Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса "Родная (русская) литература". 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9


Программа учебного курса «Родная (русская) литература» (5-9 классы) разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. №373)), а также на основе локальных актов.

В программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программами начального общего образования.

Общая характеристика учебного курса «Родная (русская) литература»

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дает возможность развивать не только интеллектуальные возможности учащихся, но и ориентировать их ценностно мировоззренческие взгляды. Литература является одним из средств развития речи, речевой культуры учащихся, формирования коммуникативных навыков. Учебный курс «Родная (русская) литература» тесно связан с «Родным (русским) языком».

Изучение учебного курса «Родная (русская) литература» в основной школе (5-9 классы) предполагает формирование у учащихся представления об образной природе литературы. Литература для учащихся являет собой особую художественную картину мира, в которой присутствует эмоциональное многообразие, особая многозначность, где преобладает метафоричность и ассоциативность. Приобщение к миру литературы предполагает знакомство учащихся со своеобразием национальной, а также региональной литературы, глубиной, емкостью, афористичностью родной речи. Сопричастность к общечеловеческим ценностям способствует обогащению их внутреннего духовного мира посредством влияния эстетической функции слова, стилистически окрашенной речи. Через осознание самобытности культуры и традиций своего народа и культур других народов осуществляется духовно-нравственное воспитание учащихся. Наиболее актуальными и значимыми подходами, реализующими содержание программы по родной  литературе, для выполнения задач ФГОС являются:

  • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
  • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по литературе формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у обучающихся основной школы;
  • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учѐта возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, с выделением уклонов и т. д.; 
  • личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта.

Изучение курса «Родная (русская) литература» в 5-9 классе строится в основном на основе сочетания историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе. Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русского литературного процесса. Художественные произведения рассматриваются в контексте эпохи.

В программу заложена речетворческая составляющая, связанная с написанием изложений и сочинений по текстам сибирских писателей и публицистов, а также создание учащимися собственных литературных произведений и исследовательских работ, касающихся литературного краеведения.

Главными целями изучения курса «Родная (русская) литература»  в основной школе являются:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • постижение учащимися произведений русской литературы, литературы народов России, литературы Сибири; их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания;
  • формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • использование опыта постижения смысла произведений художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

В программе представлены следующие разделы:

  • Устное народное творчество.
  • Литература народов России.
  • Древнерусская литература.
  • Литература 18 века.
  • Литература 19 века.
  • Литература 20 века.

Содержание раздела «Устное народное творчество» отображает самобытность и неповторимое своеобразие народной культуры в ее конкретных явлениях и предполагает научить учащихся понимать тот художественный язык, с помощью которого выражается смысл народных пословиц, поговорок, загадок, потешек, сказок, эпических сказаний, также нацелено подготовить детей к дальнейшему освоению разных типов культуры как составных частей мирового культурно-исторического процесса. Изучение произведений устного народного творчества позволит познакомить детей со средствами художественной выразительности, будет способствовать овладению ими грамматической культурой родного языка, развитию диалогической и монологической связной речи. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, побуждает учащихся к речевой активности.

В разделах «Древнерусская литература», «Литература 18 века», «Литература 19 века», «Литература 20 века»  даны названия произведений для изучения в рамках курса литературы и краткие аннотации, раскрывающие проблематику и художественное своеобразие данных произведений. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, культурно-исторические традиции, нравственно-моральные принципы, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам развития и возрастным особенностям. Изучению произведений каждого раздела предшествует краткий обзор исторической эпохи и историко-литературных процессов, при изучении произведений предусмотрено получение сведений о жизни и творчестве писателя.

В разделе «Литература народов России» учащиеся изучают произведения народов России параллельно с родной литературой, то есть литературное образование осуществляется на поликультурной основе. Это вносит специфику в изучение предмета: с одной стороны, часть историко- и теоретико-литературных сведений учащиеся получают в курсе родной литературы, с другой – возникает необходимость представить в стандарте элементы сопоставления родной и других литератур. Сведения по теории и истории литературы в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Место учебного курса «Родная (русская) литература» в учебном плане

На изучение учебного учебного курса «Родная (русская) литература» в 5-9 классах выделено 85 ч.:

  • 5 класс – 17 час.,
  • 6 класс – 17 час.,
  • 7 класс – 17 час.,
  • 8 класс – 17 час.,
  • 9 класс – 17 час.

Содержание учебного курса «Родная (русская) литература» в 9 классе

Введение. Историко-литературный процесс в Сибири и его связь с общим ходом развития историко-литературного процесса России. Изучение развития историко-литературного процесса в Сибири в XIX веке и его связи с общим ходом развития историко-литературного процесса России, доказывающим, что культура Сибири является частью российской культуры, а российская – вписана в мировую культуру. Литература Сибири в своем движении отражала те же самые проблемы, что и русская литература в целом, с другой стороны – она сохранила в себе некую уникальность, воссоздала тот самый «сибирский колорит» и «сибирский характер», которые и создают особую прелесть и очарование.

Устное народное творчество. Песенный фольклор Сибирского народного хора: лирические, обрядовые, исторические, календарные песни. Творческая письменная работа «Обь-матушка» -  создание сказки, стихотворения, легенды о реке Обь       .

Литература народов России. Бурятский героический эпос «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн». Героико-эпические сказания - улигеры (ульгэр) являются основными в системе жанров устно-поэтического творчества бурят. Черты охотничьего уклада жизни. Тема борьбы с чудовищами-мангадхаями и врагами-иноплеменниками.

Алтайский героический эпос «Маадай-Кара». "Маадай-Кара" - одно из самых совершенных мифологических сказаний алтайцев. Богатырь Маадай-Кара. Кара-Кула - злой кровожадный великан. Характер и стилистическая система жанра алтайского фольклора.

Древнерусская литература. «Род наш веку в Сибири старинного, с ермаковских времён начинается…». Легенды о Ермаке. Строгановская летопись. Строгановская летопись является одним из основных источников сведений об истории Сибири. Составленная в вотчинах Строгановых, строгановская летопись сохранила данные об их участии в присоединении и освоении Сибири. Есиповская летопись - один из основных источников сведений о походе Ермака и присоединении Сибири к России.

Литература 18 века. Формирование рукописной литературы в Сибири в ХVII – ХVIII веках. В этот период книга превращается в мощный  фактор культуры и общественной мысли России. Проблемы книжной культуры Сибири и непосредственно связанные с этим вопросы распространения рукописных и печатных книг в данном регионе являются важными разделами истории русской культуры в целом.

Литература 19 века. Русская литература 19 века и Сибирь. А.Пушкин «Жених». М.Погодин «Васильев вечер». Черты жанра простонародной сказки и связь с жанром баллады. Особенности крещенского рассказа. В.Г.Короленко «Сибирские рассказы». Изображение сильных и слабых сторон персонажей-сибиряков. Впечатления, которые вынес писатель за время своих ссыльных скитаний, главным образом в годы сибирской ссылки, легли в основу художественных произведений, составивших издание.

Литература 20 века. М.Н.Щукин. Роман «Имя для сына».  Исследование социального явления злоупотребления властью. Конкурс выразительного чтения стихов. Героическая летопись  военных лет в Сибири  в стихах И.Мухачёва, Е.Стюарт, В. Фёдорова, К.Лисовского, Б.Богаткова. Обсуждение  спектакля «Старший сын» А.Вампилова на сцене театра «Глобус» г. Новосибирска. Письменная работа (изложение с элементами сочинения) по рассказу В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Библиотечный урок в библиотеке им. К. Маркса. Литературная жизнь современной Сибири.

Защита литературного проекта.

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная (русская) литература»

В результате изучения курса при получении основного общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Планируемые личностные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного курса «Родная (русская) литература», являются:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры Сибири, основ культурного наследия своего народа и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, понимание значения нравственности в жизни человека). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу). 

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Осознание ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России, своего народа и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженное в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые метапредметные результаты изучения учебного курса «Родная (русская) литература» проявляются в формировании универсальных учебных действий. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится: 

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • планировать пути достижения целей;
  • устанавливать целевые приоритеты;
  • уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации; 
  • основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

Выпускник получит возможность научиться:

  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  • построению жизненных планов во временной перспективе;
  • при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; 
  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; 
  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; 
  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;
  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.  

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • давать определение понятиям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объѐмом к понятию с большим объемом;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • основам рефлексивного чтения;
  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнѐра, уметь убеждать;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • основам коммуникативной рефлексии;
  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей, в сотрудничестве;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  • осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера;
  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
  • в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

Планируемые предметные результаты

Выпускник научится:

  • сопоставлять произведения о родном крае с изучаемыми произведениями основного литературного курса;
  • определять духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры;
  • эстетически воспринимать произведения литературы;
  • владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе произведений сибирских литераторов;
  • понимать авторскую позицию и выражать свое отношение к ней;
  • формулировать собственное отношение к произведениям литературы, давать оценку их интерпретации в других жанрах искусства;
  • сознавать значимость чтения и изучения родной (русской) литературы для своего дальнейшего развития;
  • понимать родную литературу как одну из основных национальных ценностей народа, как способа познания жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

  • отличать сибирский фольклор от общероссийского; классифицировать фольклор по тематике; анализировать фольклорное произведение;
  • обобщать изученное; самостоятельно находить дополнительную информацию; выполнять различные виды творческих заданий;
  • формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;
  • понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции

Календарно-тематическое планирование курса «Родная (русская) литература» в 9 классе на 2018-2019 учебный год

Разделы

Темы

Количество часов

Введение

1. Историко-литературный процесс в Сибири и его связь с общим ходом развития историко-литературного процесса России

1

Устное народное творчество

2. Песенный фольклор Сибирского народного хора

1

3.Творческая работа «Обь-матушка»

1

Литература народов России

4.Бурятский героический эпос «Гэсэр», «Аламжи Мэргэн».

1

5. Алтайский героический эпос «Маадай-Кара»

1

Древнерусская литература

6. «Род наш веку в Сибири старинного, с ермаковских времён начинается…» Легенды о Ермаке. Строгановская и Есиповская летописи

1

Литература 18 века

7. Формирование рукописной литературы в Сибири в ХVII–ХVIII веках

1

Литература 19 века

 

 

8. Русская литература 19 века и Сибирь

1

9. А.Пушкин «Жених». М. Погодин «Васильев вечер». Черты жанра простонародной сказки и связь с жанром баллады. Особенности крещенского рассказа.

1

10. В.Г.Короленко. Сибирские рассказы. Изображение сильных и слабых сторон персонажей-сибиряков.

1

Литература 20 века

 

 

 

 

 

11.М.Н. Щукин. Роман «Имя для сына». Исследование социального явления злоупотребления властью

1

12.Конкурс выразительного чтения стихов. Героическая летопись военных лет в Сибири  в стихах И.Мухачёва, Е.Стюарт, В.Фёдорова, К.Лисовского, Б.Богаткова

1

13.Обсуждение  спектакля «Старший сын» А.Вампилова на сцене театра «Глобус» г.Новосибирска

1

14.Письменная работа по рассказу В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

1

15.Библиотечный урок. Литературная жизнь современной Сибири.

1

16-17.Защита литературного проекта

2

Уроки развития речи

№ урока

Вид работы

Название

3

Создание сказки, стихотворения, легенды о реке Обь

Обь-матушка

12

Конкурс выразительного чтения стихов.

Героическая летопись военных лет в Сибири в стихах

13

Обсуждение  спектакля

 «Старший сын» А.Вампилова на сцене театра «Глобус» г.Новосибирска

14

Изложение с элементами сочинения

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»

15

Библиотечный урок в библиотеке им. К.Маркса

Литературная жизнь современной Сибири.

Примерные темы проектов

1.Песенный фольклор Сибирского казачества.

2. Особенности становления и развития региональной литературной традиции.

3. Песенная традиция в Сибири. А.М.Оленичева – известная сибирская песенница.

4. Сибирские сказки. Бытовые сказки народов Сибири.

5. В.Г.Короленко – основатель «школы сибирских писателей». Циклы очерков и рассказов о Сибири.

6. Отношения человека с землёй (по произведениям писателей Сибири).

7. П.П.Ершов - самая яркая фигура сибирской литературы ХIХ столетия. Жизнь и творческая судьба. Стихотворения, эпиграммы, рассказы, письма.

8. Тесная взаимосвязь экологических и нравственных проблем в произведениях В.Астафьева.

9.Декабристы-писатели в Сибири.

10.Сибирский Жюль Верн.

11.Сибирский Купер.

12.История одного стихотворения о Сибири.