Литературный квест как одна из форм современного урока (из опыта работы)

Разделы: Литература

Классы: 9, 10, 11


Как сделать уроки литературы интереснее и разнообразнее? Как привлечь слабоуспевающих учеников к совместной деятельности на уроке? Как научить читать внимательно, обращая внимания на детали? Выручить может такая форма урока  как литературный квест. Нет, бегать по этажам школы в поисках ключей не надо. (Хотя, конечно, это тоже можно организовать).

Итак, ученики прочитали произведение дома, обсудили на уроке важные проблемы, поделились впечатлениями. Но иногда ускользают какие-то детали. Сколько гостей было на именинах у Веры Николаевны Шеиной? Как одевались герои романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»? Сколько лет прожил премудрый пискарь? Также замечено, что современные школьники плохо ориентируются в печатном тексте, им трудно найти нужную цитату, проще забить в поисковой системе ключевые слова - и ответ готов.

Как подготовить литературный квест учителю? Прежде всего, нужно выбрать литературное произведение. Оно не должно быть объемным.  Произведение делится на части: эти части могут соответствовать главам. К каждой части (главе) необходимо придумать вопрос, чтобы ответ был в тексте. Количество вопросов должно соответствовать количеству частей (глав).

Например, в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» тринадцать глав - значит вопросов тоже должно быть тринадцать. Кроме этого, нужно найти цитату из этого же произведения. Цитата должна состоять из такого количества слов, сколько учитель подготовил вопросов. Вопросы печатаются на листе, остаются места для ответов. Листов заготавливается столько, сколько будет команд. Фраза печатается на листочке крупным шрифтом и разрезается на части (слова, словосочетания); количество слов должно соответствовать количеству вопросов.

Класс делится на команды, каждой команде раздается листочек с первым вопросом. Ответ на вопрос пишется на листочке и отдается учителю, если ответ правильный, то выдается листочек со вторым вопросом и одно слово из цитаты из текста (слова должны быть перепутаны). Можно выбрать помощника из слабоуспевающих учеников, который будет помогать учителю раздавать задания.

Победителем считается та команда, которая верно ответила на все вопросы и правильно составила цитату из текста.

Примеры вопросов к литературному квесту даны в приложении.