Конспект открытого фронтального занятия в средней группе для детей с ТНР тема: «Кошкин дом»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с


Цель: Развитие связной речи и лексико-грамматического строя речи детей на основе лексического материала по теме «Дом. Жилище».

Задачи:

Коррекционно-речевые:

  • уточнение и закрепление словаря по теме, формирование навыка образования форм существительных множественного числа, образование сложных и относительных прилагательных, упражнения в согласовании прилагательных и числительных с существительными, в употреблении простых предлогов подбор слов-антонимов;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие фразовой речи, формирование простого предложения.

Коррекционно-внеречевые: 

  • развитие слухового внимания и восприятия;
  • развитие мимической, пальцевой и общей моторики, скоординированности движения с речью;
  • воспитание привычки вслушиваться в речь окружающих;
  • развивать память, воображение, устойчивость внимания.

Познавательные (обучающие): систематизация представлений о жилище человека; воспитание чувства сострадания, доброты, взаимовыручки.

Оборудование: игрушка кошка, мяч, молоточки, макет дома, блоки геометрической формы, зеркала, прищепки, два коврика, картинки на липучках (дом, окно, дверь, ежик, паучок, пес, флажок, солнце, забор, сосна, дождик, жучок, тюльпан, берёза, петух, мышь), два ламинированных коврика с картинками (молоток, пила, топор, кисть, отвертка, знак вопроса обозначающий действие предмета, гвоздь, шуруп, брёвна, краска и крыша)

Предварительная работа: чтение сказки «Кошкин дом»

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети садятся в круг  с логопедом. В кругу стоит сундук с замком.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся.

Логопед:

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
С места просьба не кричать,
Руку к верху поднимать,
Красиво, чётко отвечать.

II. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия

Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к сказке, а поможет нам попасть в сказку вот этот волшебный сундук. Но что это? На сундуке висит замок! Как же его открыть? (ответ детей)

Логопед: Сундучок у нас волшебный и замочек на сундучке, посмотрите какой необычный, поэтому чтоб замок нам с вами снять, нужно слова волшебные сказать.

Пальчиковая гимнастика

На сундуке висит замок,
Кто б его открыть бы смог?
Потянули, покрутили
Постучали и открыли.

Дети складывают руки в замок
Тянут сложенные руки в замке в разные стороны, поворачивают в разные стороны,  стучат кулачком о кулачок

Замок открывается.

Логопед: Достаёт из сундука кошку. В какую сказку мы с вами попали ребята? Это же кошка из сказки «Кошкин дом». Вспомните, какая беда случилась у Кошки. Логопед достаёт из сундука макет горящего дома. У кошки сгорел дом.

Логопед: надо ее утешить. Давайте каждый ей скажет добрые и ласковые слова. Дети передают кошку по кругу, гладят и говорят ласковые слова.

Логопед: А чем еще можно помочь бедной Кошке? (ответы детей)

Логопед: Да, мы ей построим новый дом.

Логопед: А как называется профессия людей, которые строят дома? (ответы детей)

Логопед: Правильно – строители.

Итак…. Вы готовы стать строителями?
Тили-тили-тили-бом!
Будем строить кошки дом.

Мне, кажется, кошка хочет Вас о чем то спросить вас.

Кошка:

Послушайте, вот слово «дом»
Давайте слово это мы дружно с вами разберем.
(Звуко-слоговой анализ слова «дом»)
- Сколько в слове слогов?
- Какой первый звук?
- Назовите гласный звук в слове.

Образование сложных и относительных прилагательных

Развитие фразовой речи. (игра с мячом)

Логопед: Ребята, дома бывают разные.

- Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный)

- Два этажа?  (Двухэтажный дом)

- Три этажа (Трёхэтажный дом)

- Пять этажей (Пятиэтажный дом)

- Много этажей (Многоэтажный дом)

Логопед: Дома можно построить из разных материалов.

Как называется дом, если он построен из дерева (Деревянный дом).

- Из соломы (соломенный).

- Из камня (каменный).

– Из кирпича (кирпичный).

Игра «Я хочу построить дом»

Логопед: Ребята, а давайте спросим у кошки, какой она хочет дом?

Кошка: Про дом, который я хочу, вам я песенку спою.

Логопед: А мы с вами внимательно будем песенку слушать, чтобы ничего не пропустить и дом из рисунков собрать.

Давайте разделимся на команды. Возьмём по медальке все из шкатулки. На них нарисованы разные строительные материалы. А теперь найдите тот домик, который построен из этого материала. (Дети подходят к мольбертам, где нарисован домик, построенный из материала, нарисованного на медали)

Итак, команды готовы?

Звучит песня «Я хочу построить дом». Слушая внимательно песню, они составляют «проект» дома, про который поёт кошка.

Логопед: Проект дома составлен. Что нам ещё нужно для строительства дома? (ответы детей)

Правильно, нам нужны специальные рабочие инструменты.

С инструментами мы дружим, и про них мы знаем все.

Кошка: А это мы сейчас проверим. Соедините с правильным ответом и назовите действие с предметом.

Упражнение «Подберите действия»

Перед командами карточка на которой прикреплены инструменты, знак вопроса (действие с этим предметом), предметы. Дети  находят предметы соответствующие инструментам и называют действия.

Пилой (что делают?) -... (пилят, отпиливают, распиливают) брёвна, доски

Отверткой (что делают?) ... (закручивают) шуруп

Кистью (что делают?)... (красят) стены, потолки, крыши

Молотком (что делают?)... (забивают) гвозди

Логопед: Давайте покажем, как работают наши инструменты. Занимайте места за столами скорей. ( дети садятся за столы, перед ними стоят зеркала, лежат молоточки.)

Упражнение «Молоточки стучат».

Логопед: 

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери, мой друг.
Будем строить кошке дом.
Дети берут молоточки.

Логопед: Слушай внимательно, повторяй старательно.

+ — + — , + — ,+ ++, — ++, ++ —, +++

Положите молоточки.

Артикуляционная гимнастика

Логопед: Возьмём дружно зеркала и покажем, как пилит пила.

«Пила»

Пилит толстый ствол пила 
Раз-два, раз-два.
Раз-два, раз-два,
Раскалилась до бела.

(Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз.)

«Маляры»

Мы покрасим потолок-
Маляром стал язычок!
Кисть мы в краску окунаем
К потолочку поднимаем
Назад - вперёд, назад -вперёд
Назад - вперёд, назад -вперёд
Будет чистым, вот дела,
Всё, до самого угла!

(Улыбнуться, открыть рот, «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, совершая движения вперёд и назад, от верхних резцов по нёбу к горлу.)

«Красим забор»

Коль играем в маляров мы покрасим и забор.
Ловко кисточкой забор
Красят Лёня и Егор.

(Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «покрасить» нижние зубы с внутренней стороны, совершать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх. (Только верхние зубы).

Логопед: Мы трудились, мы устали, кран на помощь мы позвали, а на кране крановщик ловко им руководит.

Физминутка «Краны»

Дети встают в круг и под музыку передают поворачиваясь блоки мягкого конструктора. В конце физминутки дети строят из них дом.

Логопед: Чтобы дом получился прочным и теплым, давайте скажем волшебные слова (повторение словесных рядов хором и индивидуально).

Дом — том, дам — дом, дам — там,
дом — дам — дым, дом — том — дом.

Логопед: А теперь закройте глаза. (Ставит на стол макет дома)

Раз —два — три — ну-ка посмотри!

Кошка: Ах, какой красивый дом!

Логопед: Наша кошка решила осмотреть весь дом. Скажите, что она делает.

Упражнение «Скажи предложение (по действию)»

Кошка смотрит в окно. Кошка залезла на крышу. Кошка спрыгнула с крыши. Кошка стоит около дома. Кошка вошла в дом. Кошка вышла из дома.

Мимическая гимнастика

Кошка грустит, удивляется, радуется.

Логопед: Давайте с вами вспомним, какое настроение было у кошки, когда мы пришли в гости в эту сказку. (ответы детей)

Давайте покажем, какая грустная была кошка.

А потом, Кошка очень удивилась, увидев такой красивый и большой дом. Покажите, как она удивилась

Как вы думаете, понравился кошке новый дом? Кошка, обрадовалась? (дети показывают, как кошка обрадовалась)

Логопед: Посмотрите на дом. Чему же так обрадовалась кошка?

Упражнение «Скажи наоборот»

Кошка увидела, что дом не маленький, а … (большой).
Крыша у дома не низкая, …(высокая).
Труба на крыше не короткая, а … (длинная).
Окна в доме не узкие, а … (широкие).
Комнат в доме не мало, а … (много).
В комнатах не темно, а (светло).
Стены дома не тонкие, а (толстые).
Значит, в доме будет не холодно, а …(тепло).

Логопед: А сейчас Кошка зовет нас поиграть.

Игра с карточками «Один — много»

Стена — стены, дверь — …, этаж — …., лестница — …, балкон — …, окно — ….

Логопед: Кошке очень понравился дом, и она приглашает нас на новоселье.

Заставка новоселье

А чтобы на празднике было весело — мы с кошкой поиграем в игру «Домики». Правила игры просты. Как услышишь колокольчик -  можешь прыгать и плясать, как замолкнет колокольчик - в домик спрятаться успей.

Подвижная игра «Домики»

Кошка «звенит» колокольчиком — дети прыгают, «молчит» — дети прячутся в «домиках» (поднимая руки вверх в виде крыши).
Завершение: Удивительный народ в каждом домике живет.

Все соседи, все друзья! Жить без дружбы нам нельзя!

III. Итог занятия

Логопед: Скажите, ребята, помогли мы кошке?

- А как мы ей помогли? А строили мы его все вместе, потому что мы какие…?

- Да, мы умные, умелые и очень дружные.

Понравилось вам в сказке? А что больше всего понравилось?

Логопед: Пора нам возвращаться, со сказкой попрощаться.

Кошка: До свидания друзья, жду вас в гости я всегда, а за вашу дружную работу вам подарок подарю, всех ребят я угощу.

Логопед достаёт из волшебного сундучка коробочку с угощением.