Урок развития речи в 8–9-х классах. Тема: «О скверном и святом…»

Разделы: Русский язык

Классы: 7, 8, 9

Ключевые слова: русский язык


Цель:

  • Показать, что представляет собой сквернословие как языковое явление.
  • Развивать умение читать выразительно, анализировать, отстаивать и аргументировать свою точку зрения
  • Воспитывать речевую культуру учащихся, уважение к матери, собеседнику и самому себе.

Оборудование: Презентации, термины, дерево добрых слов.

Эпиграф:

И проклинают, и клянутся словом, напутствуют, и славят и чернят.
Яков Абрамович Козловский (академик)

Ход урока

1. Оргмомент. (2 мин)

Не забывайте, что ваша речь должна быть…

Обращение к эпиграфу. Предположите, о чём пойдёт сегодня речь?

2. Инсценировка. (5 мин)

Начать наш урок мне хотелось бы с одной легенды о языке.  (Инсценировка легенды о философе Ксанфе и его рабе – баснописце Эзопе (Руслан и Андрей Н.)

- Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал:

- Сегодня у меня будут обедать друзья и поэтому ты должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиных языков, поджарил их и подал гостям.

– И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешевым угощением.

– Да, – отвечал Эзоп, – именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не прикажешь, не дашь, не возьмешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие в нем порядок, – все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.

Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
– Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!

Эзоп снова купил языков и приготовил их к обеду.

– Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.

– Совершенно верно, хозяин, – ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он-то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сейчас, Ксанф, та ругаешь меня с помощью языка.

- Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

(Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете).

- Прав ли, на ваш взгляд, был Эзоп?

Данная легенда свидетельствует о том, что наш «великий, могучий русский язык» - явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое

3. Формулировка темы урока. (3 мин)

Словарная работа:

Скверный -  вызывающий отвращение, мерзкий, гадкий, уродливый, некрасивый, безобразный, неприятный, отвратительный, непристойный, неприличный.

Святой – божественный, безупречный, дорогой, истинный, родной, бесценный.

(на доске понятия скверное и святое)

Попытайтесь назвать тему сегодняшнего урока.

Тема урока: «О скверном и святом» (запись в тетрадь)

4. Словарная работа (5 мин)

- Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе слова, которые вы относите к категории «святых»; во 2 – слова из разряда «скверных» (затем учащиеся оглашают списки слов).

- Почему вы спокойно  перечисляли слова 1 группы и «стушевались», называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую «сниженную» лексику, в т.ч. и нецензурную).

5. Работа со стихотворением Э.Асадова «О скверном и святом» (20 мин)

(На доске портрет Эдуарда Аркадьевича Асадова, слова незнакомые с лексическим значением)

Слово учителя о поэте: Асадов - советский поэт, прозаик, автор 47 книг, писал лирические стихи, поэмы. Эдуард Асадов в своих стихотворениях обращался к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости. Стихи он зачастую посвящал молодежи, стремясь передать новому поколению накопленный опыт.

Знакомство со стихотворением.

У каждого из вас на столе лежат листочки со стихотворением «О скверном и святом», предположите, о чем оно? Обратите внимание на лексическое значение новых слов, которые будут встречаться в стихотворении. Следите за мной, я читаю невыразительно.

Э.Асадов
О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.

- Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: «самое святое», «сквернейшее»? («мать» - «мат»)

- Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова ).

- Что вызывает особый гнев поэта? (оскорбление имени и чести матерей)

Обратите внимание на экран. Почему Богородица называется «Семистрельная»?

(Стрелы эти - бранные матерные слова. Одно из смысловых значений иконы – Богородица отступает от грешников – сквернословов и не заступничает о них перед Богом.)

- Прочитайте выразительно это стихотворение.

6. Зрительная гимнастика (2 мин)

7. Защита мини-проекта: (3 мин)

- А каково  же отношение учащихся школы к нецензурной лексике? Ученица 9 класса провела анкетирование  по данному вопросу. (Выступление учащейся с анализом анкетирования школьников по данной проблеме).

Макашева Айжан (презентация «Анкетирование»).

8. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин)

– Можем ли мы изменить собственную речь?

– Как вы думаете, что нужно для этого сделать? Ответы учащихся:

Чтение учителем стихотворения «Слова» (автор не известен)

Словно травы шелестят слова.
Как слова и травы в жизни схожи!
Говорим: целебная трава –
Есть слова целительные тоже.
Есть слова, исполненные яда,
Есть простые, словно васильки,
А порой, с собою нету слада,
Если всходят в речи сорняки.
Есть слова пьянящие, как розы,
Есть сухие, как степной ковыль,
Есть слова, рождающие слёзы, -
Горькие слова, слова – полынь.
Словом можно душу искалечить,
Словом можно раны исцелить,
Тяжкий груз недобрых слов на плечи
Берегитесь ближнему взвалить!
Я смотрю на луг, в цветы одетый,
Как прекрасен сочных трав покров!
Научи нас, Бог, дарить букеты,
Состоящие из мудрых, добрых слов!

- Давайте дарить букеты из мудрых, добрых слов! Спасибо всем за работу.

Дерево Добрых Слов (стикеры)

Перед вами листья зеленого цвета. Предлагаю вам взять лист, написать доброе слово и прикрепить к нашему дереву.

  • Я сегодня задумался о….
  • Мне сегодня понравилось…
  • Я остался при своем мнении…
  • Я изменил мнение о…

Я хотела бы подарить вам памятки «Как избавиться от сквернословия?»

9. Домашнее задание

Написать в школьную газету статью на тему “О скверном и святом…”

Примерные варианты названий.

- Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

- Мат - дорога в ад.

- Мат уродует девчат.

- Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!