Методы и способы формирования навыка чтения

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: чтение


Обучение чтению ведёт к формированию навыка чтения, что является главной задачей уроков чтения в начальной школе. Сформированный навык чтения характеризуется единством четырёх компонентов – сознательности, правильности, беглости и выразительности. Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание прочитанного текста, его смысл. Это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, замен, искажений букв и состоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого в тексте. Чтение – это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым и плавное слоговое, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов. Таким образом, навык чтения складывается в целом из двух сторон: смысловой – понимания, уразумения содержания и смысла читаемого и технической – подчинённой первой, обслуживающей её – способом, правильностью и выразительностью чтения.

Главное, ведущее место в комплексе, именуемом «навык чтения», принадлежит сознательности, пониманию того, что прочитывается. Всё, что относится к технической стороне чтения оно подчинено всё той же смысловой стороне.

Смысловая сторона чтения – совокупное понимание читающим:

  • значений большей части слов, употреблённых в тексте, как в прямом, так и переносном смысле;
  • содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;
  • предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей.
  • основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Глубина осознанности зависит от ряда обстоятельств – возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого.

Вот почему одно и тоже произведение может быть понято и осознано по-разному не только ребёнком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности.

Техническая сторона чтения, техника чтения, как уже отмечалось, охватывает все другие компоненты навыка чтения – способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов, как и их совокупность, подчинён смысловой стороне, пониманию, служит её более полному выражению.

Каждый из компонентов, образующий в целом технику чтения, имеет свои особенности, которые, влияют на весь процесс чтения. Важнейшим компонентом, составляющим технику чтения и более других воздействующим на иные её стороны, является способ чтения. 3 основных способов чтения:

  • плавное слоговое;
  • плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов;
  • чтение целыми словами и группами слов являются продуктивными.

Их надо обстоятельно отрабатывать и побуждать детей к скорейшему, но естественному переходу от плавного к чтению целыми словами и группами слов, т.е. самому продуктивному способу.

Темп (скорость) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания. Существуют ориентировочные показатели по темпу чтения:

1 класс – не менее 25-30 слов в минуту;

2 класс – не менее 30-40 слов в минуту;

3 класс

  • 50-60 слов в минуту (в конце 1 полугодия),
  • 65-75 слов в минуту (в конце 2 полугодия);

4 класс

  • 70-80 слов в минуту (в конце 1 полугодия),
  • 85-95 слов в минуту (в конце 2 полугодия).

Если результаты ниже – это сигнал недоработки. При методически верно проводимой работе по обучению чтению каждый ученик начальных классов способен не только достигнуть обозначенных показателей скорости, но и превзойти их.

В младших классах обучение чтению учащихся ведётся в соответствии с программами, учитывающими их психофизические особенности, и направленно на коррекцию и компенсацию имеющихся у них нарушений развития.

В 1 классе – в течение первого года обучения в общеобразовательной школе – все учащиеся усваивают все буквы, умеют сливать их в слоги, некоторые овладевают слоговым способом чтения и переходят к чтению целыми словами, остальные читают только по буквам. Темп чтения школьников отличается значительной вариативностью, что можно объяснить замедленностью восприятия печатных знаков, а также индивидуальными особенностями чтецов. Одним из значимых факторов является и содержание читаемого – текст с более сложной смысловой структурой читается большинством учащихся медленнее. Практически все учащиеся допускают при чтении разнообразные ошибки. Школьникам ещё трудно дифференцировать графемы, имеющие отдельные сходные элементы (например, «б» - «д», «в» - «з», «а» - «о», поэтому читают «кокая» вместо «какая», «скозал» вместо «сказал» и т.д.); смешивают буквы «е», «ё», «ю», «я», не всегда воспринимают мягкую согласную, мягкость которой обозначена этими буквами, допускают смягчение согласных в конце слов (читают «могуть» вместо «могут»). Некоторые учащиеся допускают нестойкие замены парных по глухости и звонкости согласных, перестановки, пропуски, не дочитывают окончания (например, «как» вместо «какая»); повторяют звуки и слоги, добавляют при чтении в слова отсутствующие в них слоги или отдельные звуки, заменяют звуки в словах, что может привести к искажениям слов и даже замене их другими словами (например, могут прочитать «тянуть» вместо «тонуть»). Часто встречается чтение по догадке («приходит» вместо «придёт»).

Во 2 классе наблюдается уже меньшая вариативность скорости чтения у учащихся, чем в 1 классе, нет резкого различия в скорости чтения текстов с разным информационным планом.

Для учащихся с изначально не характерно механическое чтение. Совершенствованию беглости чтения мешает стремление школьников сразу после прочтения осмыслить читаемое. Большинство учащихся находятся на этапе формирования синтетических приёмов чтения, у них происходит заметное развитие целостного восприятия слов при чтении, однако ученики по-прежнему прибегают к слоговому чтению трудных, многосложных, особенно незнакомых слов, непривычных оборотов речи.

В 3 классе уже половина учащихся полностью овладевают чтением целыми словами. Остальные учащиеся, овладев слоговым способом чтения, переходят к чтению целыми словами. Слоговое чтение может возобновляться при чтении слов со знаком переноса на следующую строку. Расположение частей слова на противоположных сторонах страницы требуют от учащихся дополнительного напряжения и внимания, тормозит процесс слияния частей слова в единое целое и осложняет понимание смысла прочитанного. Наибольшую трудность для чтения представляют многосложные слова с ударением на первом слоге и слова со стечением согласных в середине слова.

Как сформировать навык чтения, чтобы обеспечить в дальнейшем успешное обучение? В чём же основные причины несформированности навыка чтения и можно ли их устранить? Эти и другие вопросы, связанные с проблемой чтения, очень актуальны на сегодняшний день. Предлагаю несколько упражнений для обучения чтению.

1. Развитие речевого аппарата.

Работа начинается с упражнений, развивающих речевой аппарат. Развитие четкого произношения осуществляется введением скороговорок, чистоговорок. (на слайде)

Включаются упражнения по отработке сочетаний гласных и согласных. Начали с артикуляции основных гласных :а, о, у, ы, и, э. Сначала учатся произносить хором по порядку, затем в сочетании: а-у, а-о, ы-и, э-а, и-о.

После отработки произношения гласных включаются сочетания согласных: ба, бо, бу, бы, ва, во, ву, ви и т.д.

Далее идет тренировка учащихся чтению разного рода сочетаний гласных и согласных: Асуиэ, аиуоэ, з-с-ж, ш-ж-с; же, че, ща, тра, три

Затем гласные и согласные читаются в словах, предложениях: электрификация, портфель.

2. Расширение оперативного поля чтения и памяти.

  • Числовые и буквенные пирамиды (на слайде).
  • Цифровые и буквенные таблицы (на слайде).

3. Развитие смысловой догадки (антиципации) на различных уровнях

  • Упражнение «Антиципация частей поговорок» (на слайде»
  • Упражнение «Фигуры из спичек» Это упражнение лучше выполнять с группой детей. Сначала раскладываются спички на столе и накрываются листочком, затем подняв на 1-2 сек., показывают всем остальным детям полученную фигуру. Посмотрев, игроки закрывают глаза и стараются подсчитать количество использованных спичек. Затем открываю глаза и выкладывают «сфотографированную» в памяти фигуру. Затем сверяют.
  • Упражнение «Сочини рассказ».

Дается несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. (на слайде)