Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока:

  • повторить опознавательные признаки СПП;
  • проверить знания о разных видах сложных предложений;
  • познакомиться со строением и значением СПП с придаточными определительными;
  • понять способы отличия СПП с придаточными определительными;
  • конструировать СПП по данному началу (заданной модели);

Задачи урока:

  • Обучающая – закрепить полученные знания о придаточном определительном. Научиться строить СПП с придаточными определительными.
  • Развивающая – развивать навыки критического мышления при усвоении информации. Понимать и видеть закономерности в построении СПП с разными видами придаточных.
  • Воспитывающая – Организация активной мыслительной деятельности учащихся, формирование уважительного отношения к чужому мнению.

Тип урока – изучение нового материала.

Технология: развития критического мышления через чтение и письмо; технология игрового обучения.

Оборудование урока:

  • карточки с дидактическим материалом;
  • сигнальные карточки;
  • компьютер;
  • проектор;

Ход урока

1. Организационный момент. Оформление работ в тетрадях. (тема не записывается)

2. Вступительное слово учителя

3. Проверка домашнего задания

Цифровой диктант. Распределите в три столбика номера предложений: простое, ССП, СПП.

  1. На улице уже вечерело, и все ребятишки потянулись к своим домам.
  2. Открыли дверь, и в кухню вкатился воздух со двора.
  3. Прошла зима, и в конце апреля пара острокрылых птичек прилетела и стала носиться вокруг старого гнёздышка.
  4. Было ясно, что дед с отцом не успеют закончить к вечеру крышу дома.
  5. Следует прожить свою жизнь так, чтобы потом не  было за что краснеть
  6. Осенью листья шуршат и шелестят.
  7. В этом доме мирно жили и не ссорились кошка и собака.

4. Объяснение нового материала

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что такое сложноподчиненное предложение?

Чем сложноподчиненное предложение отличается от других видов сложных предложений?

Как называются части СПП?

Каким правилом нужно руководствоваться при определении главной и придаточной частей?

Какие слова соединяют части СПП?

Как отличить подчинительные союзы и союзные слова?

Стадия вызова. Лингвистический эксперимент.

- Прослушайте предложения.  Какие из них можно считать законченными?

Вот озеро. Мы читали в учебнике географии.

Дуб вытянулся и возмужал, как я. Посадил ещё мой отец.

Организация проверки: учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Вопросы в заключение проверки:

  • Почему эти предложения нельзя считать законченными?
  • Какие вопросы от каждого из существительных здесь напрашиваются?
  • Какие придаточные можно присоединить к главной части?

(В ходе совместного обсуждения устанавливается, что существительные требуют конкретики, определения)

Вывод: какие придаточные мы будем изучать на уроке? (Придаточные определительные)

Учащиеся самостоятельно формулируют тему и цели урока.

5.  Первичное закрепление нового материала

А) Записать предложения, подчеркнуть основы, задать вопрос от главной части к зависимой, отмечая слово, от которого задан вопрос. Графическая схема.

В то время он руководил ансамблем, где играл Ильин.

Его потрясла картина, что висела в гостиной.

От яблоневого сада шел такой аромат, который бывает только в теплые майские дни.

День, когда они встретились, запомнили все.

Комната, в пределах которой находилась галерея, была хорошо освещена.

Дни стояли прекрасные, каких давно не наблюдали в этих краях.

б) Углубление теоретических знаний. Заполнение таблицы по материалам предыдущего упражнения.

К чему относится, что поясняет. Вопрос

Чем прикрепляется

Где находится по отношению к главному

К имени существительному.
(Какой?)

Союзными словами: какой, который, что, где, куда.

после, внутри главного предложения

в) Найдите в тексте СПП с придаточным определительным. Графически обозначьте пунктограмму. Знаки препинания не расставлены.

Вечером подморозило. Уже звёзды проявились на всё ещё розовеющем небе. Крошечные домики которые виднелись издалека курились лёгкой дымкой. Это деревенские хозяйки что вернулись с осеннего поля развели огонь в печах, ожидая своих мужей и сыновей. Когда совсем стемнеет вся деревня будет погружена в сонное оцепенение.

г) Игра «Ты начни, а я продолжу»

Конструирование предложений с придаточными определительными. Работа в парах.

Один учащийся начинает предложение (пишет первую часть СПП с придаточным определительным), а второй подписывает придаточную часть.

6. Подведение итогов урока

- Что узнали?

- Какие предложения называются СПП с придаточным определительным?

- На какие вопросы отвечает зависимая часть?

- Где она может располагаться относительно главной?

- Приведите примеры СПП с придаточным определительным.

7. Домашнее задание

Задание по выбору.

1) Составить 8 СПП с придаточным определительным.

2) Составить текст с использованием СПП с придаточным определительным.