Построение понятия «Анализ литературного произведения» через интерпретацию картины К.Петрова-Водкина «1918 год в Петрограде»

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: анализ литературного произведения, К.Петров-Водкин, «1918 год в Петрограде»


Что значит «читать медленно», зачем останавливаться, когда читаешь произведение литературы, зачем задавать вопросы? Понимание нужности данных действий при работе с художественным произведением приходит с опытом. Чтобы нацелить учащихся на аналитическое чтение серьезнейших произведений русской литературы, предлагаем урок построения алгоритма действий при работе с художественным текстом. Урок вводный, разработан для учеников 10 класса с профильным изучением литературы. Цель – самостоятельная выработка алгоритма аналитической работы с произведением искусства. Навыки аналитического мышления, которые в данном случае развивает литература, пригодятся любому человеку в любой области человеческого знания и деятельности.

"Анализ" (от др.-греч. «разложение, расчленение») — операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека для изучение этих составных частей, элементов изучаемой системы. Главное в анализе - результаты (выводы), на их основе мы принимаем важные решения.

Что подразумеваем под понятием «анализ литературного произведения»? Это разложение художественного мира в соответствии с законами данного произведения на его составляющие. Адекватное восприятие художественного произведения формируется в процессе анализа и со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Но способность к образному анализу художественного произведения сама собой не формируется. Если она отсутствует, то читатель воспринимает лишь основные поступки героев, следит за ходом сюжета и пропускает в произведении все.

Как показывает наш опыт, учащимся крайне сложно понять, что значит «читать медленно», зачем останавливаться, зачем задавать вопросы, понимание нужности данных действий приходит с опытом. Чтобы сразу нацелить учащихся 10 класса на  аналитическое чтение серьезнейших произведений русской литературы, предлагаем урок - выработку алгоритма действий  при  работе с художественным текстом.

Тип урока: Вступительный.

Место урока: Урок разработан для 10 класса с профильным изучением литературы. Это первый урок в системе изучения вершинных произведений русской классической литературы 2 половины 19 века.  

Время урока: 90 минут.

Цель: самостоятельное построение алгоритма анализа произведения искусства.

Задачи:

  • развитие навыков аналитического мышления;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие коммуникативных компетенций;
  • обучение деятельностному подходу  в чтении.

Ход урока

Целеполагание: Сегодня на уроке мы познакомимся не с произведением литературы, а с произведением живописи - будем рассматривать картину. Создал ее художник – Кузьма Петров-Водкин. Наша задача - понять мысль, которую художник хотел  сказать своим произведением, а также самостоятельно выработать алгоритм действий при работе с произведением искусства.  

Этапы урока

1. Знакомство с объектом изучения

Показ репродукции: К.Петров-Водкин «1918 год в Петрограде».

2. Создание проблемной ситуации

 Делимся первыми впечатлениями (беседа) на уровне «понравилась - не понравилась» картина, что на ней изображено -  индивидуальные ответы, основанные только на первичном эмоциональном уровне.

У картины два названия. Первое - официальное - «1918 год в Петрограде» и второе - неофициальное - «Петроградская Мадонна». Действительно ли этого художника можно назвать «певцом революции»?  

3. Фиксация противоречий

Далее следует организовать беседу так, чтобы мнений детей при ответе на этот вопрос разделились на «за» и «против».   

Делимся на две группы. Задание - доказать свое мнение, опираясь на анализ художественных средств.

4. Выбор средств работы

Какими инструментами будем пользоваться,  как будем доказывать свою точку зрения?

Дети сами называют основания, по которым будут анализировать  картину, например: кто нарисован на картине, как нарисован, композиция произведения, что на первом плане, на втором  изображено, средства изображения, символика цвета и т.п.

5. Групповая аналитическая работа

6. Пленарная часть

Выступление групп. Фиксация наблюдений на доске.  

Вопросы, обмен мнениями – понимание позиции оппонента.

7. Фиксация полученных знаний

В ходе рефлексии выходим на следующий  алгоритм анализа художественного произведения:

А) знакомство - первичное чтение - с произведением искусства;

Б) первое, построенное на эмоциональном впечатлении, восприятие произведения искусства;

В) пересказ;

Г) потребность в понимании авторского замысла;

Д) вопросы к произведению искусства;

Е) выбор оснований, средств для ответа на заданные вопросы;

Ж) аналитическое «медленное» чтение, поиск нужной информации (дополнительные источники, интертекстуальные связи, накопленный культурный и жизненный опыт);

З) синтезирование полученных ответов-наблюдений – понимание замысла произведения;

И) формирование собственной позиции.

8. Взаимооценка. Рефлексия

Итогом работы становится приобретение учащимися алгоритма действий при работе с художественным произведением, его анализ, когда мыслительная деятельность выстраивается следующим образом: знакомство с произведением искусства – первичное (эмоциональное восприятие) – пересказ (увиденного, услышанного) – анализ по выбранным основаниям – синтез  = понимание авторского замысла – представление созданной картины мира – формирование собственного отношения к данному знанию – жизненный опыт. Создается новая образовательная среда, где обучение в радость, поскольку знание получено самостоятельно, происходит диалог личностей и проявляется стойкое желание творческой деятельности. Учитель приобретает новую роль – роль организатора самостоятельной познавательной исследовательской творческой деятельности учащихся. Его задача в данном случае не сводится к передаче суммы знаний и опыта, накопленного человечеством. Именно через создание деятельностных способов познания происходит приобщение школьников к посильным для них открытиям в процессе обучения, а значит, растим личность, готовую к творчеству, поиску новых знаний и способов деятельности, подготавливаем человека к жизнедеятельности в незапрограммированных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1982.
  2. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика. – М., 1995.
  3. Губанова Т.М. Опыты мыследеятельностной педагогики. – М., 1998.
  4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1989.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2001.
  6.  Щедровицкий Г.П. Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание. Избранные труды. М., 1995.