Методическая разработка городского конкурса по химии «Наследие Дмитрия Ивановича Менделеева», посвященного 185-летию со дня рождения Д.И.Менделеева и 150-летию открытия периодического закона

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (18,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (36,9 МБ)


Величие научного подвига Д.И.Менделеева не только не стирается во времени, но и продолжает расти.

Цель конкурса: показать многогранность яркой талантливой личности ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, разносторонность его увлечений, оценить вклад в мировую науку и  общественную жизнь страны.

А с помощью соревновательной игры показать значимость знаний по химии  в профессиональной деятельности.

… Конкурс по химии –
                             путешествие к
                                        «поиску» истины…

Программа

1. Химическая викторина: «Периодическая система химических элементов».

2. Конкурс: «Малахитовая шкатулка».

3. Творческая  мастерская: защита моделей.

4. В честь великого русского ученого Д.И.Менделеева названы….

«Имя Д.И.Менделеева бессмертно. Личность его легендарна, а подвиг научный благодарное человечество не забудет никогда. Жизнь великого человека всегда достойна подражания...».

Дми́трий Ива́нович Менделе́ев — русский учёный-энциклопедист: химик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, преподаватель, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. (Слайд 3).

«Феномен Менделеева» будет еще долго изучаться учеными разных специальностей. (Слайд 4)

Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребёнком в семье Ивана Павловича Менделеева, который занимал должность директора Тобольской гимназии и Марии Дмитриевны Менделеевой. На то время многодетная семья была нетипичной для русской интеллигенции. (Слайд 5)

После окончания гимназии, Дмитрий Менделеев поступил в Главный педагогический институт Петербурга на отделение естественных наук физико-математического факультета, который окончил с золотой медалью. (Слайд 6)

Менделеев был членом более 90 академий наук, научных обществ, университетов разных стран. Он являлся одним из основателей Русского химического общества; неоднократно избирался его президентом. В1964 году имя Менделеева было занесено на доску почета Бриджпортского университета в США наряду с именами Эвклида, Архимеда, Коперника, Галилея, Ньютона, Лавуазье. (Слайд 7)

НАСЛЕДИЕ ДМИТРИЯ ИВАНОВИЧА МЕНДЕЛЕЕВА…»

1859 году Менделеев сконструировал прибор для определения плотности жидкости — пикнометр. (Слайд 8)

В 1860 году открыл критическую температуру кипения жидкостей, при которой плотность и давление насыщенного пара максимальны, а плотность жидкости, находящейся в динамическом равновесии с паром, минимальна. (Слайд 9)


В 1861 году опубликовал «Органическую химию» — первый русский учебник по этой дисциплине. (Слайд 10)

Дмитрий Иванович сформулировал гидратную теорию растворов. Основы учения Менделеева о растворах были заложены в 1865-м в его докторской диссертации.

«О соединении спирта с водой». Впоследствии на основании его теории была сформулирована теория растворов электролитов.
(Слайд 11)

В феврале 1869 года был открыт один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов, позволяющий не только с точностью определить многие свойства уже известных элементов, но и прогнозировать свойства еще не открытых. (Слайд 12)

Периодический закон Менделеев опубликовал в учебнике «Основы химии» — первое систематизированное изложение неорганической химии. (Слайд 13)

В 1874 году вывел общее уравнение состояния идеального газа (уравнение Клапейрона—Менделеева), а также начал исследовать свойства реальных газов. (Слайд 14)

Дмитрий Иванович: изобретатель аэростата

В 1875 году разработал проект стратостата с герметической гондолой, способный подняться в верхние слои атмосферы, а также проект управляемого аэростата с двигателями. (Слайд 15)

Менделеев  первым заявил о том, что сжигать нефть в топках — преступление, поскольку из неё можно получить множество химических продуктов и придумал использовать трубопровод для перекачки нефти. (Слайд 16)

В 1880 году предложил идею подземной газификации углей. (Слайд 17)

Менделеев учёный-разведчик

Царское правительство обратилось к Дмитрию Ивановичу помочь добыть секрет изготовления бездымного пороха. Менделеев заказал в библиотеке отчёты железных дорог Британии, Франции и Германии за 10 лет. По ним он составил пропорцию, сколько было привезено угля, селитры к пороховым заводам. Через неделю после того, как были сделаны пропорции, он изготовил два бездымных пороха для России. Его называли «менделеевский порох». (Слайд 18)

Дмитрий Иванович создал точную теорию весов, разработал наилучшие конструкции коромысла и арретира. На базе Депо образцовых гирь и весов в 1893 году создал Главную палату мер и весов. Способствовал узакониванию основных мер длины и веса (аршин и фунт). (Слайд 19)

Менделеев за два года спроектировал арктический экспедиционный ледокол и разработал высокоширотный «промышленный» морской путь, по которому суда могли пройти вблизи Северного полюса. (Слайд 20)

Дмитрий Иванович любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, а также изготавливать чемоданы. В Петербурге и в Москве знали его как лучшего в России чемоданных дел мастера. «От самого Менделеева», — говорили купцы. Учёный изучил все известные в то время рецепты приготовления клея и придумал свою особую клеевую смесь. (Слайд 21)

Дмитрий Иванович Менделеев трижды номинант на Нобелевскую премию. Однако номинировали его только иностранцы. Зарубежные академии наградили золотыми медалями Деви, Копли, Фарадея. (Слайд 22)

Литературное наследие Д.И.Менделеева огромно. Оно со­держит 431 печатную работу, из которых - 40 посвящено химии, 106 — физико-химии, 99 — физике, 22 — геофизике, 99 — техни­ке и промышленности, 36 — экономическим и общественным вопросам и 29 — другим темам.

Как-то, уже в старости Д.И. Менделеев написал: «Сам удивляюсь, чего только я не делывал в своей научной жизни». Да, талант многогранен. Гений — тем более... (Слайд 23)

Гений? Услышав однажды, как кто-то из его учеников произнес это вслух, рассердился всерьез, замахал руками и крикнул сварливо: «Какой там гений! Трудился всю жизнь, вот и гений...» (Слайд 24)

Нет, все-таки гений

И нам Дмитрий Иванович дает наказ:

«К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.»

(Слайд 25)

. … Конкурс по химии –
 путешествие к  «поиску» истины…

1. Химическая викторина «Периодическая система химических элементов». (Презентация №2). Вашему вниманию предлагаются вопросы на 5, 10, 15, 20 баллов. Команда должна выбрать и ответить на четыре  вопроса используя каждый столбик. Например: С5, А10, F15, D20.

(Слайд 26)

2. Конкурсное задание: «Малахитовая шкатулка».

В мозгу млекопитающих найдено 16 микроэлементов. В крови обнаружено 24 микроэлемента.

Микроэлементы, как правило, концентрируются в определенных тканях.

Есть органы, в которых находится какой-либо один определенный микроэлемент. Например, соединения цинка накапливаются в гипофизе, соединения никеля – в поджелудочной железе, соединения кадмия в почках, бария – в сетчатке глаза.

Цель: выявить знания об особенностях нашего организма, роли микро- и макроэлементов.

Представлена малахитовая шкатулка и вопрос.

За минуту Вам необходимо отгадать, модель какого органа или часть его находится в шкатулке и ответить, что за химический элемент входит в его состав.

Приглашаем хозяйку медной горы внести Малахитовую шкатулку.

(Слайд 27). Первый вопрос.

- При дефиците этого химического элемента отмечается анемия.

Проявляются симптомы: головокружение, слабость. Этот элемент входит в состав четвертичной структуры белка, который выполняет функцию: переносит О2 от легких в ткани и СО2 от тканей в легкие.

Этот белок входит в состав клетки, которая имеет форму двояковогнутого диска. Главная особенность этой клетки - наличие дыхательного красного пигмента.

Итак, модель какого органа или часть его находится в шкатулке и  ответить что за химический элемент, входит в его состав.

Просим открыть малахитовую шкатулку.

(Слайд 29). Правильный ответ: химический элемент – Железо, которое входит в состав гемоглобина, миоглобина, некоторых ферментов. В малахитовой шкатулке модель эритроцита.

(Слайд 30). Второй вопрос.

- Зобом болеют и люди и животные, где в почве и в воде содержится мало этого элемента. Поэтому в рацион населения включают …. соль и морепродукты. При недостаточном поступлении в организм этого элемента возникает резкое снижение активности органа, который расположен в передней области шеи.

Что это за элемент и, что лежит в малахитовой шкатулке?

Внесите малахитовую  шкатулку.

(Слайд 32). Правильный ответ: химический элемент - йод. В организме наибольшее количество йода скапливается в щитовидной железе. В малахитовой шкатулке модель щитовидной железы.

(Слайд 33). Третий вопрос.

- Этот элемент тесно связан с кальцием и играет важную роль в формировании костной ткани. Входит в состав АТФ, НАДФ, ФАД, нуклеиновой кислоты, которая выполняет функцию хранение, передачу и воспроизведение генетической информации.

Что это за элемент и, что лежит в малахитовой шкатулке?

Внесите малахитовую шкатулку.

(Слайд 35). Правильный ответ: химический элемент Фосфор. Например: полное название АТФ – аденозинтрифосфорная кислота. Формула костей: фосфат кальция.

В малахитовой шкатулке модель молекулы ДНК.

(Слайд 36). Четвертый вопрос.

- Преобладающий отрицательный ион в организме, участвует в создании мембранных потенциалов клеток, осмотического давления, процессах возбуждения и торможения в нервных клетках. Этот элемент входит в состав сыпучего продукта, который есть на каждой кухне. В пищеварении важная роль  принадлежит минеральной кислоте желудочного сока, в состав которого входит этот элемент.

Что это за элемент и, что лежит в малахитовой шкатулке?

Внесите малахитовую шкатулку.

(Слайд 38). Правильный ответ: Ионы хлора входят в состав поваренной соли – NaCI и желудочного сока.
Желудочный сок содержит соляную кислоту – НСI.

В малахитовой шкатулке модель желудка.

(Слайд 39). Пятый вопрос.

- Главный внеклеточный положительный ион, участвует в создании мембранных потенциалов клеток (в результате икс элемента? - калиевого насоса). Это элемент 1 группы (главной подгруппы) и содержится в основной части животной клетки, которая обладает наиболее важным свойством - избирательной проницаемостью, регулирующая обмен веществ между клеткой и окружающей средой.

Что это за элемент и, что лежит в малахитовой шкатулке?

(Слайд 41). Правильный ответ: Ион натрия. Входит в состав натрий – калиевого насоса.

В малахитовой шкатулке плазматическая мембрана (клеточная оболочка).

(Слайд 42). Шестой вопрос.

- Входит в состав костей, процессах свертывания крови, поддержании сердечного ритма (вместе с ионами К+, Nа+), активирует ферменты при сокращении поперечно-полосатых мышечных волокон. Главную массу этого органа составляет твердое вещество - дентин.

Что это за элемент и, что лежит в малахитовой шкатулке?

(Слайд 44). Правильный ответ: химический элемент - кальций. В малахитовой шкатулке модель зуба.

(Слайд 45)

Следующее конкурсное задание: необходимо продолжить фразу «В честь великого русского ученого Д.И.Менделеева названы…» приблизительные ответы:

(Слайд 46)

  1. 101 элемент – менделевий.
  2. На Байкале –– высокорадиоактивный минерал – менделеевит.
  3. Премия им Д.И. Менделеева – золотая медаль Менделеева.
  4. Замазка Менделеева (канифоль – желтый сурик).

(Слайд 47)

  1. Музей - квартира Д.И.Менделеева.
  2. Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии им Д.И.Менделеева.
  3. Химико-технологический институт имени Д.И.Менделеева в Москве, Санкт-Петербурге.
  4. Марка Менделеева.

(Слайд 48)

  1. Ледник имени Менделеева в республике Киргизия
  2. Подводный хребет им Д.И.Менделеева в центральной части Северного ледовитого океана.
  3. Действующий вулкан им Д.И.Менделеева вблизи г.Южного Курильска.
  4. Кратер им Д.И.Менделеева на Луне.
  5. Судно океанологии или плавучий  научно- исследовательский институт им Д.И. Менделеева.

Продолжите этот список, что в честь великого русского ученого Д.И.Менделеева названо…».

(Слайд 49)

Обретение бессмертия…

«Имя Д.И.Менделеева бессмертно. Личность его легендарна, а подвиг научный благодарное человечество не забудет никогда. Жизнь великого человека всегда достойна подражания... И пусть будет для нас примером, пусть вдохновляет нас во всех делах на благо родины и народа, во имя прогресса и мира на земле величественная фигура гениального учёного, творца главного закона современной химии, славного сына и гражданина земли русской, нашего соотечественника Дмитрия Ивановича Менделеева.

Заветы Менделеева:

«Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте».