Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии и во внеурочное время

Разделы: География, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Цель разработки: распространение опыта работы над различными типами учебных проектов, описание видов деятельности педагога и обучающихся в процессе подготовки проектов.

В настоящее время много различных педагогических технологий: проблемное обучение, развивающее обучение, игровое обучение и т.д. Все это создает необходимые условия для развития детей и учителю надо самому использовать их в своей деятельности и выбрать приемлемый метод.  Метод проектов один из наиболее подходящих, чтобы мотивировать обучающихся к саморазвитию и поиску своего места в современном мире.

Данная методическая разработка основана на собственном опыте работы и отражает в себе педагогические условия и особенности организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся гимназии.

Приложение содержит разработанный проект учащимися на тему «Вулкан – чудо природы».

Введение

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии. Она призвана формировать умения, сопряженные с практической деятельностью, учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы. В результате использования метода проектов на уроках и во внеурочное время, обучающиеся учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предмету, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

В данной методической разработке я хочу рассказать о таком виде проекта, как информационно-творческий проект. Творческие проекты – предполагают свободную форму работы над проектом, вариативность представления результатов. Проект является групповым: над ним работали трое обучающихся 6 класса, именно поэтому в процессе работы был сформирован навык сотрудничества у учащихся. Проект долгосрочный: Работа над всеми этапами велась в течение 2018-2019 учебного года.

Основная часть

Организация работы над проектом предусматривает следующие этапы:

Подготовка – основное содержание работы на этой стадии – определение темы и цели проекта.

Выбор нашей темы обусловили два фактора: во-первых, данную тему проходят в 6 классе, а во-вторых, ребятам стала интересна эта тема.

Моя задача, как учителя познакомить школьников со смыслом проектного подхода и помочь им в постановке целей.

Планирование: определение источников информации, определение способов сбора и анализа информации, определение способа представления информации.

На данном этапе мы разработали план действий, сформулировали задачи.

Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач, результаты и выводы.

Этот этап предполагает строгий контроль руководителя проекта, именно под его руководством составляется окончательный вариант творческого проекта.

Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентации, устный отчет, письменный отчет, представление модели.

Школьники под моим руководством подготовили презентацию, а также создали макет вулкана и провели опыт.

Защита проекта проходила перед обучающимися 6 класса и приглашенными преподавателями, после представления проекта был проведен анализ и оценка результатов обучающихся.

Роль руководителя проекта

Функция учителя помогать ученикам, продвигаться в работе над проектом, направлять, координировать, поддерживать обратную связь.

При работе над проектом учащиеся выполняют следующие функции:

  1. Выбор темы исследования
  2. Поиск и предложение возможных вариантов
  3. Сбор материала
  4. Обобщение полученных данных
  5. Подготовка проекта
  6. Защита проекта
  7. Подведение итогов, анализ результатов, оценка качества выполнения проекта.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Применение метода проектов предполагает формирование следующих УУД: исследовательских, информационных и коммуникативных.

Заключение

Используя метод проектно-исследовательской деятельности по географии можно сделать вывод:

  1. Проектная технология работает на результат.
  2. Работа с проектом облегчает получение знаний по географии, развивает навыки работы с компьютерными технологиями, а учащиеся развивают свои знания и умения. Прививается любовь и интерес к предмету.

Приложение «Вулкан – чудо природы»

Цель: формирование представления о вулкане, как о явлении природы.

Задачи: 

  1. Познакомиться с природным явлением – вулкан.
  2. Как устроен вулкан?
  3. Выяснить причины извержения вулканов.
  4. Узнать, в каких местах планеты расположены вулканы.
  5. Создать макет вулкана
  6. Провести в домашних условиях «извержение вулкана»

Методы:

  1. Анализ и изучение литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Эксперимент

Что такое вулкан?

Вулканизм - грозное, нерегулируемое явление природы - веками интересовал человечество.

Вулкан (от лат. vulcanus — огонь, пламя), геологическое образование, возникающее над каналами и трещинами в земной коре, по которым на земную поверхность извергаются лава, пепел, горячие газы, пары воды и обломки горных пород. Наука, изучающая вулканы называется вулканология, геоморфология.

Слово «вулкан» происходит от имени бога Огня и кузнечного дела Вулкана из древнеримских мифов. Этот бог жил под землей. Когда он сердился, всё сотрясалось, из-под земли летели огонь и дым. На поверхности земли образовывались трещины, из которых вырывалась огненная масса, а все вокруг покрывалось пеплом и камнями.

По описанию Геродота, на одном из островов расположена гора с отверстием на вершине, из которого время от времени поднимаются дым и огонь. Древние греки считали, что это выход (как дымовая труба) кузницы бога огня, копавшего глубоко в недрах оружие. Римляне назвали его Вулканом, а острову дали наименование Вулькано. Этот остров стал как бы образцом всех гор, имеющих такие же особенности, из-за которых их стали называть вулканами.

Строение и образование вулканов

Когда в недрах Земли образуется магматический очаг, расплавленная жидкая магма с такой силой давит снизу на тектоническую плиту, что она начинает трескаться. По трещинам и разломам магма устраняется вверх, проплавляя горную породу и расширяя трещины. Так образуется выводной канал. Он проходит в центре вулкана, по нему расплавленная магма изливается из жерла вулкана наружу в виде огненно-жидкой лавы.

Продукты извержения – пемза, лава, туфы – оседают на склонах вулкана, формируя конус. На вершине вулкана образуется впадина – кратер. На дне кратера видно жерло вулкана – отверстие выводного канала, через которое извергается пепел, раскаленные газы пары воды, лава и осколки горной породы. Жерла вулкана могут быть зияющими – пустыми или заполненными раскаленной лавой. Если лава застывает в жерле, то образуется пробка, которую может пробить только сильное извержение вулкана, при этом происходит мощный взрыв. Все, что выходит из недр Земли во время извержения вулканов, называется продуктами извержения. Они бывают жидкими, твердыми и газообразными. К жидким продуктам извержения относится лава. Лавой называется магма, излившаяся на поверхность земли. Температура лавы 1000°C. Огненно-жидкая лава растекается со скоростью до 50 километров в час, образуя лавовые потоки.

Перед извержением вулкана происходят подземные вулканические толчки. Почва под ногами начинает вспучиваться и колебаться, слышен подземный гул, в земле появляются трещины, из них выделяются газы, пар, горячая вода, из кратера вулкана идет дым. Проявления вулканизма бывают ужасающими: из кратера извергается вулканический пепел, покрывающий все небо, на много километров вокруг становится темно, как ночью, с грохотом вылетают обломки горных пород, возможен оглушительный взрыв и, наконец, изливается огненно-жидкая лава.

В переводе с греческого «магма» означает «густая паста» или «тесто». Раскаленная магма увеличивается в объеме, занимает все свободное пространство и поднимается из глубин земли по трещинам, пытаясь вырваться на волю. Магма прорывает земную кору в самых слабых местах и вырывается на поверхность – стекая по склонам виде лавы. Это и есть извержение вулкана.

Состав и свойства лавы, извергаемой на поверхность, различны. В процессе извержения из магмы выделяются содержащиеся в ней газы. Если газы выделяются спокойно, а лава достаточно жидкая, то при излиянии она растекается. При подъеме по каналу магма может на каком-то участке застыть, и тогда образуются «пробки».  Крупные куски раздробленной пробки из застывшей магмы называются вулканическими бомбами. Более вязкая лава, изливаясь, наращивает высоту вулкана, переслаиваясь со слоями пепла и обломков.

Если уровень магмы в магматической камере понижается, верхушка вулканического конуса может провалиться вниз. При этом образуется огромный кратер, называемой кальдерой.

Итак, обычно вулкан представляет собой гору, в верхней части которой имеется углубление - вулканический кратер, а в толще проходит канал, называемый жерлом. Он ведет в особую камеру - очаг магмы. Магма - это расплавленное вещество мантии (перевод с греч. "магма" - тесто, месиво). Она появляется там, где уменьшено давление и раскаленная мантия не может оставаться в твердом состоянии. Обычно это бывает вблизи границ плит. Поэтому области наибольшего распространения вулканов совпадают с сейсмически активными районами. Извержение начинается тогда, когда в очаге накапливается много магмы,  и она устремляется вверх по жерлу и изливается на земную поверхность. Излившую на поверхность магму называют лавой. Ее температура достигает 1000 градусов по Цельсию.

Конический вулкан

Щитовой вулкан

Лава

густая, вязкая, остывает быстро

Лава

жидкая растекается быстрее

Гора

крутой склон

Гора

пологий склон

Иногда очень вязкая лава может застыть в канале, образуя пробку. Однако через некоторое время давление снизу выталкивает ее, происходит сильное извержение с выбросом в воздух каменных глыб – вулканических бомб.

При извержении на поверхность выходит не только лава, но и различные газы, пары воды, вулканическая пыль, тучи пепла. Пепел и пыль разносятся ветром на сотни и тысячи километров.

Классификация вулканов

Все вулканы можно разделить на следующие виды.

По форме - конические и щитовые, центральные и трещинные.

Появляются вулканы по-разному. Оказывается, это зависит, как появляется лава, и с какой скоростью она остывает.

Центральные - извергающиеся из центрального отверстия.

Трещинные - которые имеют вид зияющих трещин или ряда небольших конусов.

Если лава густая, вязкая, то она остывает быстро, образуя высокую гору с крутыми склонами, имеющую форму конуса. Такие вулканы называются коническими.

Более жидкая лава растекается быстрее, остывает медленнее , поэтому она успевает стечь на более значительные расстояния. Склоны таких вулканов пологие. Это щитовой вулкан.

По активности - действующие, уснувшие, потухшие.

Действующие (активные)- это те, которые извергаются более или менее регулярно.

Активным, или действующим вулканом принято считать вулкан, извергавший раскаленную горную породу, пепел, газы и камни в исторический период времени. Самый активный вулкан в мире – Килауэа на острове Гавайи в Тихом океане. Он непрерывно извергается с 1983 г. и выбрасывает лаву со скоростью 5 кубометров в секунду. Вулкан Ключевая Сопка на полуострове Камчатка, Фудзияма в Японии.

Уснувшие (спящие) – это вулканы, которые сохранили свою форму, но не извергались на памяти человечества ни разу, они еще могут ожить. Они проявляют признаки жизни: могут куриться – из кратера идет дымок, бьют горячие источники. Чем дольше спящий вулкан находится в стадии покоя, тем он опаснее. Вулкан Эльбрус на Кавказе покрыт ледниками и не извергался в течение тысячелетий. Но на его склонах есть выходы вулканических газов, а это значит, что продолжается вулканическая деятельность.

Потухшие - это те, которые прекратили извержение совсем. Правда, потухшие вулканы иногда могут неожиданно проснуться. Очаг под ними давно потух, а сами они бывают так сильно разрушены, что только исследования геологов обнаруживают следы древней вулканической активности. В Шотландии на вулкане, потухшем 340 миллионов лет назад, построен Эдинбургский замок. К данной группе относится вулканы Кавказа – Большой и малый Арарат.

Вместе с тем, среди вулканологов нет единого мнения, как определить активный вулкан. Период активности вулкана может продолжаться от нескольких месяцев до нескольких миллионов лет. Многие вулканы проявляли вулканическую активность несколько десятков тысяч лет назад, но в настоящее время не считаются действующими.

По местонахождению - наземные, подводные, подледниковые

Подводные вулканы - это те, которые извергаются на дне океана, над ними могут возникнуть волны, приходящие к берегу как разрушительные цунами. Вулкан, находящийся на дне Атлантического океана в районе Канарских островов, снова выбросил куски магмы на поверхность в ноябре 2011 года. С глубины 300 метров со дна моря возле острова Эль Йерро из трещин пошла магма.

Оказывается, что вся Исландия представляет собой вулканический остров. И с каждым новым извержением продолжает расти.

Подледниковые - вулканы, которые располагаются под ледниковыми шапками. Когда извергаются такие вулканы, ледовые шапки тают и лава, которая находится на вершине, стекает вниз, таким образом, выравнивается поверхность и образуется плоская вершина. Например, исландский подледниковый вулкан – Катла, на юге Исландии. Недавно в северной части озера Туйя, образовали национальный парк – Туйя Маунтинз. Был создан для того, чтоб сохранить малораспространенный ландшафт с подледниковыми вулканами.

«Модель вулкана»

Для практического показа вулкана нам понадобились:

  • земля,
  • колба,
  • сода,
  • жидкость для мытья посуды,
  • краски гуашь (красный и жёлтый),
  • пищевой уксус.

Эксперимент «Извергающийся вулкан»

Для следующего опыта нам понадобился пластилин (для изготовления вулкана) и лава (уксус, красная краска, жидкое моющее средство).

Описание опыта:

1. Вылепить из пластилина вулкан, в виде конуса.

2. Приготовить лаву. Смешать 1/3 стакана уксуса, красную краску и капельку жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился. Опыт нужно проводить только в присутствии взрослых.

3. Вулкан поместили на большой поднос, чтобы лава не растеклась по столу.

4. В жерло засыпать 2 столовые ложки соды.

5. Залить приготовленную лаву в вулкан.

6. Наблюдение: сначала слышно шипение, затем из «жерла» начинает вытекать ярко окрашенная пена.

Эксперимент удался!

Вывод:

Вулкан представляет собой гору с очень глубоким отверстием на её вершине. Это кратер. Через отверстие на поверхность изливается расплавленная магма, которая образует лаву, вулканические газы, камни.

Извержения вулканов относятся к геологическим чрезвычайным ситуациям, которые могут привести к стихийным бедствиям. Процесс извержения может длиться от нескольких часов до многих лет.

Список источников

  1. К.Н. Поливанова «Проектная деятельность школьников» Просвещение М., 2008 г.
  2. Н.Ю. Пахомова Проектный метод в арсенале массового учителя. – http://schools.keldysh.ru/labmro
  3. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  4. Infourok.ru