Конспект логопедического открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Приключения Буратино»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Задачи:

Развивающие:

  • Создание проблемной ситуации,
  • Развивать фонематическое восприятие,
  • Развивать память, внимание,
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве,
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять предложения и выкладывать схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Воспитательные:

  • Стимулировать позитивную мотивацию детей,
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества,
  • Формировать навык совместной работы в паре,
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
  • Воспитывать уверенность, активность, самостоятельность.
  • Рефлексия (самоанализ).

Обучающие:

  • Закрепить понятие звук, буква,
  • Закрепить графический образ букв,
  • Закрепить навык слогообразования слов,
  • Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений,
  • Закрепить навыки фонетического разбора слова,
  • Продолжать учить работать со схемой слова.

Предполагаемый результат:

  1. Правильно артикулировать все звуки в речи в различных фонематических позициях и формах речи,
  2. Овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи,
  3. Четко дифференцировать все изученные звуки, буквы,
  4. Различать понятие «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне.
  5. Называть последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах,
  6. Читать и правильно понимать прочитанное в пределах программы,
  7. Выкладывать из палочек буквы и писать печатными буквами слова.

Виды детской деятельности:

  • Игровой – сюрпризный момент.
  • Словесный – беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги, придумывание предложения с заданным словом.
  • Практический – звуковой анализ слова, графическая запись предложения.

Словарная работа: активизировать в речи детей слово «Азбука».

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности Ришата Ф., Эмира В.

Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Приключение Буратино».

Материалы:

  • Демонстрационный материал: магнитная доска, конверт с письмом; картинки с изображением Мальвины и Буратино, карточки с изображениями букв, домики для букв, «слоговой паровозик», картинки с изображением школьных предметов, портфель.
  • Раздаточный материал: конверты с заданиями, простые карандаши, счетные палочки.

ХОД ООД

1. Организационный момент

Дети стоят на ковре в кругу.

Логопед: «Ребята, я очень рада видеть вас!»

Логопед:

Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!

А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки!

Логопед: Ребята, к нам пришло письмо, а от кого вы узнаете, отгадав загадку:

Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами.
Она вежлива была,
В домике лесном жила
И учила Буратино
А зовут её (Мальвина)

Логопед: правильно ребята, и вот что она пишет:

«Здравствуйте ребята. Лиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик. А без него не откроешь волшебную дверь в коморке папы Карло. Для того чтобы вернуть ключик, необходимо выполнить задания. Как вы помните, Буратино не любил учиться, поэтому без вас ему не справиться. Прошу вас о помощи. Задания вы найдете в моем конверте с письмом».

Мальвина

Логопед: поможем Буратино выполнить задания?

Ответы детей.

2. Основная часть

Логопед: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним:

- сколько букв в алфавите? (33)

- сколько гласных букв? (10)

- сколько согласных букв? (21)

- какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)?

- чем отличаются гласные от согласных? (гласные мы можем петь, при произнесении согласныз звуков воздушная струя встречает преграду)

- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем)

- какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)

- какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (е,ё,и,я,ю)

- какие гласные буквы обозначают твердость согласных? (а,о,у,ы,э)

- какие согласные всегда твердые? (ш,ж,ц)

- какие согласные всегда мягкие? (ч,щ.й)

Логопед: молодцы, а вот конверт с первым заданием:

Задание 1. «Рассели в домики гласные и согласные буквы»

Логопед: ребята, какие буквы мы поселим в красный домик и почему7

Ответы детей (гласные обозначаем красным цветом)

- Какие буквы мы поселим в синий домик со звоночком?

Ответы детей (согласные звонкие)

- Какие буквы мы поселим в синий домик с зачеркнутым звоночком?

Ответы детей (согласные глухие)

Задание 2. «Слоговой паровозик»

Логопед: ребята, выполнить следующее задание нам поможет предмет, а какой именно мы узнаем отгадав загадку:

В школу дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.

Дети: портфель.

Логопед: правильно, давайте заглянем в него.

Дети достают из портфеля по одной картинке с изображением школьного предмета и делят слова на слоги.

Логопед: молодцы, ребята, достаем следующее задание.

Задание 3. «Прочитай по первым буквам»

Дети собирают слово, зачитывают его.

Физминутка «Буратино»

Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.

Логопед: молодцы, следующее задание

Задание 4. «Звуковые схемы»

Логопед: достаю из конверта следующее задание:

Задание 5. «Составь предложение»

Логопед: ребята, перед вами карточки со словами. Нужно подружить слова так, чтобы получилось предложение. Составить схему предложения.

Задание 6. «Угадай слово»

Логопед: я сейчас буду называть слова, а вы из палочек выложите только первую букву каждого слова (карандаш, линейка, юла, часы, игрушка, книга). Дети, какое слово получилось?

Ответы детей – КЛЮЧИК.

Логопед: правильно, вот мы и помогли Буратино получить ключик обратно.

Итог занятия

Логопед: ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что было интересного? Какие задания для вас были трудными? Какие легкими? Кого вы могли бы сегодня похвалить и за что?

Заданий от Мальвины в конверте больше нет, зато она вас наградила медалями в благодарность за помощь.