Тематический урок в рамках национального проекта "Экология". Проблема утилизации отходов, пути ее решения

Разделы: Биология, Экология

Класс: 9


Учебная задача: вовлечь учащихся в организационно-деятельностную ситуацию и познакомить с проблемой утилизации отходов, выявить пути ее решения.

Цель-предмет (предметный результат)

Обучающиеся научатся:

  • выяснять причины накопления ТБО
  • выявлять варианты обращения с ТБО
  • находить пути решения данной проблемы

Цель-способ (метапредметный результат)

Обучающиеся научатся:

  • получать информацию и интерпретировать ее
  • планировать исследование в соответствии с алгоритмом
  • формировать проектные умения

Цель (ценность) (личностный результат)

  • Обучающиеся убедятся в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремлении к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Форма организации урока: урок-исследование.

Методы:

  • частично-поисковый;
  • проблемный;
  • исследовательский

Оборудование: листы бумаги, фломастеры, набор предметов бытового мусора, тексты с заданиями, листы оценок, презентация.
На доске помещается мозаика, необходимо сложить ее так, чтобы узнать тему урока (буквы).

В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.

(Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме)

Правила игры

Из присутствующих на занятии путём жеребьёвки выбираются две группы - «обыватели» и «эксперты». После каждого тура группы меняются своими ролями. В конвертах находятся вопросы-задания. Их вскрывает экспертная группа, озвучивает вопросы и оценивает задание после выполнения его «обывателями». В конце подводятся итоги занятия и определяется дальнейшая работа - создание проекта «Вторая жизнь вещей».

Игра проходит в четыре тура:

  1. Золотые россыпи помоек.
  2. Очумелые ручки обывателя.
  3. Устами младенца.
  4. Аварийная ситуация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В настоящее время на каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 т мусора в год, и это, не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус - высочайшую горную вершину Европы.

Можете назвать несколько причин увеличения количества мусора?

Этот вопрос вы можете обсудить в группах:

  • рост производства товаров массового потребления одноразового использования;
  • увеличение количества упаковки;
  • повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно «производит» 300 кг твёрдых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина или берлинца. Самые большие «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Вопрос "Куда деть мусор?" становится вес актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, и это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Орга­нические отходы молено компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв, пластики прессуют и из них дела­ют садовые скамейки и тазики. И тем не менее проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России.

Группам предлагается поработать с информационными текстами, в которых изложены различные взгляды на проблему обращения с ТБО.

При этом вы подчеркиваете убедительные аргументы “за” - красным, “против” - синим.

Есть три основных варианта обращения с ТБО:

1. Захоронение. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке из неё вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берёт на себя» 20 % эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой плёнки, в которой уплотнённые слои ТБО пересыпаются слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее метан в атмосферу всё-таки попадает, а объём мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется и нужно строить новый.

2. Сжигание. При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удаётся уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. 1 т мусора может дать 400 КВт-час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора резко снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.

3. Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается расход первичных ресурсов. Для того чтобы начать переработку, нужны инвестиции. Но после этого мусороперерабатывающие заводы становятся экономически рентабельными. Перерабатывать ТБО выгодно, на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2 %, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живёт в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько ёмкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения. Несмотря на строительство специальных полигонов свалок с к сожалению, повсеместно вокруг городов, сёл и садовых кооперативов растут несанкционированные свалки. В-третьих, такие территории не огорожены, там нет специалистов, ведущих наблюдение за правильным размещением мусора. С этих «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие лёгкие отходы. «Дикие» свалки не только уродуют ландшафт, но и представляют угрозу для здоровья людей.

Игра «Мусорный ветер»

I тур. «Золотые россыпи помоек»

Команда «обывателей» получает три таблички с цифрами 1, 2, 3. На каждый задаваемый вопрос «эксперты» дают три варианта ответов. Посовещавшись, команда «обывателей» поднимает табличку с номером ответа. «Эксперты» его оценивают.

II тур. «Устами младенца»

«Эксперты» выступают в роли детей и свои «детские» высказывания адресуют «обывателям». Те должны определить, что имелось в виду (затем меняются).

III тур. «Аварийная ситуация» 

«Эксперты» предлагают «обывателям» ответить на вопросы и оценивают их ответы.

IV тур. Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей»

Команды меняются табличками и новая команда «экспертов» вскрывает конверт с заданиями. Это может быть, например, задание «Очумелые ручки обывателя». На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.

«Золотые россыпи помоек»

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет:
    1. пластмасса;
    2. стекло;
    3. металл.
  2. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?
    1. Производство упаковочных материалов.
    2. Переработка мусора.
    3. Производство автомобилей.
  3. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо:
    1. рассортировать;
    2. собрать в одном месте;
    3. раскрошить.
  4. Для того чтобы переработать пластмассу, её необходимо:
    1. компостировать;
    2. сжечь при специальных условиях;
    3. переплавить.
  5. Первоочередная забота при выборе места свалки:
    1. защита поверхности земли и грунтовых вод;
    2. ограждение места свалки;
    3. укомплектование соответствующей техникой.
  6. Появление «партизанских» свалок влечёт за собой:
    1. загрязнение почвы;
    2. уродство ландшафта;
    3. изменение климатических условий (температуры, влажности).
  7. Самая страшная «добавка» к воде:
    1. бытовой мусор;
    2. пестициды;
    3. минеральные удобрения
  8. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
    1. Газы.
    2. Жидкости.
    3. Твёрдые вещества.
  9. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:
    1. их захоронение;
    2. разработка правовых механизмов регулирования процесса;
    3. рециркуляция {повторное использование отходов).
  10. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют:
    1. загрязнением;
    2. экологическим кризисом;
    3. интродукцией.
  11. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:
    1. 10 лет.
    2. 50 лет.
    3. 100 лет и более.
  12. Гарбология - это:
    1. наука о доме, местопребывании;
    2. наука, изучающая почву;
    3. мусороведение.
  13. Выброшенную бумагу «съедят» невидимки микробы:
    1. за 1-2 года;
    2. 5-8 лет;
    3. 20 и более лет.

«Устами младенца»

  1. У меня очень много игрушек сделано из неё.
  2. Она бывает разноцветной, и её очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
  4. Если её поджечь, то появится много чёрного дыма, который плохо пахнет.
  5. Её нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

(Пластмасса)

  1. Её изобрели китайцы.
  2. У нас её получают из дерева.
  3. Она легко горит.
  4. Из неё получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют или пишут.

(Бумага)

  1. Его делают из песка.
  2. Чаще всего оно прозрачное.
  3. Когда падает, оно разбивается.
  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

(Стекло)

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сдать и получить деньги.
  4. Из этого можно сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.

(Металлолом)

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого - очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого очень много, не растут лишайники.

(Газовые отходы)

- Как вы думаете, почему во многих странах во дворе ставят, как правило, несколько мусорных баков с надписями: «Пищевые отходы», «Стекло», «Пластмасса» и др.?

- Каких отходов набирается за день больше всего?

- Что вы можете предложить, чтобы отходов стало меньше?

ФИЗМИНУТКА

Игровой момент «Каждому виду мусора – свой контейнер»

(чья группа быстрее заполнит контейнеры)

Перед детьми карточки с надписями видов отходов (пластиковая бутылка, газета, яичная скорлупа, оберточная бумага, алюминиевая банка, обои, пакет из-под сока, фольга, коробочка от йогуртов, апельсиновая корка, целлофановый пакет, картофельная кожура).

Три контейнера: желтый, зеленый, черный.

Задание детям – разложить их в разные контейнеры.

Объяснить причину выбора и дальнейшие пути утилизации отходов.

(Будут сортировать выбрасываемый мусор по разным контейнерам: желтым, зеленым и черным. В первый пойдет бумага, во вторые пластик и алюминиевые банки, в третьи – пищевые отходы).

4 тур. «Закончить фразу» по цепочке

«Закончить фразу» по цепочке продолжите предложения.

Каждой из команд по очереди надо продолжить сказанное, закончив фразу.

Задания

  1. Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов... (из переработанной макулатуры).
  2. Старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно ... (использовать много раз, сдать в магазин).
  3. Экономь электроэнергию и горючее; если можно, пользуйся больше... (общественным транспортом).
  4. Одежду, которую ты уже не носишь, можно... (отдать нуждающимся).
  5. Не выбрасывай старые игрушки, книги: они МОГУТ... (кому-то понадобиться).
  6. Узнан, где поблизости есть пункт по приему макулатуры, и... (сдай туда использованную бумагу).
  7. Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки... (вымой их и сомни).
  8. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую... (можно сдать).
  9. Если есть садовый участок, используй пищевые отходы для... (приготовления одобрений).
  10. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически... (не разлагается в природе).

«Аварийная ситуация»

1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком?

(Краски могут содержать соли свинца, кадмия, других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения.)

Не в любом месте можно устроить специально оборудованную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты разных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др.

2. Как вы думаете, что учитывается при организации свалки?

  • роза ветров в районе свалки;
  • расстояние от населённых пунктов, водоохранных и природоохранных зон;
  • водопроницаемость грунтов;
  • площадь территории, отводимой под свалку (площадь должна быть достаточной для приёма мусора в течение длительного времени);
  • расположение, удобное для подъезда транспорта, и др. Специально оборудованные свалки - не лучший способ избавиться от мусора, хотя сегодня без них не обойтись.

Проект «Вторая жизнь ненужных вещей»

Задание 1.

Мусор - то, что стало нам уже не нужным. В первую очередь, это относится к упаковочному материалу: бумаге, полиэтилену, алюминиевой фольге, стеклянной таре и другим видам упаковки и расфасовки товаров.

Но не стоит торопиться.

Экологический знак Лента (петля) МебиусаЗнак вторичной переработки – знак, указывающий, что данный продукт (или упаковка) изготовлен из переработанного материала (Recycled) и/или пригоден для последующей переработки (Recyclable). Производителям рекомендуется рядом со знаком уточнять процент вторичности.
Продукция, при производстве, переработке или обработке которой не применялись в качестве исходного сырья хлор, хлорсодержащие окислители и хлорорганические соединения в предусмотренном порядке маркируется знаком «Свободно от хлора»
Знак «Бокал-вилка» наносится на пластиковую посуду и информирует о пригодности пластикового изделия для контакта с пищевыми продуктами.
Этот знак означает, что упаковку следует выбросить в урну. Встречается с разными подписями: “Содержи свою страну в чистоте
Знак “Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт по утилизации” указывает на необходимость отдельного сбора и выброса использованных источников питания (ламп, батареек и аккумуляторов), содержащих некоторые опасные вещества, например, ртуть, кадмий и свинец. 

Знаки, предупреждающие о том, что продукция может нанести вред окружающей среде.

а – знак, применяемый при морских перевозках опасных для флоры и фауны веществ.

б – знак “Опасное для окружающей среды”.

Внимательно рассмотрите упаковку различных товаров. Какие знаки говорят о том, что упаковка может быть использована повторно?

Задание 2.

Придумайте варианты повторного использования отслуживших свой век вещей. Это может быть всё, что угодно: от спичечного коробка до старой маминой сумки.

Организуйте защиту проекта в виде выставки «Вторая жизнь вещей».

Работа над проектом «Вторая жизнь ненужных вещей».

На стол «обывателям» ставится мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материал для работы прилагается. «Эксперты» по окончании работы дают оценку качеству, количеству изготовленных вещей, оценивают их необходимость в быту, оригинальность выполнения.

Рефлексия

Украсить ветку дерева. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).

  • Зелёный - я активен и уверен на уроке;
  • Жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало;
  • Красный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома.