Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и этнографического музея по ознакомлению старших дошкольников с родным краем

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с


Как разбудить патриотические чувства у подрастающего поколения? Как приобщить малыша к культуре своего народа? С чего начинается Родина?

Воспитание патриота начинается с воспитания чувств, положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре своего народа. Привязанность к детскому саду, родной улице, к семье - есть основа того фундамента, на котором будет вырастать более сложное чувство - чувство любви к своему Отечеству. Практика последних лет показывает, что значительные ресурсы социального становления и нравственного воспитания детей и подростков скрыты в прогрессивных национальных традициях, языке и культуре. Именно они доносят до нас моральный и духовный опыт предшествующих поколений, способствуют формированию нравственного облика человека, развитию важных гуманистических черт личности. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление социального опыта жизни в своем городе (или поселке), усвоения принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Детский сад, семья, музеи оказывают на детей сильное влияние в плане освоения основ культуры того народа, той национальности, к которой принадлежит ребенок. Поэтому цель работы нашего учреждения: воспитание гражданских и патриотических чувств у детей средствами краеведения.

Задачи данной деятельности: раскрыть через предметы, экспонаты, выставки, экспозиции в доступной форме уникальную историю своей малой Родины; научить детей видеть интересное и познавательное; красивое в обыденном, высокое в малом; познакомить детей с культурными традициями своего народа, города, района; знать природные богатства своего края. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность расширить воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном, и в исследовательском плане, в экспериментальной и творческой деятельности. Мы привлекаем дошкольников к участию в выставочной деятельности, фестивалях детского творчества, созданию макетов и моделей природных зон края и города, их достопримечательностей, фотоальбомов, оформлению альбома песен и стихов марийских писателей и композиторов. Участие детей в городских праздниках способствует тому, что они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (народные гулянья, чествование ветеранов войны и труда 9 Мая, празднование дня рождения города, участие детей и их родителей в спортивной жизни города и т.д.), познакомиться с жителями города - носителями социокультурных традиций в области ремесел, песни, танцев.

Поддержанию у ребенка интереса в приобщении к региональной культуре способствует взаимосвязь ДОУ с краеведческим музеем. Именно музейная обстановка благотворно влияет на восприятие ребенком краеведческого материала. Решая, стоящие перед дошкольным учреждением задачи развития личности ребенка, детский сад вступил в сотрудничество с музейным комплексом. На базе детсада работает краеведческий клуб «Серебряный родник». Программа клуба закладывает пути формирования у ребенка-дошкольника начало национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение культурной памяти, использование этнографического материала, произведений национальной культуры: фольклора, народных игр, декоративно-прикладного творчества и литературы.

Перед каждым новым учебным годом между администрацией музейного комплекса и дошкольного учреждения «Радуга» заключается договор о сотрудничестве, утверждается абонемент клуба. Занятия клуба проводятся один раз в месяц по 20-25 минут. Темы занятий: «Традиционная марийская национальная одежда», «Старинные украшения», «Марийская народная вышивка», «Творчество современного горномарийского художника Сергея Алдушкина, лауреата Государственной премии им.Олыка Ипая», «Народные умельцы горномарийского района и г.Козьмодемьянска», «..От Рождества до Крещения» (рождественские игры, гадания)и др. Занятия часто сопровождаются выставками экспонатов из фондов музея. Например, занятие по теме «Марийские гусли» проходит в форме лекции-концерта. Гуслярша в национальном костюме знакомит детей с марийскими, русскими, эстонскими мелодиями. Слушая завораживающую, волшебную музыку гуслей дети много узнают и о самом музыкальном национальном инструменте, о традициях игры, об основоположниках гусельного искусства, а также о современных исполнителях. В конце занятия проводится несложная викторина с целью закрепления материала. Акцентируется внимание ребят на традиционных промыслах края Акпарса. Дети знакомятся с работами чаломкинских ювелиров, шелаболкинских и Козьмодемьянских мастеров по изготовлению модных тростей, мастеров по плетению различных изделий из лыка, бересты и ивовых прутьев.

При составлении совместного плана работы с музеем соблюдаются следующие принципы: историзма, гуманизации, дифференциации, интегративности, которые реализуются в сотрудничестве детского сада и музея с библиотекой и семьей. Благодаря совместным занятиям ДОУ с музеем, дети узнают много нового о родном крае: знакомятся с символикой родного города, людьми, природой края, природными богатствами, предметами быта и старины. Использование разнообразных форм работы: театрализации, бесед, рисования, рассматривания экспонатов, атрибутов, - способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию познавательной активности, любознательности, внимания.

В результате сравнения мониторинга развития ребенка на начало и конец учебного года стало заметным, что проведение краеведческой работы оказывает значительное влияние на формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, повышение самооценки, развития психических процессов - внимания, памяти, воображения. В результате продуктивной деятельности у дошкольников появился эмоциональный отклик на воспринимаемые события и достопримечательности родного края. В процессе занятий у детей обогатился словарный запас: они стали точно и правильно использовать слова, обозначающие предметы быта и явления природы; задавать вопросы, делиться впечатлениями со сверстниками и взрослыми. Свои представления о родном крае воспитанники отражают в играх, рассказах, рисунках. Дети совместно с родителями с удовольствием участвуют в пополнении мини-музея детского сада различными предметами старины, принесенными из дома.

Работа по воспитанию патриотических чувств должна проводиться с младшей группы и продолжаться до выпуска детей в школу в соответствии с возрастными особенностями дошкольников. Результатом деятельности станет накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры, развитие чувства гордости за свое Отечество.

Коллективы детского сада и музея намерены продолжить сотрудничество, так как оно благотворно влияет на формирование у детей нравственных качеств, воспитывает чувство любви к малой и большой Родине. Свое будущее мы, работники культуры и образования, закладываем сегодня, а будущее без истории, культуры у народа нет. Таким образом, музей и детское дошкольное учреждение создают условия для развития личности. Способствующей укреплению связи между народами разных национальностей.