Обучение грамоте. 1-й класс. Тема: «Введение понятия «Слово»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: обучение грамоте, УМК «Начальная школа XXI века»


УМК: «Начальная школа ХХI века».

Тема: «Введение понятия «Слово».

Цели урока:

  • Образовательная: введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской. Составление рассказа по сюжетной картинке; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Различие слова и предложения; умение обозначать каждое слово предложения полоской.
  • Развивающая: развитие связной речи учащихся, создание естественных условий для такого общения ,которое предполагает проявление выразительности речи.
  • Воспитательная: создание условий для положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать.

Оборудование: карточки, учебник.

Ход урока

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться доброе утро. Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро улыбчивым лицам.

II. Работа по учебнику

1. Составление рассказа по сюжетным картинкам, с. 8.

  • Рассмотрите рисунке на с. 8. Кто изображен на картинке? (Семья.)
  • Покажите.
  • Назовите каждого члена семьи, показывая.
  • Куда отправилась семья?
  • Кто идет первым?
  • Кто идет последним?
  • Кто идет между дочкой и папой?
  • Сколько всего человек отправились в поход?  
  • Чем занят каждый член семьи?
  • Составьте предложения по картинке.
  • Куда идут папа, мама и дети?  

Папа, мама и дети идут в лес.

 - Что делают папа с сыном?

 Папа с сыном устанавливают палатку.

- Что делает мама с дочкой?

 Мама на костре готовит еду, а дочка подносит хворост.

- Что делает семья на четвертой картинке?

 Вся семья обедает.

- Сейчас я буду повторять предложения, а вы будете его на доске обозначать полоской.  

- Сколько предложений мы составили?

- Мы составили 4 предложения по одной картинке. У нас получился интересный … рассказ.

Рассказ – это последовательное понятное изложение.

- Вот мы записали наш рассказ. Теперь посмотрите, я по полоскам его прочитаю.

Учитель читает первое предложение, затем делает вид, что забыл одно из предложений. Дети восстанавливают его. Таким образом, рассказ пересказывается всеми вместе.

Физкультминутка «День – ночь – утро»

2. Введение понятия «слово», обозначение каждого слова полоской. Усвоение различий между предметом и обозначающим его словом.

- Посмотрите на цветок. Что с ним можно сделать? (Подарить, понюхать, поставить в вазу, посадить.)

Убрав цветок, учитель произносит слово «цветок».

- А теперь вы произнесите слово «цветок».

- Можно ли со словом «цветок» сделать то же, что с предметом. Можно слово «цветок» понюхать? А на стол положить можно? Поставить в вазу можно?

- Что же можно сделать со словом? (Произнести, записать, услышать...)

- Правильно, слово «цветок» можно услышать, сказать, прочитать, написать, но нельзя положить, поставить, понюхать, как мы это делали с настоящим цветком.

Слова и предметы – это не одно и тоже. Слово можно произносить, записывать, слушать, а предметы можно потрогать, передавать друг другу, прятать и т.д.

- Слово мы будем обозначать короткой полоской. Сравните с полоской предложения. (Показать.)

- Предложение выражает законченную мысль, поэтому длинная полоска, слово называет какой-либо предмет – полоска короткая.  

- Рассмотрите предметы, изображенные на с. 9. Кто это?

- Назовите животных.

- На какие группы можно разделить всех этих животных?

- Назовите домашних животных, показывая указкой. Докажите, почему так считаете.

- Назовите диких животных, показывая указкой. Докажите, почему так считаете.

- Все что мы говорим, слышим, читаем, пишем – это … речь.

- Говорим и слышим – это … речь.

- Читаем и пишем - … речь.

- Наша речь состоит из … предложений.

- А предложения состоят из …слов.

3. Игра «Живое предложение»

- Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Живые слова». Поиграем с предложением:

Кошка, собака, ежик – это животные.

 …(имя), ты будешь первым словом этого предложения. Выходи к доске, какое это слово? (Кошка.) Правильно.

…(имя), ты будешь вторым словом этого предложения. Выходи к доске, какое это слово? (Собака.) Правильно.

…(имя), каким словом будешь ты? (Ежик.) хорошо, ты правильно назвала третье слово этого предложения, и ты будешь словом ежик.

Вызвать еще двоих детей.

- В нашем предложении есть очень короткое, но важное слово – это.

Учитель показывает на ребенка, который будет выполнять роль слова это.

А ты, …(имя), слово животные.

Расставить детей таким образом, чтобы получилось предложение.

- Давайте прочитаем предложение.

Затем учитель переставляет детей, чтобы получились следующие предложения.

Это животные – кошка, собака, ежик.

Собака, ежик, кошка – это животные.

Кошка, это, животные, собака, ежик.

Когда класс прочитает последнюю «чепуху», учитель говорит:

-  Видите, как важно, чтобы в предложении все слова стояли на своих местах. Запутались слова – и предложение не получилось. Давайте поможем словам найти свое место.

Дети составляют наиболее понравившееся им предложение: Соба­ка, ёжик, кошка – это животные – и ещё раз его прочиты­вают вместе с учителем.

III. Работа в тетради «Прописи № 1»

4. Знакомство с понятиями «параллельные линии», «непа­раллельные линии», проведение непараллельных и парал­лельных линий.

Предварительная работа.

- Сегодня мы познакомимся с двумя видами линий, запомним их названия и научимся их различать.

На доске: параллельные – красные, непараллельные – синие.

- На доске нарисованы линии. Две из них нарисованы красным мелом, две другие – синим мелом. Постараемся сравнить эти линии.

- Что можно сказать про красные линии? На одинаковом ли расстоянии друг от друга они расположены?  

- Вверху между ними такое же расстояние, как и в середине и внизу?

- А что можно сказать о синих линиях?

- Везде ли между ними одинаковое расстояние?

- Запомним: линии, которые расположены, находятся на одинаковом расстоянии друг от друга, называются параллельными. Линии, расстояние между которыми изменяется, называются непараллельными. При проведении параллельных линий нужно следить за тем, чтобы расстояние между ними сохранялось одинаковым от начала до конца.

- Найдите и назовите непараллельные линии на с. 10

- Найдите и назовите параллельные линии на с. 10.

- Проведите непараллельные линии (лучи у солнца и стволы деревьев).

- Проведите параллельные линии (доски забора, линии окон и стен домика).

- Рассмотрите картинку на с. 11. Что случилось?

- На каком этаже горит огонь?

- Как пожарникам добраться до 4 этажа?

- Давайте поможем пожарникам и достроим лестницу. Какие линии будем проводить? Дорисуйте перекладины лестницы, начиная с крайней левой, проводя линии перекладин слева направо.

- Восстановим окна в доме. Найдите узкие окна в доме с левой стороны дома. Дорисуйте, проводя параллельные линии: одни слева направо, другие сверху вниз.  

- Найдите такие же окна с правой стороны. Дорисуйте.

- Восстановите оставшиеся окна.

IV. Итог урока

  • Чему сегодня учились?
  • Что было интересным?
  • Какое у вас настроение?

V. Домашнее задание

Составить рассказ о своей семье.