Использование современных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях личностно ориентированного образования

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: современные технологии обучения


Основная цель современного образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся. Как учитель-филолог, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. Все это побуждает меня к поиску новых педагогических технологий и использование их в своей практике: проектное обучение.

Учебный проект – это интегративное средство обучения. Это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои умения, показать достигнутый результат. Это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

На уроках русского языка с ребятами работаем над различными проектами:

  • составляем стихотворения-штрихи, синквейны
  • грамматические задачи
  • тематические словари
  • речевые портреты
  • проводим путешествия по морфологии, лексике, синтаксису
  • пишем сочинения-рассуждения на лингвистические темы
  • составляем обобщающие схемы
  • делаем макеты
  • выпускаем сборники
  • сочиняем лингвистические сказки
  • создаем проекты на тему «В мире звуков»
  • часто проводим творческую мастерскую
  • языковую экспедицию

Очень интересно проходит урок по написанию миниатюры «Осень в родном городе». Ребята работают в творческих группах, для каждой из которых определена своя задача.

1 группа «Художники» - им нужно увидеть краски осени.

2 группа «Композиторы» - постараться услышать звуки, которыми наполнены наши улицы, дворы, парки.

3 группа «Лирики» - им предстоит уловить образы осеннего города.

Я включаю видеоряд (демонстрируются фотографии осеннего города, на фоне которого строки из стихотворений Воскресенских поэтов под музыку Ярослава Никитина «Вальс дождя»).

После просмотра видеоряда учащиеся заполняют таблицу, которая поможет им составить словосочетания со средствами выразительности: метафорой, эпитетами, олицетворениями, сравнениями. Затем пишут миниатюру на осенних листочках в виде прозы, четверостишия или синквейна.

По окончании работы прикрепляют свой листочек на нарисованное дерево. В итоге получается совместный проект – коллаж из осенних листьев. Каждый ученик вложил в него свою любовь, частичку своего тепла и, конечно же, проявил свое мастерство.

На уроках обобщающего характера составляем мини-проекты.

Мини-проект «Стихотворение-штрих «Ручей»

1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 причасти
4 строка – 4 глагола
5 строка – 5 наречий или деепричастий
6 строка – сложносочиненное или сложноподчиненное предложение

Проект

Ручей,
Свежий, прохладный,
Звенящий, пробуждающий, зовущий,
Бежит, поет, журчит, течет,
Радуя, осветляя, возрождая, призывая, оповещая,
Когда на улице появляются первые журчащие вестники весны,
жизнь пробуждается от зимнего сна.

Проектную деятельность провожу и на уроках литературы:

  • составляем карты путешествий героев
  • делаем выставки
  • создаем видеобразы к стихотворениям
  • оформляем фотоальбомы
  • при изучении творчества писателей или поэтов проводим виртуальные экскурсии
  • в старших классах при изучении поэзии готовим литературные гостиные, театральные и литературно-музыкальные постановки
  • инсценировки
  • разрабатываем сценарии к различным внеклассным мероприятиям

Например, учащиеся при изучении творчества поэтов составляют видеобразы стихотворения М.Цветаевой «Имя твое – птица в руке», видеобразы стихотворения Н.Заболоцкого «Сентябрь».

Игровая технология

Дидактическая игра – действенный метод для развития и совершенствования познавательных умственных и творческих способностей учащихся. Способствует возникновению интереса к урокам русского языка и литературы. Развивает навыки групповой деятельности, публичного выступления, умение добиваться поставленной цели.

На уроках русского языка я стараюсь использовать различные игровые приемы и ситуации, которые выступают как средства побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности:

  • Удивительные синтаксические превращения
  • Морфологические задачи
  • Игры по морфемике и словообразованию
  • Конкурсы
  • Кроссворды
  • Загадки
  • Составление пословиц и поговорок
  • Грамматическое лото
  • Бюро находок
  • Игра «Редактор»
  • Фонетические игры

Все это развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

Например, «Орфографическое лото»

Заготавливаются карточки со словами, в которых пропущены буквы. Нужный набор букв раздается участникам игры. Каждое слово имеет свой номер. Когда номера оглашаются, учащиеся закрывают буквами пропущенные места. Побеждает тот, кто правильно закроет все пропуски.

Закончи пословицу:

  • Любишь брать, люби … отдать.
  • Сытый …голодного, не разумеет.
  • Иди вперед, а оглядывайся… назад.
  • Корень учения горек, а плод его… сладок.

За внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная работа учителя. «Разнообразие – добрый знак хорошего преподавания», - сказал Ф.И.Буслаев. Идеи и методические решения, предложенные учащимся, помогают мне сделать уроки интересными, а в преподавание этих непростых предметов внести разнообразие. На уроках литературы провожу:

  • Конкурсы
  • Кроссворды
  • Инсценирование
  • Блиц-турниры
  • КВН
  • Что?Где?Когда?
  • Своя игра
  • Интеллектуальная игра «Слабое звено»

При использовании дидактических игр решаются и воспитательные задачи: воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности и умения доводить дело до конца; в групповой работе – развитие умения сообща работать, прислушиваться к мнению других учеников, терпимо относиться к критике в свой адрес, деликатно отзываться об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели.

Технология мастерских

Педагогическая мастерская ориентирована на индивидуально-личностный подход в образовательной деятельности. На уроке мастер вводит своих учеников в поиск знания, а не прямо передает информацию, обучает умению ставить проблемы и творчески искать ответ, создает атмосферу, позволяющую им осознать и научиться понимать себя и свое место в мире, понимать других людей, воспитывает уверенность в своих способностях.

Урок-мастерская – многогранное явление, которое может быть представлено в различных вариантах. Главным его условием является творчество.

В своей работе я очень часто использую технологию педагогических мастерских, которая позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.

Я предлагаю учащимся исходную ситуацию и к ней цепочку творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подбираю таким образом, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Например, урок-мастерская «На пути к живой душе» по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Учащиеся работают в группах:

  • группа «Горемычная жизнь» Акакия Акакиевича.
  • группа «Жизнь и смерть чиновника Башмачкина».
  • группа Портрет петербургского чиновничества.
  • группа Фантастическое в повести «Шинель».

У каждой группы вопросы, на которые учащиеся дают ответы.

Вопросы 1 группе:

  • Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?
  • Как живет этот человек?
  • Каково отношение к нему сослуживцев?
  • Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?

Вопросы 2 группе:

  • Почему Башмачкин решил сшить новую шинель? На какие жертвы он идет ради этого?
  • Появление шинели приоткрывает ли душевный мир героя?
  • Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник?
  • Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?
  • Где кульминация повести? Опишите петербургскую площадь, на которой происходит ограбление Акакия Акакиевича. В чем заключается особый драматизм этой ситуации?

Вопросы 3 группе:

  • Как отнеслись служащие департамента, в котором служил Акакий Акакиевич, к известию о пропаже шинели?
  • К кому обращается Акакий Акакиевич за помощью?
  • Почему чиновники не спешат помочь Башмачкину?
  • Каким же вы увидели «значительное лицо»? Почему у него даже нет имени?
  • Чем объяснить грубое поведение этого чиновника к Акакию Акакиевичу?

Вопросы 4 группе:

  • Обратите на финал повести. Почему именно так заканчивается повесть?
  • За что наказывается «значительное лицо»?
  • Кого еще наказывает призрак Башмачкина в Петербурге? Почему?
  • Зачем Гоголь в реалистическую повесть вводит фантастический элемент?
  • Сравните мотивы мщения призрака в повестях «Шинель Гоголя и «Пиковая дама» Пушкина?

Я помогаю своим ученикам сделать соответствующие выводы. В заключение ребята самостоятельно приходят к мысли: Гоголь взывает нас к живой душе, помогает уйти от равнодушия.

Мастерские, которые использую в своей педагогической деятельности:

  • Мастерская обучения творческому письму
  • Мастерская построения знаний
  • Мастерская обучения сочинению-рассуждению
  • Мастерская создания текста
  • Мастерская обучения написанию синквейна
  • Мастерская обучения созданию лингвистических задач
  • Мастерская ценностных ориентаций
  • Мастерская создания литературного образа
  • Мастерская обучения анализу художественного произведения

Например, после изучения творчества В.В.Маяковского даю ребятам задание: Выразить свое отношение к поэту и его творчеству в виде синквейна

  • Маяковский
  • 2-3 определения
  • 1-2 сказуемых
  • Цвет, вкус, звук

Технология педагогических мастерских «снимают» традиционность урока, оживляют мысль, раскрепощают учащихся, воспитывают культуру общения и потребность в практическом использовании знаний. А главное - способствуют формированию полноценной, разносторонне развитой личности, на что и направлена наша современная школа.

Также использую в своей работе и другие технологии:

  • Информационная технология
  • Разноуровневое обучение
  • Проблемное обучение
  • Технология концентрированного обучения
  • Технология критического мышления

Проблемное обучение – форма организации учебно-воспитательного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю. На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся («Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «После бала» - это рассказ о жестокости или о любви?», «Кто, по-вашему, самый счастливый герой в романе Тургенева «Отцы и дети?», «Попробуйте оправдать Печорина или обвинить»). Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Результативность

Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы дает высокие результаты:

  • развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность;
  • способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные;
  • помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету;
  • развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

Применение современных образовательных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • прививать навыки рациональной работы с компьютерными программами;
  • поддерживать самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Итак, моя методическая работа – это не только изучение современных методов и приемов образования, работа с научным материалом, но и постоянный поиск нового и эффективного, повышение своего профессионализма и удовлетворение результатом своего труда.