Литературная викторина "Путешествие по сказкам" в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Программное содержание. Закрепить знания детей о прочитанных ранее произведениях, выявить представления о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией.

Материалы. Оформление уголка сказок, рассказов и стихотворений. Карта путешествия, конверт со стихотворениями, картинки осеннего и зимнего пейзажа, музыкальное сопровождение осеннего и зимнего времен года; шапочка волка; пазлы для составления картинки по пословицам; чудесный мешочек; мяч; сюжетные картинки из рассказа «Живая шляпа»; котенок Васька, платок, гостинцы-сувениры.

Целью нашей литературной викторины является закрепление знаний детей о прочитанных ранее литературных произведениях.

Литературная викторина проходит в форме путешествия, остановки которого посвящены известным детям литературным произведениям. Названия остановок немного подсказывают детям литературное произведение, о котором пойдет речь.

На каждой остановке детей ждет задание, которое они должны выполнить. Например, спеть песенку, узнать сказку по отрывку, собрать картинку из частей, найти сходства и различия, расставить картинки по порядку, угадать, из какого произведения предмет, спрятанный в чудесном мешочке, и другие.

В конце путешествия детей ждет любимая ими игра в сказку, поскольку дети всегда с удовольствием проигрывают отрывки знакомых литературных произведений, что способствует развитию их артистических и творческих способностей, а также сюрпризный момент.

На каждой из остановок литературного путешествия педагог еще раз обращает внимание детей на жанровые особенности разных литературных произведений, развивает умение детей соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией, стремится привить любовь к чтению и книгам.

Ход мероприятия

- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие по сказкам, рассказам и стихотворениям, с которыми мы познакомились в этом году. Вы готовы?

- Ну, тогда в путь!

Часть 1

1 остановка «Поэтическая»

- Смотрите, здесь для нас кто-то оставил конверт. Что же в нем? Да это же стихотворения. Послушайте.  

Стихотворения по выбору педагога.

Под каждое стихотворение педагог включает соответствующую музыку.

- Я прочитала вам 2 стихотворения. Эти стихотворения вам знакомы? Конечно, да! А вы скажете, о каком или о каких временах года эти стихотворения и почему?  

- Правильно, первое стихотворение об осени, и не просто об осени, а о поздней осени. А второе стихотворение о зиме.

- А теперь посмотрите на стенд и постарайтесь выбрать картины, которые больше всего соответствуют настроению этих стихотворений, и объясните, почему.

- Ребята, а вы любите осень? Почему? (Она красивая, нарядная и т.д.)

- А зима вам нравится? Почему? (Ответы детей)

- Молодцы! Вот поэтому и говорят, что каждое время года прекрасно по-своему.

2 остановка «История одной песенки»

- В какой английской сказке рассказывается о двух ленивых братцах и одном трудолюбивом?  

- Конечно, это английская сказка «Три поросенка». Как звали поросят?

- Как выглядели поросята? Как о них можно сказать?

- Как они трудились, когда строили домики?

- Вспомните песенки, которые пели поросята? [1]

- Молодцы!  

Физкультминутка. Подвижная игра «Поросята и волк»

3 остановка «Трусливому зайке и пенек - волк»

- Поиграем в игру «Узнай сказку по отрывку»

- Послушайте начало сказки.

Педагог читает начало сказки «У страха глаза велики».

- Вспомнили, как она называется? Почему?

- Кого испугались бабушка, внучка, курочка и мышка? А кто им померещился?

- А чего же испугался зайка? Кто ему привиделся?

- Какие пословицы о трусишках вы знаете? («У страха глаза велики», «Трусливому зайке и пенек – волк») [1]

4 остановка «Народная мудрость»

- Ребята, вы помните, что в русских народных сказках заключена народная мудрость. Сказки учат быть трудолюбивыми, добрыми, смелыми, дружными. Народной мудрости учат нас также пословицы и поговорки. Сейчас мы поиграем в игру «Собери картинку», а потом вы подумаете и скажете, какой пословице она посвящена.

Дидактическая игра «Собери картинку»

- Кто изображен на картинке? Кто догадался, о какой пословице идет речь?

- Конечно, это знакомая нам пословица «Дружно – не груздно, а врозь – хоть брось». Как ее можно объяснить? [1]

Можно разделить детей на команды и каждая команда будет собирать свою картинку, и объяснять смысл своей пословицы.

5 остановка «Дом дружбы»

- Одна из сказок, которая нас учит дружбе – это английская сказка «Винни – Пух и все-все-все». Кто же они друзья Винни-Пуха, вы их помните?

Игра «Мяч передавай – друга Винни- Пуха называй»

- В этой сказке с друзьями не только происходили разные события, случались интересные приключения. Но очень часто друзья приходили друг к другу на помощь, выручали друг друга. Помните, как Винни-Пух искал хвост Иа?  

- В дружбе очень важно дружить не только когда всем весело и хорошо, но и когда грустно и что-то не получается. Есть даже такая пословица «Плохи друзья – коли до черного дня». [1] Вспомните сказку, в которой друзья оставались друзьями только до черного дня, а потом поссорились и разбежались?

- Молодцы! Конечно, это сказка «Мышка Вострохвостик». Кто хотел быть другом мышонка?

- Можно о друзьях мышонка сказать «Крепкую дружбу и топором не разрубишь»? А о друзьях Винни-Пуха?

Часть 2

6 остановка «Вкусные сказки»

- Мы уже знаем, что у разных народов есть похожие сказки. Я покажу вам картинки к русской народной сказке, а вы вспомните другую сказку, похожую на нее. [1] А, может быть, вы догадаетесь, о каких сказках пойдет речь, по названию нашей остановки?

- Конечно, это русская народная сказка «Колобок» и норвежская народная сказка «Пирог». Обе сказки имеют очень вкусные названия. Сейчас мы поиграем в игру «Найди сходства и различия».

Дидактическая игра «Найди сходства и различия»

  • Какие члены семьи были в сказке «Колобок» и «Пирог»?
  • Кто и кого попросил испечь Колобка и Пирог?
  • Кого повстречал на пути Колобок? А кого – Пирог? Какие прозвища давал Пирог тем, кого встречал?
  • Кто и как обхитрил Колобка? Какую песенку пел Колобок?
  • Расскажите о встрече Пирога со свинкой - щетинкой и чем эта встреча закончилась?
  • Чем похожи главные герои? Оба героя непослушные хвастунишки.  

- А давайте придумаем такое окончание сказок, чтобы наши Пирог и Колобок остались целыми и не попали в рот лисы и свинки-щетинки.

- Молодцы!

7 остановка «Юмористическая»

- Ребята, догадайтесь, о каком рассказе мы с вами сейчас вспомним? Конечно, это юмористический рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

- Ой, а что же здесь случилось? Это же наш знакомый котенок Васька пошалил и разбросал все картинки. Ну вот, как же мы теперь вспомним наш рассказ? Ребята, может быть, вы поможете? Надо расставить картинки по порядку и пересказать рассказ.

Дидактическая игра «Расставь картинки по порядку»

- Молодцы! Все картинки расставлены по порядку.

- А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Жмурки». Мы будем, как котенок Васька, прятаться от водящего, а он по звуку будет нас искать. Водящему надо не только поймать кого-то из ребят, но и узнать на ощупь, кого он поймал.

Подвижная игра «Жмурки»

1,2,3,4,5 - Начинаем мы играть!

8 остановка «Чудесный мешочек»

- В нашем чудесном мешочке собраны предметы из разных сказок, рассказов и стихотворений. А из каких они произведений, вы попробуете угадать.

  • Яблоко (сказка «У страха глаза велики»)
  • Арбуз (сказка «Мышка – вострохвостик»)
  • Картошка (рассказ «Живая шляпа»)
  • Кирпичик, соломка, веточки (сказка «Три поросенка»)
  • Воздушный шарик (сказка «Винни-Пух и все-все-все»)

- Молодцы! Вы правильно вспомнили все предметы.

- Какой предмет среди них лишний? (Картошка, потому она из рассказа, а все остальные – из сказок).

- А теперь скажите, а чему же учит нас каждое произведение?

9 остановка «Театральная»

Педагог вместе с детьми рассматривает иллюстрации к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».

- Вы вспомнили, как называется эта сказка? Давайте в нее поиграем.  

Дети разыгрывают сценки из сказки.

- Что говорил волк, когда сидел у проруби, и что приговаривала лиса?  

- Что говорила лисица, когда она ехала верхом на волке?

- Какой вам показалась лиса в этой сказке?

- Да, в этой сказке лисица опять оказалась хитрее, а вспомните ли вы сказки, в которых лисицу все-таки обхитрили? («Лиса и рак», «Лисичка со скалочкой» и др.)

- Молодцы!!! Ребята, вы очень хорошо знаете сказки, рассказы и стихотворения и на последней нашей остановке вас ждет сюрприз.

10 остановка «Сюрпризная»

Дети находят волшебный сундучок и достают из него гостинцы.

Литература

  1. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 224с.