Духовно-нравственное воспитание обучающихся 5-го класса

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 5

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание


 Воспитание учащихся 5 класса по духовно-нравственному направлению является одной из главной составляющей работы классного руководителя. Дети в 10-11 лет любопытны, восприимчивы к новому, необычному; формируют свой взгляд на многие вещи, с удовольствием познают мир; стремятся к самостоятельности, но прислушиваются к мнению родителей и учителя; ещё не достигли возраста, когда преобладает подростковый максимализм; готовы к открытому, искреннему общению с ровесниками и взрослыми. Это благодатный возраст; и очень важно дать правильное представление об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми; научить анализировать свои поступки, принимать ответственные решения; адекватно осознавать свои возможности.

Основной целью воспитательной работы в 5 классе является развитие нравственных, духовных, патриотических, эстетических чувств; формирование умения находить надежные нравственные ориентиры.

Задачи:

  • развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей;
  • воспитывать установку на выработку нравственного самосознания (совесть), готовность к духовному саморазвитию;
  • формировать выработку моральной стойкости, желания и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований.

Планируемые результаты:

  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • знание и соблюдение традиций нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России;

Ценностными ориентирами духовно-нравственного направления являются ценность жизни, природы, человека, добра, истины, семьи, труда и творчества, свободы, социальной, солидарности, гражданственности, патриотизма, человечества.

Организация целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляется через выполнение основных функций:

  1. Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);
  2. Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;
  3. Организация коллективной творческой деятельности детей, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы
  4. Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого обучающегося, стимулирование его самопознания и самовоспитания, индивидуализация процесса воспитания.

Для реализации поставленных целей и задач проведены следующие мероприятия:

  1. Классные часы, посвящённые толерантному отношению с представителями разных мировоззрений и культурных традиций: «Зажги звезду добра», беседа-диалог с игровыми ситуациями «Уважать человека надо!», игра-путешествие «Обычаи народов мира».
  2. Мероприятия, развивающие у учащихся интерес к человеку, как к высшей ценности, воспитывающие качества возвышающие, необходимые, определяющие будущее детей - доброту, честность, совестливость, благородство, порядочность, верность:
    - классные часы «Быть добрым надо по привычке», «Что значит быть хорошим товарищем?», «Что значит быть порядочным человеком?», «Есть ли границы у свободы», «Экология общения», «Кто я? Знаю ли я себя?», «Как мы относимся друг к другу?», «Я и мой характер: кто кого?»,
    - беседа-диалог с игровыми ситуациями «Жизнь дана на добрые дела», «Добро и зло: причины наших поступков».
  3. Мероприятия, заставляющие пятиклассников задуматься о своей малой Родине, поговорить о патриотизме:
    - «Знай и люби свой край» (игра «Поле чудес»);
    - поездка-экскурсия в с.Ломоносово, краеведческий музей в с.Холмогоры;
    - часы общения «О, сколько сыновей, великая Россия, ты отдала за то, чтобы быть великой…», «Мир – высшая ценность!»;
    - презентации «Русь, Россия!»,
    - устные журналы «Россия – Родина моя», «Покорители Космоса», «Маленькие герои большой войны»
    - участие в акции «Бессмертный полк».
  4. Мероприятия, посвященные семье – основе воспитания духовно-нравственных ценностей:
    - классные часы «Я в своей семье», «Тепло родного очага», «Семь Я»,
    - беседа-диалог «Я в своей семье», «Мои самые близкие люди»
    - презентация «Уважение и терпимость в семье»
    - пятиминутки «Профессии моих родителей», «Мир увлечений моих родителей».

В формировании духовно-нравственных ориентиров пятиклассников помогают родители, оказывая поддержку в подготовке и проведении классных часов, вечеров отдыха, акций, а также через беседы со своими детьми. Классные вечера «День рождения класса», «Давайте дарить комплименты!»; участие в спортивных мероприятиях «Кросс наций», «Богатырские забавы», «Ёлка в кроссовках», «Зимние километры»; организация экскурсий на почту, в аптеку, местный фельдшерский пункт позволяют родителям и детям быть ближе друг к другу, открывают новые возможности для общения.

В течение учебного года установилась тесная связь между учащимися 5 и 8 классов. Проведены совместный тематический вечер «Мы дети космической эры», презентация «Наш дом Земля», игра «Форт Байяр», посвящённые Дню космонавтики, экскурсии по музеям г.Архангельска. Такое общение-сотрудничество положительно сказывается на развитии нравственных ориентиров учащихся.

Для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей использовались диагностика воспитанности по методике Н. Капустина, диагностика нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой.

Один учащийся 5 класса показал высокий результат (определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции), семь человек – средний (характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована), один человек – низкий (представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны).

Таким образом, представления пятиклассников о духовно-нравственных понятиях в основном правильное, но недостаточно четкое и полное. Отношение к нравственным нормам, поступкам соответствует возрасту, эмоциональные реакции адекватны.