Урок по физике для учеников 5–6-х классов “Как прекрасен этот мир! Посмотри…”

Разделы: Физика

Классы: 5, 6


Данный урок предназначен для учеников 5-6 классов в преддверии изучения физики. Предполагает первоначальное погружение в предмет. Способствует развитию интереса к изучению нового предмета.

Продолжительность урока: 45 минут.

Тип урока: изучение нового материала.

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные: развитие познавательного интереса учащихся через постановку проблемных вопросов; формирование самостоятельности в приобретении знаний и практических умений.
  • Метапредметные: формирование исследовательской культуры.
  • Предметные: знакомство с оптическими явлениями.

Оборудование:

  • общее: компьютер, проектор, презентация (прилагается), портрет Ньютона, диск Ньютона, лазер, линзы, небольшие цветные бумажные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый),
  • комплекты оборудования на столах в группах: призма или стеклянная пластина – 2 шт., мыльные пузыри – 2 шт., проволочные каркасы, стаканы с мыльной водой, кусочки белой капроновой ленты – 2 шт, дифракционные решетки, линзы и экраны. фломастеры и карандаши, листы бумаги А5.

При входе в аудиторию учащимся предлагается выбрать один цветной кружок и сохранить его до конца занятия. Учащиеся по желанию распределяются по группам и рассаживаются за 5 приготовленных столов.

Презентация

Приложение

ХОД УРОКА

Ключевые действия и речь педагога

Деятельность детей

Дидактические средства

ЭТАП СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЮ

Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Как прекрасен этот мир! Посмотри…
Я предлагаю вам посмотреть в окно. Что вы видите?
А как вы думайте, что изменится через час? Днем, вечером?»

 

 Ответ: Вид неба

Презентация. Слайд 1

Да, в разное время суток небо по-разному выглядит. Определите, на какой картинке какое время суток?

Выбирают картинки

Презентация. Слайд 2

А почему именно утром и вечером такое обилие красок?

Ответ: Солнце поднимается или опускается из-за горизонта.

Презентация. Слайд 2

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Послушайте одну небольшую историю. Сентябрьским воскресеньем 1665 года в Англии, в местечке, называющемся Стоунбридж, вдоль лотков со всевозможными товарами бродил молодой человек в тёмном камзоле, в шляпе, надвинутой на глаза. Вот он остановился, выбрал у продавца хорошо отшлифованную призму, поторговался и со вздохом заплатил требуемую за нее цену. Видимо, был он скуповат или денег негусто звенело в его кошельке.
Дома, выбрав солнечный день, молодой человек прикрыл окна ставнями и пропустил в темную комнату один лишь тоненький лучик света. На пути его он поставил свою стеклянную призму. А на стене, футах в двадцати от окна, пришпилил на стенку  лист белой бумаги. И что же?
Предлагаю посмотреть через призму на окружающие предметы. Что меняется? Что мог увидеть молодой человек из рассказа?

Эксперимент: Смотрят через призму или стеклянную пластину вокруг себя.
Ответ: Радугу

Презентация. Слайд 3,
призмы или стеклянные пластины.

Белый солнечный свет, пройдя через призму, рассыпался по бумажному экрану на разноцветную радужную дорожку – спектр. Но откуда взялись в нём яркие разноцветные краски? Ваши предположения?

Ответ: Призма разложила световой луч в спектр

Презентация. Слайд 4

Перед вами диск (диск Ньютона). Какого он цвета? 

Ответ: Радужный, разноцветный

Презентация. Слайд 4

Приведем диск во вращение. Что происходит? Быстрее вращаем. А теперь?

Ответ: Все цвета смешались и получился белый цвет.

Презентация. Слайд 4

У нашей истории есть продолжение:
Пришлось ждать еще одного базарного дня и снова тратить деньги еще на одну призму. Ее наш экспериментатор поставил вслед за первой, только «вверх ногами». И что же? Разноцветные лучики послушно собрались вместе и отбросили на белый экран  полоску обычного белого света.
Не значит ли это, что белый свет - не прост, а состоит из всех цветов спектра, смешанных воедино?
Это было очень важным и серьезным открытием молодого бакалавра, которого звали Исаак Ньютон. В спектре белого света Ньютон различил семь основных цветов, постоянно расположенных в определенном порядке: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. А где еще мы встречаемся со всеми этими цветами сразу?

Ответ: Радуга

Презентация. Слайд 5, 6

Открываем доску с портретом Исаака Ньютона

А когда мы можем видеть радугу?

Ответ: После дождя

Презентация. Слайд 7

Радуга - не что иное, как непрерывный спектр солнечного света, образованный разложением света в каплях дождя как в призмах. Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие разноцветные световые  пучки.
Наблюдатель,  находясь вне зоны дождя, видит над горизонтом радугу в зоне дождя в виде разноцветных дуговых полос на фоне дождевых облаков, освещаемых Солнцем на расстоянии обычно от 1 до 2 км.
А где еще можно увидеть радужные полосы?

Ответ: Мыльные пузыри

Презентация. Слайд 7

Правильно, мыльные пузыри. Предлагаем вам получить мыльные пузыри и рассмотреть их внимательно. Какие они? Опишите.

Эксперимент: Выдувают мыльные пузыри. Рассматривают.
Ответ: Радужные, очень красивые, разноцветные

Презентация. Слайд 8,
коробочки с мыльными пузырями.

Можно получить такие же радужные полосы с помощью проволочных каркасов. Проделаем этот эксперимент.
Подобные радужные полосы можно наблюдать после дождя на проезжей части дорог. Бензин растекается тонкой пленкой по поверхности лужи. Это световое явление изучается в старших классах, а называется интерференцией.

Эксперимент:Опускают проволочные каркасы в мыльные раствор и на пленках наблюдают интерференционные полосы.

Презентация. Слайд 9,
проволочные каркасы, стаканы с мыльной водой.

Теперь предлагаю посмотреть на мир через белую капроновую ленту. У вас на столах кусочки капроновой ленты. Посмотрите через ленту на лампочку (огни на улице). Что вы видите?

Это явление называется дифракция света.

Эксперимент с капроновой лентой.
Ответ: Радужные вертикальные и горизонтальные полосы.

Презентация. Слайд 10,
капроновые ленты, на демонстрационном столе лампочка дневного свечения.

А сейчас предлагаем посмотреть на ту же лампу через оптический прибор – дифракционную решетку. Что вы наблюдаете?

Эксперимент  с  дифракционной решеткой.
Ответ: Яркие радужные цвета по обе стороны от лампы.

Презентация. Слайд 10,
дифракционные решетки.

Еще один оптический прибор - лазер. С помощью него можно получать узкий пучок света. Если лучи лазера направить на зеркальную поверхность, то они отразятся от зеркала. А если на пути лучей поставить линзу, то они  соберутся в одну точку. Так можно получить изображение предмета.
С помощью линзы получите изображение окна на экране. Какое оно получилось?
Аналогичное изображение получается у нас на сетчатке глаза, а мозг его обрабатывает и переворачивает…

Эксперимент:  устанавливают перед экраном линзу и получают изображение окна. Ответ: Перевернутое.

Презентация. Слайд 11,
Лазер и линзы демонстрационные.
Линзы и экраны – лабораторное оборудование.

На земле большое разнообразие глаз рассматривающих этот мир, но оказывается мы по-разному его видим.

 

Презентация. Слайд 12

Собаки не отличают красный цвет от зеленого, а оба этих цвета — от желтого и оранжевого. Многие люди и не подозревают, что, глядя на светофор, четвероногий друг не различает, какой там горит свет. Собака ориентируется на то, как меняется яркость глазков светофора, и на действия окружающих ее людей.

Кошки ведут ночной образ жизни, поэтому их активность начинается после захода солнца. Именно потому им требуется хорошее зрение в ночное время суток. В глазах кошек в 6–8 раз больше клеток, которые более чувствительны к слабому освещению, что позволяет им хорошо видеть в темноте.

Несмотря на невероятную способность менять цвет своего тела, зрение каракатиц оставляет желать лучшего. Зрачок имеет W-образную форму и всего один фоторецептор, что позволяет им видеть лишь оттенки серого.

До недавнего времени бытовало мнение, что акулы плохо видят. Однако исследования и опыты ученых опровергли это утверждение. Акулы видят окружающий мир в слабо окрашенном сером или зеленом свете, а объекты — четкими и контрастными.

В ночное время суток совы могут видеть в 3 раза лучше, чем люди. У них нет глазных яблок. Органы зрения сов скорее следует называть «глазными трубками», но недостаток бинокулярного зрения они с лихвой компенсируют превосходным ночным видением и дальнозоркостью, что делает сов свирепыми ночными хищниками.

Специальные органы змеи, предназначенные для восприятия источников тепла, помогают отыскать добычу в темноте и защититься от крупных хищников. Эта способность видеть источники тепла не встречается у других видов животных.

Наши маленькие друзья, которых мы встречаем повсюду, смотрят на мир сквозь розовые очки. По какой-то причине воробьи не любят синий цвет, а также боятся блестящих, сверкающих полосок.

Коты различают достаточно много цветов для того, чтобы их жизнь была вполне яркой и красочной. В основном мир у котов раскрашен в оттенки голубого, серого и зеленого, плохо видят коты фиолетовый и желтый, а другие цвета для этих животных недоступны. Зрение котов имеет более низкое разрешение, чем у людей, они видят объекты немного размытыми.

 

Презентация. Слайд 13-22

В начале урока вы выбрали цветной кружок. Как говорят психологи, цвет отражает настроение человека:
Красный  - восторг
Оранжевый  - радость
Желтый – хорошее настроение
Зеленый  - спокойствие
Синий – грусть
Фиолетовый  - тревога
Черный  - уныние
Белый  - равнодушие
Вы интуитивно выбрали цвет, соответствующий настроению на начало урока.

Анализируют соответствие настроения и цвета кружка

Презентация. Слайд 23

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

А теперь предлагаем выполнить творческую работу в группе: заполнить палитру настроения в виде змейки, круга с секторами, цветика семицветика, …
Или (второй вариант) предлагаем придумать слова-ассоциации с сегодняшним занятием на каждую букву слова спектр или оптика.

Выполняют творческое задание.

Презентация. Слайд 23, листы А5, карандаши, фломастеры.
Творческие работы можно разместить на стенде.

Результат:

  • Ребята учатся размышлять, анализировать, делать выводы;
  • Данный урок нацелен на воспитание информационной культуры учащихся;
  • Мультимедийные средства обучения позволяют вести урок в хорошем темпе, красочно представлять информацию;
  • Большое количество ярких экспериментов способствуют удержанию познавательного интереса, формируют начальные экспериментальные навыки.

Информационные источники

1. https://www.adme.ru/zhizn-zhivotnye/10-fotografij-o-tom-kak-vyglyadit-nash-mir-glazami-zhivotnyh-1584265/

2. http://go.mail.ru/search_images? (картинки)