Опыт формирования сетевого этикета у кадет

Разделы: Информатика

Классы: 9, 10, 11


Международный конгресс ЮНЕСКО по вопросам технического и профессионального образования объявил XXI век «эрой знаний, информации и коммуникации». Перемены в обществе обусловлены повсеместным внедрением информационных технологий во все сферы человеческой деятельности. Несмотря на безусловно благоприятное влияние технического прогресса на бытовую и профессиональную сферы человека, духовно-нравственная сфера претерпевает не менее серьезные изменения. Психологи, философы, ученые, педагоги спорят о воздействии этих изменений на общение людей, этические и моральные нормы современного общества и культуру в целом. Например, заметны признаки проявления ценностного кризиса: Интернет зависимость, проблема информационной лавины, фишинг, манипулирование сознанием людей, информационные войны и т.д.

С другой стороны, воспитание в кадетском корпусе предполагает особое отношение к поведению в сети будущего военного. Кадет должен знать, как можно использовать Интернет для поиска достоверной информации; использовать Интернет для своего саморазвития; знать как информация, размещенная в Интернете может повлиять на репутацию человека, его профессиональную деятельность; уметь формировать положительный образ в цифровом мире, поддерживающий имидж будущего военного.  

Именно поэтому важно научить кадет корректному поведению в сети Интернет. Правила, соблюдение которых обеспечивает безопасную работу в Интернет, называются сетевым этикетом.

Анализ российского практического опыта в современной системе образования показал, что предпринимаются попытки организации мероприятий для формирования сетевого этикета. В таких мероприятиях можно выделить общие критерии успешной работы по формированию сетевого этикета у школьников: непрерывность, системность работы, содержание работы должно включать три этапа: обучение (изучение основных понятий и правил), воспитание культуры поведения и контрольные мероприятия. Наиболее эффективные методы: использование современных медиа-материалов, метода провокационных вопросов, дискуссий, дидактические игры, обращение к личному опыту обучающегося. Также разные авторы предлагают в систему обучения внедрить дополнительные занятия по информационной безопасности, используя возможности разных предметов и внеклассной работы.

Формирование сетевого этикета в Омском кадетском военном корпусе начинается с 6 класса и продолжается вплоть до 11 класса. В 6-8 классе формируются навыки обращения с информацией: умение организовать поиск информации; умение работать с разными видами информации (текстовой, числовой и т.д.); умение систематизировать и структурировать информацию; умение общаться с другими людьми с помощью современных средств информатики. Работа проводится в рамках уроков информатики, обществознание, технология и других учебных предметов, бесед воспитателей, психологов и педагогов с кадетами.

Разработанный план мероприятия по формированию сетевого этикета для 9, 10 и 11 классов включает систему внеклассных мероприятий «Учения по кибербезопасности» для 9, 10 и 11 классов. Содержание мероприятий в 9 классе: изучение основных понятий Интернета и правил безопасного поведения при работе в сети Интернет. В 10 классе продолжается изучение основ Интернета, формируется уверенное пользование кадетов правилами сетевого этикета, в 11 классе – формируется осознанное применение правил сетевого этикета.

Внеклассное мероприятие «Учения по кибербезопасности 2» для 10 класса проводятся с целью проиллюстрировать необходимость соблюдения мер безопасности при работе в Интернете примерами и провести анализ цифровой репутации человека. В качестве меда-ресурса перед началом занятия на экране демонстрируется интерактивная карта киберугроз Лаборатории Касперского в реальном времени. Кадеты обращают внимание на карту. Начинают задавать вопросы учителю. Преподаватель обращает внимание, что внизу таблица отражает количество обнаруженных угроз некоторыми средствами: mail anti-virus, web anti-virus, Kaspersky anti-spam и т.д.; вкладка Статистика отражает количество заражений в секунду в реальном времени. Топ зараженных стран и вирусов. Поэтому, делают вывод кадеты, в связи с большим количеством угроз, проблемы Кибербезопасности актуальны для каждого.

Также на мероприятии используется несколько игровых заданий: информационное лото (кадеты должны правильно соотнести понятия и определения кибербезопасность, киберугроза, вирус, конфиденциальность и т.д.), задание оценить предлагаемые пароли на надежность и придумать свои надежные пароли.

Одно из заданий носит творческий характер: создать памятку кадету по составлению пароля. Примеры некоторых из них приведены ниже.

Рис. 1. Удостоверение паролей.

 

Пароль – как сейф в этой решетке.
Он не короткий и не броский.
Как код Да Винчи должен быть!
Любой такой можно забыть:
Сто цифр, букв и тире.
Должны использоваться все!
Чтобы никто не смог взломать
И личность Вашу разгадать!

Рис. 2. Памятка о надежном пароле.

Рис. 3. Схема создания надежного пароля.

Судья соревнований оценивает соблюдение правил безопасности во время учений: если команда оставляет без присмотра записанный пароль или передает пароль от одного кадета другому, команде начисляются штрафные баллы.

Последний тур учений – оценка цифровой репутации человека. Кадеты рассматривают примеры цифровых репутаций реальных людей: учителей, воспитателей, медийных личностей (актеров, врачей и т.д.). Работа организуется в форме обсуждения. Учитель подбирает цифровые репутации, чтобы продемонстрировать что отражает цифровая репутация, что можно узнать о человеке через Интернет, всегда ли репутация зависит только от данных, которые сам человек размещает о себе, можно ли скрыть какую-то информацию. В результате кадеты должны сформировать черты положительной цифровой репутации человека.

Современные методы, используемые на занятии, позволяют создать доверительную обстановку, достичь максимально благоприятной атмосферы для обсуждения проблем организации личного цифрового пространства. Кадеты-юноши, обучающиеся 10 класса, в соответствии с возрастом с удовольствием участвуют в работе, внимательно слушают. В течение месяца после проведения мероприятий большинство кадет подошли и сообщили, что изменили свои пароли на более надежные, интересовались вопросами цифровой репутации. По результатам наблюдений и бесед значительно уменьшились случаи нарушения правил сетевого этикета.

Список литературы

1. Единыйурок.рф: онлайн-площадка. М.: 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://www.единыйурок.рф/index.php/edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet-2018

2. Лига безопасного интернета: Энциклопедия безопасности. М.: 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://ligainternet.ru.

3. Интерактивная карта киберугроз. Лаборатория Касперского. М.: 2014. [Электронный ресурс]. URL: https://cybermap.kaspersky.com/ru/

4. Информатика. Углубленный уровень: учебник для 10 класса : в 2 ч. Ч. 2 / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний. 2013. – 304 с. : ил.; Информатика.

5. Правила пользования сотовыми телефонами, другими средствами телекоммуникационной связи и информации, а также глобальной сетью Интернет ОКВК. 2015 г. С. 1-4

6. «Что такое Интернет. Как устроен Интернет». Онлайн-курс А. Скакунова. 2015. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=iDRFJj15s6A

7. Жмырко К.С. Специфика Интернет-общения у лиц юношеского возраста. Интернет-издание Евразийский научный журнал http://journalpro.ru/articles/new-articlelDmQiPC7KV/.

8. Солдатова Г.У., Нестик Т.А. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. – М.: Фонд Развития Интернет, 2013. С. 144

9. Беляев Роман Владимирович. Формирование информационной культуры курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности: диссертация … кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Беляев Роман Владимирович; [Место защиты: ГАОУ ВО МГПУ Департамента образования города Москвы]. - Москва, 2017. - 193 с.: ил.

10. Землянка Т.Б. Научная работа. Сетевой этикет. Агрессия в Интернете. Краснодарский информационно-технологический техникум. Проект «Инфоурок»: образовательный интернет-проект. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/nauchnaya-rabota-setevoy-etiket-agressiya-v-internete-1507871.html

11. Сетевой этикет. Википедии – свободной энциклопедии. wikipedia.org. М.: 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Сетевой_этикет Сетевой_этикет.

12. Факультативный курс основы безопасности жизнедеятельности в сети Интернет (ОБЖИ) Методическое пособие для учителей ЦОИ ГБОУ ИМЦ Петроградского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербург, ул. Зверинская д. 35 лит. А http://www.coi.spb.ru Издательство «МПСС» Санкт-Петербург: 2012.

13. ЮНЕСКО об информационном обществе основные документы и материалы / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» СПб Российская национальная библиотека, 2004.