Проект "Мой край, моя история... "Грани патриотического воспитания в период создания независимого государства"

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа, Краеведение, Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: краеведение, патриотическое воспитание


Актуальность

Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Донецкую Народную Республику на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

Важной частью системы воспитательной работы является воспитание патриотизма и дружбы народов. В.Г.Белинский отмечал, что воспитание нравственной личности невозможно без формирования чувства неразрывного единства со своей страной, любви к ней и гражданской ответственности.

Основным критерием результативности патриотического воспитания граждан в Донбассе должно стать их сознательное, самостоятельное и активное стремление своими действиями служить Донецкой Народной Республике.
Конечным результатом функционирования системы патриотического воспитания должны стать духовный подъем, устойчивость в обществе, укрепление государства, его обороноспособности и национальной безопасности. Эти факторы будут определять будущее Донбасса как стабильного и процветающего региона.

Реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном  компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

Решение этой задачи невозможно без создания такой модели патриотического воспитания школьников, которая включала бы  ребенка в активную деятельность, учила бы взаимодействию и сотрудничеству и давала бы возможность для проявления патриотических чувств и отношений.

Поэтому наша работа по созданию программы, направленной на формирование патриотического сознания школьников, является актуальной в настоящее время.

Объект: процесс патриотического воспитания школьников.

Предмет: внеурочная деятельность, направленная на формирование патриотического сознания школьников.

Цель: теоретически обосновать и разработать программу внеурочной деятельности «Краеведение», направленную на формирование патриотического сознания школьников.

Задачи

  • провести анализ научно-педагогической, патриотической, методической литературы по проблеме патриотического воспитания
  • обосновать задачи и принципы патриотического воспитания;
  • раскрыть особенности патриотического воспитания в школьном возрасте.
  • определить эффективные формы, методы и приёмы воспитания патриотизма в мирное время
  • разработать программу внеурочной деятельности «Краеведение», направленную на формирование патриотического сознания школьников

Нами были проведены анкетирование родителей и опрос учащихся, которые подтвердили актуальность выбранной темы проекта. В программе мы попробовали систематизировать работу школы и личный опыт по патриотическому воспитанию школьников. Работа представляет интерес для учителей, руководителей историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ. Они могут использовать программу в своей работе.

Теоретическая часть

1. Теоретические основы патриотического воспитания

Современное понимание патриотизма характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Во многом оно объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразия форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями в различных исторических, социально-экономических и политических условиях, в зависимости от личной гражданской позиции, отношения к своему Отечеству, от использования различных сфер знаний и т.п.

Термин «патриотизм» употребляется не только в научно-исследовательской литературе, но и в выступлениях, дискуссиях, статьях, предвыборных программах политиков и политических партий, движений, деятелей культуры, искусства и т.д. Диапазон толкования термина очень велик.

Достаточно полно раскрыто содержание данного понятия в монографии И.Е.Кравцова: «Патриотизм - это любовь к своему отечеству; к родным местам ("земле отцов"), к родному языку, к передовой культуре и традициям, к продуктам труда своего народа, к прогрессивному общественному и государственному строю. Патриотизм - это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимости».

И.Ф. Харламов рассматривает патриотизм, как взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения, включающую любовь к Родине, активный труд на благо Родины, следование и умножение трудовых традиций народа, бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной республике, привязанность и любовь к родным местам, стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее, воинскую храбрость, мужество и самоотверженность, братство и дружбу народов, нетерпимость к расовой и национальной неприязни, уважение обычаев и культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.

Т.Н.Мапькорская, относя патриотизм к нравственным качествам, включает в него любовь к Отечеству, готовность к его защите, неразрывную связь с интернационализмом, нетерпимость к любым проявлениям национализма и шовинизма, приверженность к народной культуре, знание национальных традиций, национальное достоинство, гордость и честь, что находит свое воплощение в гражданственности.

А.С.Макаренко отмечал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках. От настоящего патриота требуется не только "героическая вспышка", но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная".

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

Слово "патриотизм" для большинства наших людей сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее.

Выделяя патриотическое воспитание в условно самостоятельное направление воспитательной работы, необходимо отметить его органическую взаимосвязь с другими направлениями (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого. Это связано еще и с тем, что:

во-первых, патриотизм, особенно если иметь в виду его генезис, возникает и развивается как чувство, все более социализируясь и возвышаясь посредством духовно-нравственного обогащения;

во-вторых, понимание высшего развития чувства патриотизма неразрывно связано с его действенностью, что в более конкретном плане проявляется в активной социальной деятельности, действиях и поступках, осуществляемых субъектом на благо Отечества;

в-третьих, патриотизм, будучи глубоко социальным по своей природе явлением, представляет собой не только грань жизни общества, но источник его существования и развития, выступает как атрибут жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума;

в-четвертых, в качестве первоосновного субъекта патриотизма выступает личность, приоритет ной социально-нравственной задачей, которой является осознание своей исторической, культурной, национальной, духовной и иной принадлежности к Родине как высшего принципа, определяющего смысл и стратегию ее жизни, исполненной служению Отечеству;

Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания школьников в общеобразовательной школе. К их числу относятся:

  • обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями;
  • обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся;
  • диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
  • интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы;
  • опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий;
  • опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологи ческой атмосферы в процессе педагогического взаимодействия:
  • координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания.

С учетом особенностей патриотического воспитания в современном обществе цель данного процесса определяется как  воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

2. Задачи и принципы патриотического воспитания

Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, - это знали люди во все времена. Всестороннее научное исследование истории Донецкого края делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Изучая историю Донетчины, Вы узнаете много нового, интересного, откроете для себя неизвестные ранее имена, факты и события. Ведь история - это наше с вами прошлое, настоящее и будущее, которое будет строиться нашими руками.

Донбасс всегда являлся уникальным регионом, который оказывал и оказывает большое влияние на все исторические процессы.
Слово "патриотизм"  для большинства людей сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоин­ство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения.

В голых, продуваемых ветрами степях за короткий исторический отрезок времени усилиями наших дедов и отцов был построен крупнейший индустриальный центр, где сосуществуют развитая наука, промышленность, сельское хозяйство и уникальные историко-природные заповедники. Ни одно крупнейшее историческое событие в стране не обходилось без решающего слова и дела населения Донбасса. Это и создание уникальных машин и оборудования, и освоение космоса, и передовые методы работы в промышленности, и достижения в области культуры. За каждым этим событием стоят конкретные люди и трудовые коллективы, которые своими руками творили историю Донецкого края. Сегодня миллионы наших соотечественников героически поднимают города региона из руин, тысячи защитников отстаивают свободу и единство Донбасса.

Низкий поклон всем Патриотам Донбасса, прилагающим все силы в развитие и постройку светлого мирного будущего наших городов.

Дружба народов Донецкой Народной Республики - это взаимоотношения наций, народностей, основанные на идеях гуманизма, демократии и добрососедства. Она представляет собой и процессы воплощения этих идей в сфере межнациональных отношений, находящих свое практическое выражение в форме совместных согласованных созидательных действий, направленных на достижение единых целей.

Для Донецкого края, одной из крупнейших многонациональных и многоконфессио­нальных стран мира, важнейшая цель воспитания и образования — это формирование у своих граждан российского патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости. Определенная государством общая цель — воспитание культуры межнационального общения — дифференцируется в системе реально выполнимых (семьей, учебными заведениями, учреждениями культуры, СМИ, общественными организациями) конкретных задач. Обусловленные общей целью задачи призваны учитывать потребности развития многонационального, многоконфессионального общества и социальные идеалы, которые могли бы стать привлекательными для народов, составляющих федерацию.

Задачи воспитания вытекают не только из общей цели, определяемой сущнос­тью общественного строя многонационального государства, его идеологии и политики, но и из характера отношений народов, населяющих государство. Руководствуясь этим характерным для многонациональных государств исходным положением, основываясь на анализе взаимоотношений народов Донбасса, учитывая их стремление к совместной жизни и укреплению общего федеративного Отечества, мы определили следующую систему задач патриотического воспитания граждан, а именно воспитания у них

  • любви к Отечеству — Донецкой Народной Республики и ее многонациональному народу;
  • патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать ее) сочетается с его любовью к малой родине (родной республике, области или национальному округу);
  •   уважительного отношения ко всем народам Донбасса, к их истории, традициям, языкам, культурам, национальной чести и достоинству;
  •  любви к родному языку, культуре и истории своего народа;
  • уважительного отношения к русскому народу и понимания его роли в становлении и развитии российской государственности;
  • уважения к международным нормам прав человека и народов, что предполагает формирование правового сознания и правовой культуры;
  • глубокого уважения к Конституции и другим законам Донецкой Народной Республики;
  • уважения к правам и свободам человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства и отношения к религии;
  • глубокого уважения к общечеловеческим ценностям, общечеловеческой цивилизации (мир, безопасность, свобода, возможность для каждого народа определять свою судьбу, торжество разума и гуманизма, обеспечение прав и свобод личности);
  • уважения к мировым языкам и языкам межнационального общения, сопровождение этой работы разъяснением безуслов­ного права всех народов на свободное пользование родным языком;
  • уважения к национальному достоинству и чувствам людей, к их этническим взглядам и убеждениям;
  • уважительного отношения к национальной и конфессиональной принадлежности человека, к этнокультурным и рели­гиозным запросам людей;
  • непримиримого отношения ко всем формам проявления национализма, шовинизма, расизма; воспитание ненависти к геноциду, апартеиду, проповеди фашизма и иной расовой, национальной или религиозной исключительности;
  • веротерпимости и уважения религиозных чувств людей.

3. Возрастные особенности школьников

Воспитание патриотизма у школьников  имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма младших школьников на основе. Будем воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Необходимо рассматривать возрастные особенности детей школьного возраста в единстве сущего и должного. В психологии порой забывают об этом единстве, констатируют только фонд наличных психологических проявлений. Отсюда возникает множество недоразумений, неточностей при использовании учителем психологических данных об учениках. Вот почему учителю нужно творчески применять знания о психологических особенностях детей, учитывать их при построении педагогического процесса. Иначе он может попасть в трудное положение, когда данные психологии “не срабатывают”, более того, противоречат ситуации реального поведения учеников.

Возрастные психологические особенности не догма, а только ориентир для более четкого и строгого суждения педагога о своих учениках. Возрастные психологические особенности школьников зависят от предшествующего психического развития детей, от их готовности к чуткому отклику на воспитательные воздействия взрослых.

Приведем здесь наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей детей школьного возраста:

  • моторная активность;
  • сенсорно-персептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении);
  • интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений, объективация и воспроизведение “трудных” ситуаций, выделения себя и поля действия и т.д.);
  • мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность их к эмоционально-выразительному выявлению, “обозначению”, символизации, комбинаторике, замещению);
  • способность (ее мера) к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки.

Первые четыре показателя зарождаются и естественно проявляются в “самодеятельности” детей младшего возраста. Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет в психологическом смысле позицию ребенка уже как школьника, деятельность которого характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.
Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.

Наша цель - создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия  Донецкой Народной Республики. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

Продолжение статьи.