Развитие социальных компетенций у дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Сложно не заметить, что сегодня детей окружает насыщенное информационное пространство, мир ребенка переполнен разнообразным игрушкам, играми и литературой. Но при этом его ближайшее окружение состоит в основном з взрослых: отсутствуют детские дворовые сообщества, в семье все чаще один или два ребенка. А эти факторы неизбежно приводят к нарушению передач многих аспектов детской субкультуры от старших детей к младшим. В первую очередь наблюдается сбой в естественной передаче игры от поколения к поколению.

Конечно, современный родитель может вполне успешно заниматься физическим и когнитивным развитием ребенка, ведь сегодня для этого есть масса различных ресурсов: доступ к познавательной и научной литературе, развивающие игры и детские центры развития, предлагающие занятия по различным программам и направлениям. Но нужно признать, что полноценную игру со сверстниками, в процессе которой происходит общение, в результате которого происходит формирование социального и эмоционального интеллекта дошкольника мало какой родитель может обеспечить. ФГОС уделяет особое внимание именно эмоционально-личностному развитию ребенка. А личность ребенка развивается в процессе свободной ролевой игры.

Задача педагога, отказавшись от желания встроить ребенка в какую-то типологическую схему, создать условия для развития свободной игры, где дети будут иметь возможность проявлять собственную инициативу.

Именно развитие в процессе игры и совместной деятельности эмоциональных и социальный компетенций должно стать приоритетным в работе с дошкольниками. Формирование социальных навыков в дальнейшем позволит ребенку жить, то есть быть открытым новым впечатлениям, способным сопереживать другим и видеть прекрасное, умеющий и желающим созидать.

В основе социального поведения ребенка лежит здоровая эмоциональность. Свободная игра наполнена чувствами, так же как переживания себя, близких и сверстников. С рождения дети демонстрируют первичные эмоции: радость, грусть, страх, удивление. Затем начинают формироваться более сложные вторичные эмоции: стыд, гордость, зависть, смущение, сочувствие. Эти эмоции и связаны с началом личностного развития. Ребенок становится способен к осмыслению не только своих чувств и эмоций, но также ожиданий и чувств окружающих. И вот когда ребенок перестает фокусироваться только на себе и его взгляд обращается к окружающему миру, можно говорить о социальном поведении.

Справедливая оценка и установка безусловного принятия, уважительное внимание и понимание, признание ценности личности ребенка – это условия, без которых не происходит развития личности и здоровой самоценности. Задача взрослого (родителей и педагогов) обеспечить эти условия.

В первую очередь необходимо обратить внимание на развитие базовых социальных компетенций, которые составляют навык адаптации к образовательному учреждению. Отсутствие данного навыка будет вызывать ребенка постоянный дискомфорт при посещении ДОО, значит затруднять овладение и другими компетенциями.

 Вот перечень основных умений, необходимых для овладения этим навыком.

  • Умение слушать. Содержание: умение смотреть на собеседника, не перебивать, пытаться понять суть сообщаемого.
  • Умение обращаться за помощью. Содержание: готовность признать «Сам не могу справиться, нужна помощь», готовность принять помощь, отказ или отсрочку в оказании помощи.
  • Умение выражать благодарность. Содержание: замечать хорошее отношение к себе, знаки внимания и помощь, благодарить за это.
  • Умение следовать полученной инструкции. Содержание: умение ребенка понять инструкцию и убедиться, что правильно ее понял, высказать вслух свое отношению к услышанному.
  • Умение вступать в обсуждение. Содержание: умение поддерживать беседу на определенную тему, говорить и слушать.
  • Умение предлагать помощь взрослому. Содержание: умение видеть ситуации, когда другим нужна помощь, умение выяснить, чем можно помочь и предложить свою помощь.
  • Умение доводить работу до конца. Содержание: умение противостоять искушению переключиться на другое занятие, умение выполнять работу до получения результата.
  • Умение задавать вопросы. Содержание: уметь определить, что не все понятно, вежливо обратиться с вопросами ко взрослому.
  • Умение заявлять о своих потребностях. Содержание: внимание к своим потребностям, умение почувствовать неблагополучие в своем теле, умение сообщать о своих потребностях окружающим в социально приемлемой форме.
  • Умение сосредотачиваться на своем занятии. Содержание: умение ребенка не отвлекаться, для этого должна быть заинтересованность, умение понять, что именно отвлекает от дела.
  • Умение исправить недостатки в работе. Содержание: умение ориентироваться на заданный образец работы, желание исправить недостатки или ошибки в работе.

Стоит обратить внимание, что формирование и развитие социальных умений чаще всего происходит не напрямую. Педагог в процессе открытого наблюдения, в установке доверия и принятия, должен отслеживать постоянно возникающие незапланированные ситуации. И, проявив чуткость и тактичность, учить детей распознавать свои чувства и взаимодействовать с ними. Когда дети станут «видимыми» для педагога, поймут, что их чувствуют и понимают, без сомнения, их жизнь в ДОО станет спокойнее и радостнее. Дети получат навык уважительного отношения к себе и другим людям, а это очень пригодится и за пределами детского сада, и в дальнейшей жизни.