Взаимодействие с социумом как один из способов повышения технологического образования

Разделы: Технология


В последние годы в сфере образования формируется новая образовательная система, в которой лежат технологические инновации, современные информационные и коммуникационные технологии.

В школе предмет «Технология» является интегрированной образовательной областью, синтезирующей научные знания математики, физики, химии и биологии и показывающей их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве, транспорте и других направлениях деятельности человека. Получается, что «Технология» – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний, способствует соединению теории с практикой.

В образовательной практике МОУ «Ивановская СОШ» сформировано образовательное пространство, в котором немаловажную роль занимает взаимосвязь с социумом: это наша сельская библиотека, детский сад, фельдшерский пункт, дом культуры.

Названные объекты социума есть практически в каждом населенном пункте и взаимосвязь образовательных учреждений с ними в чем-то похожа. Специфика же нашей школы такова, что она расположена на историческом месте – Куликовом поле.

В своем выступлении я хочу рассказать о положительном влиянии названного выше взаимодействия нашего образовательного учреждения с Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово поле».

В состав государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле» входят следующие объекты: музейно-мемориальный комплекс «Красный холм», музейно-мемориальный комплекс с. Монастырщено, историко-этнографический музей п. Епифань, музей «Куликово поле» д. Моховое с его этнографической деревней.

Многолетняя многогранная взаимосвязь школы и музея сформировала образовательную среду, которая побуждает наших учащихся к высокой социальной активности, к развитию их творческих способностей и является так же одним из способов повышения уровня их технологического образования.

Между школой и музеем существует договор о совместной деятельности, на основе которого создаются планы совместной работы на конкретный период, а также предполагается взаимовыгодное использование материально-технических возможностей школы и музея. Совместная деятельность с социумом планируется на основе переосмысления всех воспитательных возможностей каждого объекта, анализа предыдущей деятельности, пожеланий учащихся и родителей. В связи с этим есть система развития уже сложившегося воспитательного пространства нашего сельского социума. Она вывела нас не только на уровень близлежащего окружения. И перспективы этой деятельности таковы, чтобы знания, умения, нравственные и духовные ценности, приобретенные в социуме, приносят нашим воспитанникам успех и в реальной жизни.

Я как учитель технологии могу заранее познакомиться с планом совместной деятельности школы и музея и при планировании уроков технологии и внеурочных занятий использовать предлагаемые музеем музейные мероприятия.

За столь короткий промежуток времени, обозначенный регламентом выступления, невозможно широко и полно осветить все направления, виды и результаты этой деятельности.

Я приведу примеры лишь некоторые моменты.

Ежегодные циклы музейных мероприятий разнообразной тематики, различные по содержанию, форме и месту их проведения находят своё отражение в деятельности каждого педагога нашей школы.

Я же познакомлю вас с теми видами совместной деятельности, которые направлены на повышение уровня технологического образования:

  • «Обрядовые игровые куклы России»,
  • «Куклы Куликова поля»,
  • «Быт русских князей»,
  • «Обряды и традиции Куликова поля»,
  • «Старинные гербы Российских городов»,
  • «Колокола Куликова поля»,
  • «Птицы родного края»,
  • «Украшения женщин Руси 12-14 век»,
  • «Вооружение русского воина 14 век»,
  • «Гончарное мастерство»,
  • «Куликовские чтения» и многое другое.

Большое внимание я уделяю знакомству учащихся с народными промыслами. И это знакомство проходит не только на учебных и внеурочных занятиях в школе, но и на занятиях в музее: вязание крючком и спицами, лоскутное шитьё, соломка, гончарное дело.

Вот в таком плодотворном творческом контакте были реализованы следующие темы:

  • «Работа с бумагой» успешно была объединена с музейным занятием «Защитники земли русской»,
  • «Работа с таканья» с «Обрядовые куклы России».
  • «Работа с природным материалом» с «Игрушки из бабушкиного сундучка» (лубок).
  • Экскурсия в природу (сбор природного материала) «Цветет ковыль», «Цветы и травы Куликова поля»

В совместной деятельности с музеем учащиеся могут видеть результат своего труда в реальной жизни. Очень часто творческие работы используются при проведении различных совместных мероприятий: выставок, ярмарок, флэш-мобов.

Мы постоянны участники этнографической выставки «Куликовское узорочье» в историки-этнографическом музее п. Епифань.

Технологическое образование призвано способствовать формированию целостной картины знаний и о мире профессий и технологий, освоению школьниками опыта культур преобразовательной деятельности человека по сложившимся в практике общеобразовательных учреждений видам труда (технический, обслуживающий, сельскохозяйственный).

Музей «Куликово поле» - это не только источник знаний, но и источник, позволявший нашим учащимся знакомиться с миром профессий от механизатора до инженера сельхоз машин, от дизайнера ландшафта до агронома, от экскурсовода до научного сотрудника.

Встречи с музейными работниками способствуют осознанному выбору профессий, связанных с работой в музее. Прошедший 1 сентября «Урок успеха» в очередной раз доказал это. Присутствовавший на данном уроке заведующий музея «Куликово поле» д. Моховое, профессор, доцент исторических наук О.Г.Вронский увлечённо рассказал нашим учащимся о мире профессий, связанных с музеем и вывел их на откровенный разговор о своем дальнейшем профессиональном определении.

Практика моей педагогической деятельности показывала, что проблемы технологического образование необходимо решать путем включения школьников в социально значимую деятельность. Одно из них формирование основ финансовой грамотности и предпринимательства.

Формирование основ финансовой грамотности учащихся так же проходит в совместной деятельности с музеем. Ежегодно учащиеся школы имеют возможность реализовать свои творческие работы. (Как пример праздник на Куликовом поле, ярмарка в историко-этнографическом музее п. Епифань )

Изучение раздела «Кулинария» также нашло отражение в совместной деятельности с музеем. Приготовление блинов на «Масленицу» - дело рук наших ребят.

При подготовке творческого проекта по разделу «Обработка древесины» учащиеся разработали технологическую карту изготовления скворечника, совместно с родителями изготовили птичьи домики – скворечники. И развесили их не только возле школы, и на территории деревни, но и на территории музея-заповедника.

Историю развития народных промыслов, жизни и быта наших предков в нашей местности мы познаем в «Кабинете историка» музея в д. Моховое.

Наверное, уже сейчас, я могу сделать вывод о том, что умелая организация технологического образования учащихся в совместной деятельности с социумом, на примере Государственного военно-исторического и природного музея заповедника «Куликово поле», в ходе  использования его воспитательного потенциала в решении педагогических задач, свидетельствует о расширении функций и сферы технологического образования школьников и требует от меня, как педагога умения организации разнообразных ярких событий, а каждая встреча с сотрудниками музея — это событие, которое способствует созданию творческой комфортной атмосферы для развития учащихся. 

В заключение хочу отметить, что всем участникам совместной деятельности школы и музея по-прежнему продолжается этап дальнейшего организационного укрепления и содержательного развития. И для себя я эту деятельность рассматриваю, как один из способов повышения уровня технологического образования учащихся.

  • Игрушечка мала да всем детям мила.
  • Один день в русской избе.
  • Масленица.
  • Темы музейных занятий: «Обрядовые игровые куклы России», «Куклы Куликова поля», «Быт русских князей», «Обряды и традиции Куликова поля», «Гончарная мастерская»

Современное российское общество все больше приходит к пониманию того, что научить подрастающее поколение уважать людей, живущих рядом, их традиции, историю, любить родной край, народ, который в нем живет - значит, укрепить основы государственности.

Особую роль в социокультурном образоввательном пространстве нашей школы играет взаимосвязь с Государственным военно-историческим и природным музеем-заповедником «Куликово Поле», со всеми его структурными подразделениями.

С каждым из них нас связывает многолетняя совместная деятельность, способствующая всестороннему развитию наших воспитанников, в том числе и духовно-нравственному.

Совместные праздники и конкурсы – это далеко не полный перечень, позволяющий создать у наших воспитанников целостную картину мира ближайшего окружения, образ «малой родины» как части большого Отечества.

В нашей местности в реально складывающихся обстоятельствах наша школа может воспитать граждан, знающих историю своей Родины, гордящихся ею, принимающих эстафету поколений с осознанным достоинством. Теснейшая связь с музеем «Куликово поле» способствует решению поставленной проблемы – повышения уровня технологического образования.

Слово «технология» является сегодня одним из самых распространенных. Мы рассуждаем о новых компьютерных технологиях, о современных педагогических технологиях, появились даже нано-технологии и т.д. Применение этих технологий сопровождается радикальными изменениями в педагогических методах и приемах, в организации труда преподавателей и учащихся, в экономических механизмах, в сфере образования и даже в теории и методологии современного образования.