Повторение изученных орфограмм

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: русский язык, УМК «Перспектива»


Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель урока: учить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности;формировать умение определять условие проверки орфограммы и обосновывать своё мнение;отрабатывать навык правописания слов с известными орфограммами;формировать способность к структурированию знаний;организовывать условия для самооценки учащимися их учебной деятельности.

Задачи:

  • Образовательная: расширить знания о проверочных словах при проверке безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных в корне слова, учиться видеть орфограмму.
  • Воспитательная: формировать положительную мотивацию учебной деятельности; бережное отношение к живой и неживой природе; формирование экологической культуры у младших школьников.
  • Развивающая:сравнивать, группировать, развивать память, логическое мышление, связную речь учащихся, наблюдательность, использовать здоровьесберегающую технологию, способствовать развитию экологического воспитания.

Формирование УУД:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, развитие мотивов учебной деятельности;
  • формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • установления аналогий и причинно-следственных связей;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения;
  • освоение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Планируемый результат

Личностные умения: Проявлять: интерес к изучению правил орфографии; желание научиться грамотнописать;понимание успешности учебной деятельности.

Метапредметные умения:

Познавательные умения: практическое усвоение понятия «орфограмма». Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Применение правил правописания:
- безударные гласные в корне слова;
- слова с непроверяемыми написаниями;
- парные согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные в корне слова (сочетания сн, ст);
- удвоенные согласные в корне слова;
- правописание ь после шипящих согласных;
- правописание разделительного ъ и ь.

Регулятивныеумения:
- планировать своё действие в соответствии с целью задания;
- выполнять учебное действие в соответствии с планом;
- выполнять самопроверку, взаимопроверку, взаимооценку и корректировку при работе в паре, группе.
- ориентироваться в разных способах выполнения задания;
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:
- использовать речь для регуляции своего действия в рамках учебного диалога;
- выслушивать мнение партнёра в рамках учебного диалога;
- учитывать мнение партнёра при работе в паре;
- адекватно использовать речь для представления результата.

Предметные умения:

  • Определять общее грамматическое значение группы слов значимой части речи, выделяя графически их окончания.
  • Составлять предложения из слов, записывать текст.
  • Владеть терминами по разделам русского языка.

Средства наглядности: презентация, макет «Экологическая ромашка», раздаточный материал заданий для конкурсов, алгоритмы-опоры, выставка рисунков.

Вид урока: урок – экологическая игра.

Ход урока

1. Организационный момент. Представление команд

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня мы его проведём в  виде игры.

1 команда. Будем мы беречь, друзья, зайца, птицу, муравья!

2 команда.

Береги природу, друг, 
И красиво будет все вокруг!

3 команда.

Ты люби природу, лес, 
Вырастет он до небес!

2. Актуализация опорных знаний

- Послушайте стихотворение А.Шибаева «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла
Буква-озорница –
Очень странные дела
Начали твориться…
Сели в лоЖку  и – айда! –
По реке туда-сюда!
Жучка буДку не доела:
Неохота. Надоело.
Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно Врачей.
На виду у детворы
КрыСу красят маляры.

- Почему это стихотворение вызвало у вас смех?

- Из-за чего изменился смысл слов и предложений? (Изменили одну букву в слове.)

- Сделайте вывод: почему нужно соблюдать правила правописания и писать без ошибок?

- Какова цель нашего урока? (Умение находить орфограмму в слове и правильно её писать)

- Давайте вспомним, что называется орфограммой (это такое написание буквы в слове, которое нельзя определить на слух, написание по орфографическому правилу).

- Где встречаются орфограммы? (в словах и между словами).

- Предположите, какие задачи будут стоять перед нами?

  • Научиться видеть орфограмму в слове.
  • Определять в какой части слова находится орфограмма.
  • Вспомнить правило правописания.
  • Графически обозначить эту орфограмму.

3. Учебно-познавательная деятельность

- А сейчас нас ждёт игра «Экологическая ромашка». Давайте вспомним как образовалось слово «ЭКОЛОГИЯ».Оно составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

Условия игры. Изготавливается модель ромашки (желтый кружок - сердцевина и любое количество белых лепестков). На обратной стороне лепестков проставлены номера. Все детали «ромашки» прикреплены к магнитной доске.

Дети делятся на группы (по желанию). Каждая группа выбирает себе командира, придумывает название команды. Затем командиры групп подходят к «ромашке», «срывают» по лепестку, получают от ведущего карточки с заданиями под соответствующими номерами. Команды приступают к подготовке задания. По истечении отведенного времени команды по очереди представляют выполненную работу.

1. Конкурс загадок

(Работа со словарными словами)

- Перед вами лист участника игры. В колонку с цифрой 1вы выполняете письменно первое задание.

Он тайги хозяин строгий,
Любит спать зимой в берлоге,
А когда начнёт реветь,
Знай, поблизости... (медведь)

Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (воробей)

Где скажите, что лежит,
Что сверкает и блестит,
Мимо я не пролечу,
Обязательно стяну! (ворона)

Это дерево — символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет. (берёза)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (лисица)

Трещит на весь зелёный лес,
Сверкая белым боком.
Расскажет много вам чудес
Болтливая ... (сорока)

-  Подчеркните лишнее слово. Проверяем. Каждая команда выбирает того, кто отвечает с объяснением лишнего слова. За верный ответ получает жетон-«Эколёнка».

2. Конкурс «Найди орфограмму»

Выборочное списывание.

- Из предложений выпишите слова по орфограммам  в три столбика: «Парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова», «Удвоенные согласные в корне слова».

1 задание группам

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось – это брюки.
..Побежал он на перрон,
Влез в отцепленный вагон..
.. Он опять поспал немножко
И опять взглянул в окошко,
Увидал большой вокзал,
Удивился и сказал:
- Это что за остановка –
Бологое иль Покровка?
С.Маршак

2 задание группам

Посмотри, как день прекрасен
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клён. 
И.Мазин

3 задание группам

Интересно, интересно, интересно, у кого
Ключ от комнаты, в которой ёлочные шарики?
Неизвестно, неизвестно, неизвестно ничего –
Говорят, что он хранится у хозяйки Кларики.
М.Валек

4 задание группам

«Здравствуй, князь, ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?» - говорит она ему. 
А.Пушкин

3. Лесная викторина

- Мы будем говорить о разных деревьях. В колонке под номером 3 записываете ответ.

1.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

2. Можно ли вырубить в лесу все дуплистые деревья?  (нет, в них гнездятся птицы и летучие мыши)

3. Из древесины какого дерева делают спички? (осина)

4. Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (ель, сосна)

5. Из цветов какого лиственного дерева пчелы приготавливают самый вкусный мед? (липа)

6. У какого дерева ствол белый? (берёза)

7. Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (сосна)

4. Экологическая «Пантомима»

- Вам нужно вытянуть карточку с названием животного. Посоветоваться командой и выбрать участника, который будет с помощью жестов изображать задание. Если команды-соперники угадывают, то команде даётся жетон – «Эколёнок». (Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, льва, кенгуру, дятла, обезьяну.)

- А вы знаете, что 4 октября Всемирный день защиты животных?

День защиты назначен с целью помощи бездомным животным, увеличения активности по охране окружающей среды, недопущения исчезновения вымирающих разновидностей зверей, борьбы с браконьерством. Ведь многие виды зверей оказываются на грани вымирания из-за браконьерства.

Традиционно во Всемирный день защиты животных во всех странах проводятся акции и благотворительные мероприятия для помощи приютам для питомцев, распространению информации о положении диких зверей. Целью подобных акций является воспитание чувства ответственности в людях за все живое на планете.

День защиты животных дает людям возможность показать свою любовь к ним, помочь организациям, которые занимаются приютом, содержанием, поддержкой братьев наших меньших. Обязанность человека – защитить живых существ на планете, дать им возможность жить и размножаться, чтобы и наши потомки имели счастье жить с ними рядом в одном мире.

5. Угадай животное

- Какому животному принадлежит хвост?

1 команда.

С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
У нее хвост вместо руля. (Птица.)

2  команда.

Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
У нее хвост - дополнительная рука. (Обезьяна.)
Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)

3 команда.

У нее хвост - мухобойка. (Корова, лошадь.)
У нее на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

6.  Работа с текстом

- Каждая команда получает текст с заданием. Вставить пропущенные буквы, составить план. Озвучить главную мысль или оценить поступок.

1 команда

Забота о птицах.

Сережа очень ж..лел воробьев з..мой. Он см..стерил для них к..рмушку. В м..розные дни мальчик сыпал хлебные крошки и зерна.
Однажды зимняя стужа загнала сюда синич..ку. Она стала охотно  посещать Сережинуст..ловую. Синица любит сало. Сережа достал кусочек, подвесил его на ниточ..ку.
Синич..каоказалас.. очень умной. Она мигом догадалась, что это угощение для нее. Она вцепилась за него ла..ками. Это лакомство пришлось ей по вкусу.
Как-то Сережа проспал. Синич..кап..прыгала по пустой  к..рмушке и стала клювом стуч..ть по стеклу окна.
С тех пор синич..ка будила Сережу каждое утро.

План.

1. Кормушка для воробьёв.

2. Синичка для воробьёв.

3. Лакомство пришлось по вкусу.

4. Умная синичка.

2 команда

После пожара.

На л..снойвыру..ке случился п..жар. Люди пог..сили огонь.
Лесник стал обх..дить вырубки. Вдруг он услышал тихий плач... . Около пен..ка лежал колючий к..мочек. Правый бок обуглился. Зв..рек прислонился к х..лодной земле. По щекам протянулись две влажные п..лоски. Ежик плакал. Лесник взял беднягу д..мой. Он смазал бок пахучей маз..ю. Е..  больше (не)стонал. Лесник п..кормилзвер..ка из пипетки м..локом. К вечеру он вынес больного на свеж..й воздух. Зверек сла..ко уснул под шелест дождя и в м..ховой постельке. Теперь дело пойдет на поправку.

План.

1. Пожар.
2. Тихий плач.
3. Забота.
4. На поправку.

- Вспомним правила поведения в лесу:

1. Не рвать, не ломать растения.
2. Не шуметь.
3. Не ловить насекомых.
4. Не мусорить и т.д.

3 команда

День птиц.

В начале апреля детивстр..чали птиц. В..селой гурьбой пришли школ..ники в парк.
В руках многих школ..ников были скв..реч..ники. Они всю зиму их м..стерили в школе и дома. Это очень уютные квартиры. Окно служит и двер..ю.
Х..рошисинич..ки. Парк украшен фла..ками и плакатами. На плакате написано, что р..бятаберут птиц под охрану.
На высоком клене сидит скв..рец. Он весело об..являетптицам о праз..нике.
Берегите птиц!

План

1. Встреча птиц.

2. Уютные квартиры.

3. Плакат «Берегите птиц!»

4. Праздник.

7. Экологический рассказ с ошибками

- На партах у каждой команды лежит экологический рассказ с ошибками «Воскресенье в лесу». Вы должны найти как можно больше ошибок в поведении ребят. Задание на 3 минуты.

Воскресенье в лесу

За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес — мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы — белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яички, положили обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой — в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно — мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” — закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, — тихо сказала Маша, — это уж”. “Все равно — гадина!” — ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!

Вот так надо вести себя в лесу:

  1. Не включать громкую музыку;
  2. Не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья.
  3. Для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается.
  4.  Не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и металлические банки (разрушаются через 100 лет);
  5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения.
  6. Не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо.
  7. Не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес.
  8. Не втыкать в муравейник палочки — нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
  9. Не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может попасть молния!
  10. Никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк.
  11. Луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных цветов недолговечна. Кроме того, в букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

8. Итоги конкурса рисунков «Береги природу!», «Эколёнок»

- А сейчас самое интересное – подведение итогов двух конкурсов. Награждение грамотами и подарками.

4. Рефлексия

  • Я научился…..
  • Было интересно….
  • Было трудно…..
  • Могу похвалить себя за то, что…
  • Я могу похвалить одноклассников за то, что ….
  • Мне показалось важным…

Приложение

№1 Конкурс загадок

Словарь:________________________________.

№3   Лесная викторина

  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________

№1 Конкурс загадок

Словарь:_____________________________.

№3 Лесная викторина

  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________
  • _______________________________

№2. Найди орфограмму

Парные согласные в корне слова

Непроизносимые согласные в корне слова

Удвоенные согласные в корне слова