Сопровождение одарённого ребёнка тьютором в начальной школе при реализации индивидуального проекта

Разделы: Руководство учебным проектом

Класс: 2


 Преимущества введения Федерального Государственного стандарта второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Введение стандарта второго поколения во многом изменило школьную жизнь ребёнка. Появились новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, открытая новая образовательная среда, далеко выходящая за рамки школы. Педагогический опыт показал, что для взаимодействия с новой информационно-образовательной средой, необходимо построить педагогическую технологию сопровождения, позволяющую не только выявлять познавательные интересы обучающихся, но и сопровождать их развитие. Такой педагогической технологией могло бы стать тьюторское сопровождение, как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ обучающихся и сопровождает процесс обучения в школе.

Таким педагогом по сопровождению может выступить тьютор (педагог, который сопровождает выход ребёнка на индивидуальную образовательную программу, индивидуальный маршрут) или учитель с тьюторскими компетенциями. Одарённость – это системное, развивающееся в течении жизни качество, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. У всех одарённых детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определённой работой. Их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области). Одарённость и способности не бывают врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки, которые при соответствующем их развитии могут стать способностями, а те в свою очередь одарённостью. Таким образом, можно утверждать, что развивать задатки одарённости необходимо и в младшем школьном возрасте. Возможность реализовать свои способности может помочь метод проектов. Он может стать для такого ребёнка одним из способов для проявления своих способностей.

Модель тьюторского сопровождения развития одарённого ребенка в проектной деятельности позволяет по-новому взглянуть на позиции субъектов образовательной деятельности – одарённого обучающегося и педагога, выстроить систему их взаимодействия, направленную на самообразование, самоопределение и самосовершенствование личности обучающегося, а также будет эффективным источником для повышения качества образования. Тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Тьюторская деятельность – это взаимная необходимость. Основаниями тьюторского сопровождения обучающегося являются:

  • потребность обучающегося в индивидуальной самостоятельной образовательной деятельности;
  • сформировавшийся запрос родителей на образовательное продвижение их ребенка и определенное доверие к идеологии тьюторского сопровождения.

Ценностно-смысловым компонентом модели тьюторского сопровождения является индивидуальный подход. Его сущность выражается в осуществлении процесса сопровождения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях.

Взаимодействие с ребёнком строится через работу с его запросом. Образовательные задачи, которые стоят перед педагогом, решаются им посредством педагогического воздействия на ребёнка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

Важным компонентом модели тьюторского сопровождения является интегративный подход. На основе интеграции строится работа по объединению усилий участников образовательного процесса, различных социальных институтов, реализуются целевые установки одарённого обучающегося.

Вариативность тьюторского сопровождения заключается в выборе одарённым обучающимся и педагогом-тьютором целей, программ, способов, методов деятельности для обеспечения сознательного выбора одарённым ребёнком траектории своего развития, возможности для выбора интересов и путей их реализации.

Одним из признаков творческого потенциала личности выступает способность к рефлексии, осмыслению собственных действий путем самонаблюдения, самопознания, самоанализа и критической самооценки. Педагог-тьютор и сопровождаемый обучающийся глубоко осмысливают, тщательно анализируют свои действия, оценивают их, сопоставляют с реальными успехами, ищут и находят причины недостатков и подходы к их преодолению, поэтому рефлексия является обязательным компонентом модели тьюторского сопровождения. Важным компонентом модели тьюторского сопровождения является максимальное развертывание творческого потенциала. Тьютору необходимо вместе с сопровождаемым находиться в системе, обеспечивающей полноценное получение опыта и знаний через познание окружающего мира в «зоне ближайшего развития».

Тьюторское сопровождение проектной деятельности одарённого учащегося приводит к развитию творческого потенциала, мотивации к получению знаний и дополнительной продуктивности образования.

Список литературы

1. Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» М.: Академия, 2000. — 232 с.

2. Ковалева Т.М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы всероссийского науч.-метод. семинара. М.: апКиппрО, 2009.