей в виду,
Может уколоть в саду. Шиповник

- Стоят кругом сестрички:
Желтые глазки, белые реснички. Ромашка

- Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей
А сушеная в запас
От простуды лечит нас. Малина

Не зовёт на перемену
И обратно на урок,
Потому что это просто
Голубой лесной цветок.колокольчик

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. Белка

Паренёчек белобрысый
Ветер дунет, станет лысый.
Кто же этот мальчик
Это... Одуванчик

Королевой ягод сада,
Садоводы так прозвали,
И бывает золотистой,
Чёрной, красной и душистой! Смородина

- Какой предмет здесь лишний? (белка)

- Почему?

- Пподумайте, каким одним словом можно назвать оставшиеся предметы? (Растения)

- Предположите о чем мы будем говорить на уроке? (о растениях)

- Прочитайте тему нашего урока на стр. 56 учебника. (Какие бывают растения?)

- Вы знаете что-то о растениях? (У растениях есть ствол (стебель) корень, листья, цветок, плод)(Растения - живая природа.)

- Почему?(Признаки - дышит, растет, питается, размножается, умирает)

- Что еще хотели бы узнать? (Ответы детей)

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

- Сегодня мы узнаем, на какие группы можно разделить растения. Научимся выделять и сравнивать признаки этих групп. Будем учиться замечать и ценить красоту мира растений.

- Прочитайте в учебнике стр. 56, что об этом говорит Муравьишка.

4. Открытие новых знаний

- Все ли растения одинаковы?

- Наша задача-разделить все эти растения на группы и разобраться, чем каждая группа отличается от другой.

- Какие группы вы бы выделили? (Слайд На какие группы можно разделить растения?)

- Сколько группы вы выделили? Почему?

- В 1 группу какие растения объединили? (береза, рябина, ель)

- Что это? (деервья)

- Чем деревья отличаются от остальных растений?

- Что заметили? (СТВОЛ)

- У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину. Ствол покрыт корой, от которого отходят ветви.

- Одинаковы ли деревья? (Нет, бывают лиственные и хвойные)

- Чем ель отличается от остальных деревьев? (Слайд)

(У ели иголки вместо листьев.)

- На какие же 2 группы можно разделить все деревья? (Деревья бывают лиственные и хвойные.)

- Какие деревья мы называем лиственными, а какие хвойными? (Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки, а у хвойных листья в виде иголочек.)

- Давайте подведем наш первый итог: первая группа растений – это деревья. Они могут быть лиственными и хвойными (Слайд).

- А как мы назовем одним словом эти растения (Слайд): шиповник, малина, смородина?

- Почему вы взяли их в отдельную группу?

- Что общего?

- Есть ли ствол?

- Это деревья? (нет)

- Может вы знаете как назовем растения этой группы?

(Это кустарники.У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких стволиков.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев? (Слайд)

ВЫВОД

- Вторая группа растений – это кустарники. Они тоже могут быть лиственными и хвойными. Приведите примеры.

- К 3 группе вы отнесли какие растения?

- Почему?

- Почему мы их не отнесли ни к деревьям, ни к кустарникам?

- Что это? Как назовем эту группу? (травы)

- Чем травянистые растения отличаются от кустарников и деревьев? (Слайд.) ( У травянистых растений нет ствола. У трав - мягкие и сочные стебли.)

- Давайте представим лес в виде лесной лесенки. Какие растения будут находиться на верхней ступеньке? (деревья)
- Какие растения располагаются ниже? (кустарники)

- И на нижней ступеньке поселим … (травы). Учёные называют такие ступеньки ярусами леса. (Слайд. Ярусы леса)

- Давайте проверим себя по тексту учебника стр.56.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

- Рассмотрите внимательно схематические рисунки деревьев, кустарников, трав.

Физминутка.

Цель: дать передышку детям, отдохнуть, реализовывается здоровьесберегающий компонент.

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник - руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы - присаживаются на корточки (травы низкие). По ходу игры ведущий (учитель) может вставлять названия грибов и животных не предупреждая, тогда дети не должны выполнять никаких действий, стоять свободно.

Колокольчик, облепиха, осина, тополь, малина, одуванчик, кедр, ромашка, рыжик, липа, дуб, огурец, смородина, подснежник, комар, берёза.

5. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику

- Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

Деревья: клен, сосна.

Кустарники: калина, орешник.

Травы: одуванчик, репейник.

- Назовите их основные отличия.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Возьмите рабочие тетради и откройте их на стр.39. В задании №1 схематично нарисуйте дерево, кустарник, травянистое растение.

- Проверьте работу друг у друга.

Самостоятельная работа учащихся с последующей проверкой в парах.

7. Включение нового в систему знаний и повторение

1. Стр. 58, чтение статьи «Красота растений».

- Ребята, растения не только красивы, но и пользу приносят человеку. А какую?

(Выделяют кислород, радуют нас своей красотой, дают продукты питания, строительные материалы, лекарственные растения.)

- Как мы, люди, должны относиться к такой красоте, природе, растениям, если они нам так много дают?

- Человек должен не только использовать растения, но и охранять их, беречь. От того, что человек неумело пользуется окружающей природой, некоторые виды растений совсем исчезли. А некоторые на грани исчезновения. Учёные такие растения занесли в Красную книгу. Красная книга – это книга “боли”, тревожный сигнал Природы о сокращении численности животных и растений, об угрозе их истребления или о переходе в разряд редких.

2. Правила друзей природы

3. Кроссворд

8. Итог урока

- Что мы сегодня узнали?

- Чему научились?

- Мы познакомились с разными растениями. На какие группы их можно разделить?

- По каким основным признакам можно отличить деревья от кустарников, кустарники от трав?

- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных?

Рефлексия

- Оцените свои достижения на уроке (смайлики)

Домашнее задание

Стр. 56-59 читать, стр. 41 №6 рабочая тетрадь + раскрасить свое растение.