Интегрированный урок по физике и алгебре в 8-м классе. Тема: «Чтение графиков. График плавления и отвердевания кристаллических тел»

Разделы: Математика, Физика

Класс: 8

Ключевые слова: физика, алгебра, плавление кристаллических тел, отвердевание кристаллических тел


Соавтор:
Селиванова Елена Владимировна,
учитель физики
(первая квалификационная категория).

Цель урока: использование умения читать графики функций для решения задач физического содержания.

Задачи:

  1. Формирование восприятия единства математических моделей и физических процессов как элемента естественно-научной картины мира;
  2. Обобщение и применение знаний о свойствах функций для чтения графиков;
  3. Мотивация учащихся на активный и творческий подход к изучению предметов естественно-математического цикла;
  4. Развитие математического языка и связной речи учеников;
  5. Воспитание аккуратности, прилежности, самостоятельности в процессе выполнения индивидуальных заданий.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы работы учащихся: групповая и фронтальная.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационный момент. (3 мин.)
  2. Мотивационное начало урока. Формулирование темы и целей урока. (5 мин.)
  3. Подготовка к восприятию новой темы. (15 мин.)
  4. Освоение нового материала. (12 мин.)
  5. Применение полученных знаний. (5 мин.)
  6. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)
  7. Информация о домашнем задании. (2 мин.)

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель математики: Сегодня на уроке мы ещё раз убедимся, что две науки: математика и физика тесно связаны друг с другом, и им друг без друга не обойтись. Ведь недаром еще великий ученый Николай Иванович Лобачевский говорил: “Математика – это язык, на котором говорят все точные науки”.

Учитель физики: А мне хочется продолжить словами другого великого учёного “Математик может физику не знать, но физик математику знать обязан”.

Учитель математики: А девизом нашего урока пусть будут слова:

«Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз.» (Слайд 1)

У вас на столах лежат листы – это паспорт урока, его вам нужно заполнить в ходе урока. (Приложение 1)

2. Мотивационное начало урока. Формулирование темы и целей урока

Слайд 2:

Учитель физики: Что изображено на слайде? (график)

Действительно, с помощью графиков представляют самую разнообразную информацию в наглядной, удобной для восприятия форме.

А какую тему мы рассмотрели на прошлом уроке? (Плавление и отвердевание кристаллических тел)

В действительности процесс плавления и отвердевания кристаллических тел достаточно сложный и для его изучения  мы должны рассмотреть график зависимости температуры кристаллического тела (льда) от времени его нагревания.

С чем тогда будет связана тема нашего сегодняшнего урока, как вы думаете? (Слайд 3)

Дайте, пожалуйста, определения этих процессов. Что необходимо сделать, чтобы вещество начало плавится? Как называется такая температура? Что вы можете сказать о температуре плавления различных веществ?  О температуре кристаллизации? Где мы ее можем узнать? (Слайд 4, 5)

Итак, сегодня на уроке мы рассмотрим график зависимости температуры кристаллического тела от времени его нагревания. А для этого нужно уметь читать графики функций.

3. Подготовка к восприятию новой темы

Учитель математики: В 7 классе мы изучали функции у=С, y=k, у=kx+b, y=x2 и пришли в итоге к выводу о том, что уравнение с двумя переменными вида y=f(x) есть удобная математическая модель для описания реальных ситуаций, познакомились с некоторыми свойствами этих функций и их графиками. Научились читать графики функций. Давайте вспомним, как мы это делали. (Слайд 6)

Сообщение ученика о свойствах функций и «чтении» графиков функций. (Приложение 2)

Ученики выполняют задание №1 паспорта урока. (проверка на слайде)

Прочитать график функции.

Учитель математики: Вспомним функцию, уже  известную нам, и одновременно повторим её свойства и график.

Сообщение ученика о линейной функций. (приложение 3)

Ученики выполняют задание №2 паспорта урока. (проверка на слайде)

4. Освоение нового материала

Учитель физики: Для того, чтобы иметь представление о графике плавления кристаллического тела (льда) учащиеся нашего класса провели эксперимент и сейчас вам о нем расскажут.

Сообщение учеников о эксперименте. (плавление льда) (приложение 4)

Учитель физики: В паспорте урока вы видите похожий график, как получился у экспериментаторов, только законченный, т.е. предположим, что мы получили лед и охладили его до первоначальной температуры.(слайд с графиком).

Ученики выполняют задание №3 паспорта урока.

С помощью графика заполнить таблицу.

Участок графика

Название процесса

Что происходит с веществом

График процесса

Знак k

Свойство функции

AB

 

 

 

 

 

BC

 

 

 

 

 

CD

 

 

 

 

 

DE

 

 

 

 

 

EF

 

 

 

 

 

FG

 

 

 

 

 

5. Применение полученных знаний.

Учитель физики: Теперь вместе прочитаем график плавления и отвердевания кристаллического тела, который видели в начале урока.

Ученики отвечают на вопросы учителя:

а) при какой температуре взято вещество?

б) в какой момент времени начался процесс плавления вещества?

в) в какой момент времени вещество кристаллизовалось?

г) чему равна температура плавления вещества? кристаллизации?

д) сколько времен длилось нагревание твердого тела, плавление вещества, остывание жидкости?

е) какое это вещество?

ж) как изменяется внутренняя энергия на каждом участке графика?

Учитель математики: Чтение графиков также нам пригодится и в повседневной жизни. А как вы умеете читать такие графики, мы сейчас проверим. Группа учеников подготовила задания из открытого банка заданий ГИА по математике.

Сообщение учеников. (приложение 5)

6. Подведение итогов. Рефлексия

Итак, что нового мы сегодня узнали и чему научились?

На экране представлены графики зависимости уровня ваших знаний от времени, в интервале от начала урока до его завершения. Пожалуйста, выберите тот график, который, на ваш взгляд, наиболее близок вам, принимая во внимание их разный характер.

Имеют ли они отношение к теме нашего урока? Какой же график выбран вами? Если вы выбрали график 1 – это означает, что мы достигли цели и решили задачи, поставленные в начале урока. Доделать график.

7. Информация о домашнем задании

§13, 14,  упр. 7, Сборник задач по физике В.И.Лукашик № 1065, 1067, 1068.

Литература. Интернет-ресурсы

  1. Физика 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Пёрышкин. - М.: Дрофа, 2009.
  2. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И.Лукашик, Е.В.Иванова - М.: Просвещение, 2014.
  3. Алгебра 8 кл. В 2 ч.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009.
  4. Алгебра 7 кл. В 2 ч.: учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений /А.Г.Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009.
  5. Алгебра. 8 класс. Учебник.  Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. - М.: Просвещение, 2010.
  6. http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/1. Открытый банк заданий ОГЭ.
  7. http://www.uchportal.ru/load/25-1-0-10713. Презентация к уроку алгебры "Линейная функция и её график" Автор: Шишкина Людмила Викторовна, МОУ СОШ №24 х. Болгов, Усть-Лабинский район Краснодарского края.