Экспериментальное исследование развития межличностной толерантности подростков

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 8, 9, 10

Ключевые слова: подростки


Выполнила:
Егошина Анастасия Дмитриевна

Научный руководитель:
Сахарчук Наталья Юрьевна,
к. психол. н., доцент

Исследование основывается на необходимости изучения этнической толерантности подростков, с целью предотвращения возможных межнациональных конфликтов в будущем. Как было изложено в теоретической части работы, экспериментальные данные можно использовать для профилактической или коррекционной работе подростков с несформированным уровнем этнической толерантности. Исследование поведения подростков с несформированной межнациональной толерантностью, позволяет внести понимание, какие навыки общения, восприятия человека другой национальности и т.п. отсутствуют у него.

Ранее было проведено теоретическое исследование особенностей личности подростков с позиции толерантности в этом возрасте в т. ч. и этнической толерантности. Зачастую подростки с заниженным (несформированным) уровнем межнациональной толерантности более агрессивны, жестоки по отношению к своим ровесникам других национальностей, поэтому актуально обратить внимание на понятие межнациональной толерантности как на определитель способности найти общий язык с другим человеком, понять его особенности, его непохожесть, отличность от себя. Вместе с этим возрастает опасность попадания под влияния экстремистских групп, преступных группировок и т.п., что делает проблему необходимой в изучении.

Рассмотрим результаты, представленные в сводной таблице по общей выборке в количестве 50 человек по всем трем методикам. Для наглядности всех испытуемых мы разбили на 2 группы по 25 человек: экспериментальную и контрольную.

Таблица 2.
Сводная таблица по общей выборке по трем методикам

В данной таблице представлены обобщенные результаты, не разбитые на шкалы. Как мы видим, результаты у контрольной и экспериментальной групп разнятся.

Рассмотрим результаты для каждой группы по отдельным методикам.

Таблица 3.
Процентное соотношение по методике «Диагностика толерантного поведения.
Незаконченные предложения» для группы №1

Результаты

1-6

7-12

13-18

19-24

Кол-во чел.

10

4

11

0

%

40

16

44

0

Результаты показали, что у испытуемых в первой группе преобладают высокий уровень интолерантности (40%) и невысокий уровень толерантности (44%).

Таблица 4.
Процентное соотношение по методике «Диагностика толерантного поведения.
Незаконченные предложения» для группы №2

Результаты

1-6

7-12

13-18

19-24

Кол-во чел.

0

11

1

13

%

0

44

4

52

Результаты показали, что у испытуемых во второй группе имеют невысокий уровень интолерантности (44%) и высокий уровень толерантности (52%).

По результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) рассмотрим какой уровень толерантности преобладает у каждой группы.

Таблица 5.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» для группы №1

Результаты

22-60

61-99

100-132

Кол-во чел.

18

7

0

%

72

28

 

Как мы видим у первой группы преобладает низкий уровень толерантности (у 72%).

Таблица 6.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Индекс толерантности» для группы №2

Результаты

22-60

61-99

100-132

Кол-во чел.

0

11

14

%

0

44

56 

У второй же группы высокий уровни толерантности показывает 56% испытуемых.

И по результатам последнего опроснику «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» в какой степени выражена коммуникативная толерантность у каждой группы.

Таблица 7.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» для группы №1

Результаты

1-45

46-85

86-125

126-135

Кол-во чел.

0

4

16

5

%

0

16

64

20

У первой группы степень коммуникативной толерантности выражена низко, но также есть полное неприятие окружающих в данной группе.

Таблица 8.
Процентное соотношение результатам экспресс-опросника «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» для группы №2

Результаты

1-45

46-85

86-125

126-135

Кол-во чел.

17

8

0

0

%

68

32

0

0

У второй группы мы видим преобладание высокой коммуникативной толерантности.

В ходе продолжения практической части по методикам: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е.Хухлаев, Л.А.Шайгерова) и экспресс-опросника «Коммуникативной толерантности В.В.Бойко» будут рассмотрены отдельные субшкалы для определения уровня межнациональной толерантности. С группой №1 (экспериментальной) планируется дальнейшая работа.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С.Абрамова. – М.: Академический проект, 2001. – 237с.

2. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог»: учебное пособие. - Издательства: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002. - 464 с.

3. Дубровина И.В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – СПб. : Питер, 2004. – 592 с.

4. Немов Р.С. Психология : учеб.: В 3 кн. / Р.С.Немов. – М. : ВЛАДОС, 2006. – Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 496 с.

5. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Теория и практика: учеб. пособие / Н. И. Непомнящая. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 192 с.