Использование тренажеров на уроке информатики

Разделы: Информатика, Урок с использованием электронного учебника

Классы: 8, 9


Тренажер в широком смысле это комплекс, система моделирования и симуляции, компьютерные и физические модели, специальные методики, создаваемые для того, чтобы подготовить личность к принятию качественных и быстрых решений.

Тренажеры необходимо использовать, так как они позволяют сформировать у учащегося навыки действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понять сущность протекающих процессов и их взаимную зависимость.

Тренажеры призваны решить следующие задачи: ознакомить со строением объектов и их элементами; сформировать устойчивые навыки выполнения, как отдельных операций, так и полного их цикла.

Опыт применения тренажеров в учебном процессе позволяет выделить следующие положительные моменты: учитывается индивидуальный темп работы учащегося, который сам управляет учебным процессом; сокращается время выработки необходимых навыков; увеличивается количество тренировочных заданий; легко достигается уровневая дифференциация; повышается мотивация учебной деятельности.

Особое место среди тренажеров занимают компьютерные тренажеры. Ведь именно в данном виде тренажера модель объекта управления, рабочее место обучаемых и преподавателя реализовано на базе компьютерных программных средств. По сути дела, это программа, предназначенная для выработки у учащихся устойчивых навыков действий и обеспечивающая выполнение необходимых для этого функций преподавателя. Если оформление и модель поведения тренажера отражает элементы игровой формы, то такие тренажеры называют учебными компьютерными играми.

Компьютерный тренажер должен предусматривать:

  1. Генерацию иди выбор последовательности однотипных заданий по определенной теме и предъявление их учащемуся.
  2. Представление учащемуся средств выполнения заданий: электронный калькулятор, редактор теста, программный модуль работающий по определённому алгоритму.
  3. Представление учащемуся консультации или образца решения по его требованию.
  4. Анализ действий учащегося с качественной оценкой результатов и выдачей рекомендаций по достижению наилучших результатов.

Можно выделить несколько классов тренажеров, которые используются в учебном процессе: электронный программный экзаменатор; демонстрационный (иллюстративный) тренажер; тренажеры, обучающие моторным навыкам; тренажеры, обучающие распознаванию образов; тренажеры, обучающие работе по алгоритму.

Эффективное применение тренажеров в учебном процессе позволяет значительно уменьшить число ошибок, увеличить скорость манипуляции и принятия решений, сократить время обучения, более адекватно оценивать уровень полученных знаний и приобретённых навыков, индивидуализировать обучение, формировать выводы по действиям обучающегося.

Таким образом, благодаря доступности средств создания тренажеров, большого выбора программных комплексов для школы, тренажёры в современном образовании занимают важное место при формировании и закреплении знаний, умений и навыков обучающегося и выполняют роль педагогического инструмента позволяющего повысить качество образовательного процесса.

Автор активно использует тренажеры на уроках и предлагает к рассмотрению тренажер «Трассировка циклов» (Рисунок 1) для 8 класса (Приложение №1) и тренажер «Готовимся к ОГЭ. Задание №19» (Рисунок 2) для 9 класса. (Приложение №2)

Тренажеры выполнены в среде Microsoft Excel при помощи внутренней системы управляющих элементов, макрокоманд и языка программирования Visual Basic Application.

Рисунок 1

Рисунок 2

Верные ответы к тренажеру «Трассировка циклов».

Задание 1

X>0

X

Y

-

10

0

10>0+

8

8

8>0+

6

14

6>0+

4

18

4>0+

2

20

2>0+

0

20

0>0-

 

 

Задание 2

i<6

a

i

-

12

4

4<6+

16

5

5<6+

21

6

6<6-

   

Задание 3

X>5

X

Y

-

15

1

15>5+

12

13

12>5+

9

22

9>5+

6

28

6>5+

3

31

3>5-

 

 

Задание 4

i

a

-

10

1

7

2

4

3

1

Задание 6

i

a

-

2

0

2

1

3

2

5

3

8

4

12

Литература

  1. Интернет-тренажеры [Электронный ресурс] // http://training.i-exam.ru/ (дата обращения 03.01.2016).
  2. Дровникова И.Г. Роль и место современных компьютерных технологий обучения в совершенствовании управления подготовкой специалистов для системы безопасности [Электронный ресурс]/ И.Г.Дровникова, Т.А.Буцынская, П.А.Орлов // Вестник Воронежского института МВД России - № 3, 2008 http://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-sovremennyh-kompyuternyh-tehnologiy-obucheniya-v-sovershenstvovanii-upravleniya-podgotovkoy-spetsialistov-dlya-sistemy (дата обращения 04.02.2016).
  3. Поляк В.Е. Компьютерные тренажеры и интерактивные электронные технические руководства: как их использовать в учебном процессе? [Электронный ресурс] // nito.rsvpu.ru/files/nito2013/presentations/Поляк.pps (дата обращения 07.02.2016).
  4. Векслер В.А., Рейдель Л.Б. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе. https://novainfo.ru/article/4403 (дата обращения 25.10.2019).
  5. Материалы с сайта доктора технических наук Полякова К.Ю. http://kpolyakov.narod.ru