Методическая разработка тренинга для одаренных старшеклассников по развитию уверенности в себе

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 9, 10

Ключевые слова: тренинг, старшеклассники


Цель: формирование адекватной самооценки, предупреждение изоляции в группе сверстников, укрепление физического и психологического здоровья, профилактика неврозов.

Задачи: развитие позитивного мышления и уверенности в себе, формирование установки на самоанализ и успех, усиление «Я-концепции», обучение способам эмоциональной разрядки и сознаванию своего эмоционального состояния.

Целевая аудитория: учащиеся 9-11 классов.

Время проведения: 2 часа.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, листы белой бумаги по количеству участников, цветные карандаши или фломастеры, ручки, конверты, магнитофон, компакт-диск с релаксационной музыкой.

Ход занятия

Знакомство

Введение в тему тренинга

Для того чтобы стать успешным, необходимо знать себя и свои возможности, а также владеть своим эмоциональным состоянием. Безусловно, участие в различных конкурсах и олимпиадах – это стрессовая ситуация, но, как правило, именно стрессовые ситуации помогают нам научиться воспринимать их не как испытание, а как возможность проявить себя, приобрести бесценный опыт, стать более внимательными и организованными. И здесь важно знать, как вы реагируете на подобные ситуации, как ведете себя, какую тактику поведения выбираете. Ответить на вопрос «Как?» и увидеть себя со стороны вам поможет участие в сегодняшнем тренинге по развитию уверенности в себе.

Обсуждение правил взаимодействия в группе

Упражнение 1 «Нострадамус»

А сейчас каждый из вас напишет самому себе письмо, где опишет то, что он хочет сделать и каким хочет стать за время групповой работы. Все письма собираются ведущим в запечатанных конвертах, адресованных самому себе. В конце тренинга ведущий раздает эти конверты.

Упражнение 2 «Два на два»

Ведущий просит детей разделиться на две группы. Каждой подгруппе дается по одной карточке с ситуацией, вызывающей неприятные переживания.

Инструкция: Сейчас в каждой подгруппе вам нужно найти три положительные и три отрицательные стороны в каждой  ситуации, которые написаны на ваших карточках. У вас есть на это только 15 минут, поэтому поторопитесь.

Содержание карточек.

Карточка 1.

- Я весь вечер провел (а) в одиночестве, и это плохо, потому что …

- Я весь вечер провел (а) в одиночестве, и это хорошо, так как …


Карточка 2.

- У меня неприятности и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это плохо, потому что…

- У меня неприятности и я хотел поделиться с другом (подругой) своими переживаниями, но он (она) не стал меня слушать, и это хорошо, потому что…

После выполнения задания представитель каждой подгруппы зачитывают свои варианты ответов.

Обсуждение. Как вы думаете, чему научило вас это упражнение? Какие аргументы давались легче – положительные или негативные? Как вы думаете почему?

Резюме. Любые события в жизни не являются ни плохими, ни хорошими – все зависит от того, как мы к ним относимся. Например, один человек заболел и ему пришлось отказаться от развлекательной поездки. Он очень расстроился по этому поводу, а потом оказалось, что его друзья попали в катастрофу и погибли.

Самая распространенная ошибка людей – относиться к событиям плохо только потому, что наши ожидания не оправдались. На самом деле, если немного подумать, многие события могут оказаться не такими уж плохими. А иногда случается, что они спасают нас от чего-то худшего.

Упражнение 3 «Формула успеха»

Подумайте и ответьте на вопрос «Что для вас означает понятие «успех»?» Что должно быть в вашей жизни, чтобы вы сказали про себя «Я успешный человек?». Возьмите листы бумаги и напишите «Я – успешный человек, потому что….» и дальше перечислите то, что у вас есть и чего вы достигли, то есть то, что делает вас успешным человеком.

А сейчас представьте себе картинки, на которых будут изображены ситуации вашего личного успеха. Постарайтесь увидеть их ярко и в деталях.

Теперь нарисуйте увиденное. Можно рисовать схематично или с помощью символов.

Затем ведущий просит учащихся объединиться в пары и рассказать друг другу о своих рисунках.

Сейчас представьте себе, что вы уже достигли желаемого успеха. Почувствуйте свое состояние, какое у вас будет настроение, какие ощущения в теле, как вы будете двигаться? Погрузитесь в это состояние на пять минут. Вы можете встать, ходить по классу, выполнять любые движения, можете даже разыграть пантомиму. Старайтесь в этот момент не обращать внимания на окружающих. Теперь объединитесь в пары и расскажите друг другу, что вы почувствовали при выполнении этого упражнения.

Чтобы закрепить свой успех, вы должны не только почаще повторять вслух свою цель, но и слышать ее звучание. Сейчас посмотрите на свое схематичное изображение цели и представьте ее звучание. Вы можете вспомнить знакомые вам мелодии или представить уникальное и особенное звучание. После выполнения упражнения учащиеся в парах обсуждают то, что у них получилось.

Резюме.  Это хороший способ для программирования своей личной успешности в жизни. Необходимо как можно чаще возвращаться к этому упражнению, вспоминать ощущения и звуки.

Наш мозг – это своеобразный биокомпьютер и мы можем закладывать в него любую программу. Если вы запрограммируете то, что очень хотите, то вы получите желаемый результат, и наоборот, если вы запрограммируете то, что не очень хотите, вы можете получить весьма странный результат, т.е. это произойдет, но с неожиданным искажением. Желаю вам успеха!

Упражнение 4 «Четыре квадрата»

Чтобы чувствовать себя увереннее и принимать себя таким, какой ты есть, выполним следующее упражнение. Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата. В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4.

1

2

3

4

Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и вы считаете их положительными.

Можете называть качества одним словом, например «находчивый», «надежный», а можете описать их несколькими словами, например «умею по-настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».

После того, как задание выполнено, ведущий предлагает заполнить квадрат 3. Напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными. Вы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали.

После того как заполнен 3 квадрат, ведущий предлагает «Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы написали в квадрате 3 и переформулируйте их так, чтобы они стали положительными. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все, который принимает вас таким, какой вы есть. Запишите переформулированные качества в квадрате 2.

После того, как заполнен квадрат 2, ведущий предлагает: «Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому, даже наши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1 и переформулируйте их в отрицательные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4.

После того, как все квадраты заполнены, ведущий предлагает: «А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4 и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите какой замечательный человек получился!

Теперь наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2 и посмотрите на квадраты 3 и 4. Жуткая картина. С таким человеком никто не захочет общаться.

А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это всё вы, только с двух точек зрения: с точки зрения друга и сточки зрения врага.

Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву «Я».

Обсуждение. Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, а какие труднее?

Резюме. Получается, что мы сами выбираем, как к себе относиться! Мы можем относиться к себе как враги, и тогда мы не будем любить себя, а будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.

А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества. И окружающие его люди будут относиться к нему также с большой симпатией.

На самом деле, не плохих и хороших качеств, есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых оно помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».

Упражнение 5 «Радуга чувств»

Мы с вами переживаем множество чувств и эмоций. Когда мы хотим сказать о различных своих переживаниях, то мы говорим: «Я чувствую». И мы редко задумываемся над тем, что этим словом мы выражаем совершенно разные процессы, которые в нас происходят. На самом деле мы переживаем ощущения, драйвы, эмоции и чувства. Познакомить участников с данными понятиями. Ведущий прикрепляет цветные стики с названиями  ощущений, чувств, драйвов и эмоций на доску (по 3-4 шт.).

Какие еще чувства, эмоции, драйвы и ощущения вы можете назвать? Ведущий пишет их на стиках и прикрепляет на доску.  Посмотрите на список, который мы с вами составили, возьмите лист бумаги и перепишите их столбиком.

Теперь каждое чувство или эмоцию обозначьте любым цветом, каким вам захочется – главное, чтобы они были разными. Поставьте значок рядом с названием чувства.

А теперь возьмите второй лист бумаги и нарисуйте две радуги. Одну радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете последние несколько дней – позавчера, вчера, сегодня. Вторую радугу нужно составить из тех чувств и эмоций, которые вы переживаете обычно, чаще всего в жизни.

(во время рисования можно включить релаксационную или любую спокойную мелодию)

Обсуждение. Удалось ли вам в радуге передать свое эмоциональное состояние? Отличается ли ваше сегодняшнее состояние от обычного? Если да, то чем?

Резюме. Иногда бывает важно разобраться в своем состоянии и понять его. Вы можете использовать для этого радугу.

Упражнение 6 «Место личной силы» (музыкальное сопровождение по желанию ведущего)

Сядьте удобно, руки опустите вниз, пусть они висят свободно. Закройте глаза и послушайте свое дыхание. Теперь представьте, что к вам подлетает облако – очень белое и пушистое. Оно приглашает вас прикоснуться к нему. Вы касаетесь его, и оказывается оно мягкое и упругое. Вы заходите на облако и оно принимает форму удобного кресла, обтекающего ваше тело. Вы удобно устроились и облако начало медленно двигаться. Это похоже на лодку, которая слегка покачивается на волнах. Только облако плывет по небу.

Вы летите и смотрите на картины, проносящиеся под вами. Вот вы летите над островом. Он зеленый, на нем много деревьев и травы. Вы видите кА поблескивает голубое озеро, плещется вода.

Вы медленно опускаетесь и выходите на остров. Вы ступаете босиком по шелковистой траве.

Посмотрите, какое место вам больше нравиться? Идите туда. Вы ложитесь на траву, она мягкая, немного прохладная, но не холодная. Вам хорошо.

Вы чувствуете, как сама земля делится с вами своей силой, как она вливается в вас, как каждая ваша клеточка радуется, распрямляется. Земля любит вас. Трава нежно гладит вас. Вы полностью насыщаетесь силой, любовью и нежностью.

Вы медленно встаете и идете к облаку. Вы садитесь в него и летите. И вот вы снова здесь. Медленно откройте глаза.

Обсуждение по необходимости.

Резюме: Это очень простой и эффективный способ расслабления и снятия стрессового напряжения и. Это упражнение можно использовать, когда вы слишком устали, напряжены или чем-то расстроены.

Подведение итогов работы, рефлексия