Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи старших дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие связной речи, наглядное моделирование


В повседневной жизни детей окружают разнообразные схемы, символы и модели (на дорогах, в транспорте, в магазинах). Детей привлекают яркие картинки со схематичным изображением видов деятельности различных организаций (аптеки, заводы, значки на специальных машинах и др.). Ребенок часто обращает на них внимание, тем самым запоминая их и понимая их значение. В образовательной деятельности дети зачастую нуждаются в небольшой помощи или подсказке, и именно метод наглядного моделирования является для них своеобразной помощью, которую они используют с особым интересом.

Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работы с ним. Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить звук, слово, предложение, текст и научится работать с данными схемами.

На мой взгляд, использование метода моделирования в работе с дошкольниками помогает решить такие проблемы: потеря интереса к занятию, облегчает процесс усвоения и запоминания полученного материала, дети учатся видеть главное и систематизировать полученные знания.

Для полноценного уровня развития связной речи детей, необходимо познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы. Как раз с этой целью я использую специальные приёмы, направленные на развитие связной речи. Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. Я использую метод наглядного моделирования в непрерывной образовательной деятельности «Восприятие художественной литературы».

 Хотелось бы отметить, что для полноценного развития связной речи,  прежде всего, необходимо разделить работу в данной области на несколько этапов.

1 этап. Введение модели при анализе дидактических текстов

Целью данного этапа является формирование у детей представлений о структуре высказывания. На данном этапе работы необходимо познакомить детей с моделью, ее функцией. Было проведено знакомство детей со знаковой символикой модели, внесение знаковой символики в речевую деятельность детей. Использование символической аналогии в учебном процессе, позволило превратить непрерывно образовательную деятельность в игру. Также на 1-м этапе использовались схемы для заучивания стихотворений, например: «Падают, падают листья…», «Птичка», «Травка зеленеет…». Стихотворения могут быть различные, с разнообразной тематикой.

Картинки-схемы являются для детей опорой для запоминания словесного материала. Это происходит путём соотнесения слова или выражения с рисунком, наиболее подходящим по смыслу. Также этот прием можно активно использовать в индивидуальной работе с детьми, плохо запоминающими текст на слух.

Опять же данный прием можно использовать и для пересказов каких-либо текстов, например русских народных сказок. Например, в нашей группе составлена схема для пересказа русской народной сказки «Лиса и кувшин». Дети опираются на данные схематичные изображения для воспроизведения когда-либо услышанного текста.

Использование знаковой символики при пересказе облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

Важно отметить, что пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Не к любому произведению можно составить модельки, необходимо, чтобы события развивались в логической последовательности, чтобы обязательно был центральный герой.

Все модели-схемы должны быть размещены последовательно, перед глазами детей появляется наглядный план пересказа. Самое главное при обучении пересказыванию – выставлять модели только тогда, когда идёт беседа о содержании произведения. При пересказе коротких произведений всегда используется символическая аналогия в сочетании с выразительной жестовой речью. Для пересказа среднего по величине рассказа символами выделяю опорные слова. Карточки-символы характеризуют каждую часть текста, дают возможность пересказывающему не упустить главную мысль произведения.

2 этап. Упражнение детей в составлении высказывания по модели

Цель: упражнять детей в составлении связного высказывания по определенным моделям. На данном этапе работы я считаю важным упражнять детей и развивать их умения в составлении высказывания. Для этого возможны некоторые приемы.

Например, я считаю достаточно интересным прием знакомства детей с графической аналогией, а также составление и зарисовка сказок детьми. Графическая аналогия – это обозначение каким-либо символом реального образа или нескольких образов по общим для них признакам. Применяя графическую аналогию, дети старшего возраста стремятся к умению видеть самое главное и умению «свёртывать» понятия. Т.е. круг – это сад, корзина, блюдо и т.д. Человек – треугольник. Мебель, книги, дома – прямоугольники. При знакомстве с различными произведениями, необходимо подводить детей к выделению главных героев. Постепенно у детей возникает желание совместно составлять модели уже давно знакомых сказок.

Также нельзя не отметить, что на протяжении всей работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста детям предлагаются различные дидактические игры, направленные на стремление самостоятельно составлять высказывание.

Еще одним приемом является составление рассказов по серии сюжетных картин. При работе над серией картин у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения: последовательное изложение произошедших событий, отражение причинно-следственных связей, определение основной мысли и выбор лингвистических средств, необходимых для составления рассказа. Для составления описательного рассказа по сюжетным картинкам использовались следующие приемы работы:

  • Отбор из нескольких картинок те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ;
  • Восстановление последовательности событий по памяти (рассказ был прочитан ранее, дети должны вспомнить события рассказа и разложить последовательно картинки);
  • Определение, какой картинки не хватает (необходимо выложить картинки, кроме одной; дети должны догадаться, чего не хватает, и рассказать; и тогда выкладываем недостающую картинку).

Также на данном этапе работы может быть применена разработка схем для составления описательных рассказов. Составление описательных рассказов очень поможет ребенку выстраивать логическую цепочку для будущего творческого рассказывания. Схемы разрабатываются для составления описаний одежды, овощей, фруктов, для рассказов на тему «Человек».

Схема для составления рассказа об одежде состоит из 6 признаков:

1 признак – название одежды (шуба, брюки, майка и т.д.);

2 признак – цвет (голубой, чёрный и т.д.);

3 признак – ткань (шёлковая, ситцевая, байковая, меховая);

4 признак – детали (пуговица, молния, карман, воротник и т.д.);

5 признак – сезонность (зимняя, весенняя, летняя, осенняя);

6 признак – кто носит? (детская, взрослая, мужская, женская).

Детям для помощи могут быть заданы следующие вопросы. Я предлагала такие вопросы:

1. Что ты видишь на картинках?

2. Назови все одним словом.

3. Найди и покажи розовое, шёлковое, летнее, детское платье с короткими рукавами, с розовым карманом, с красным поясом, с белым воротником.

4. Расскажи, как ты нашёл это платье.

3 этап. Творческое рассказывание

Целью данного этапа является упражнение детей старшей группы в самостоятельном творческом высказывании.

На заключительном этапе работы хотелось бы отметить, что пройдя предыдущие этапы работы, дети готовы к составлению собственных творческих рассказов. Здесь опять же мы используем метод моделирования, но уже не как обучающий, а как закрепляющий. Когда дети стали более успешно справляться с заданиями, мы перешли на следующий этап обучения. Здесь основная задача была научить ребенка самостоятельно придумывать замысел рассказа, его сюжетную и временную линии, концовку. На этом этапе мы начали использовать приемы работы со сказкой.

Часто модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

  • ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;
  • воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;
  • конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;
  • ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, «Весенняя сказка»;
  • и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Одним из приемов, использующихся на данном этапе является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.) Воспитатель задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения. В темном лесу, в самой его глубине, есть солнечная полянка. В центре полянки растет цветок… (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Для полноценного освоения данной технологии детьми необходимо привлечь родителей к освоению метода моделирования. Многие родители не знакомы с данным методом, и тем более не знают, как он может применяться для развития связной речи старших дошкольников. Поэтому в качестве приема детям предлагается вместе с родителями нарисовать по своему желанию сказочного героя, а также сочинить про него небольшую историю. Но предварительно в родительский уголок необходимо поместить информацию о методе моделирования для ознакомления.

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Количество элементов модели сначала определяется логопедом, а затем, по мере усвоения навыка, самим ребенком – осуществляется переход от подробного пересказа к краткому.

Модель-заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа.

Проведя данные 3 этапа работы, необходимо узнать результативность данных мероприятий.