Мастер-класс "Проектирование современного урока музыки по ФГОС"

Разделы: Музыка, Мастер-класс


Добрый день, коллеги. Приветствую вас. Сегодня мы все собрались, чтобы решить проблему, которая возникает при подготовке к урокам музыки большей конечно частью у молодых специалистов и у тех, кто ведет уроки музыки не по специальности. Ну и чего греха таить, мы, специалисты по этому предмету, тоже продолжаем учиться и работать над этой темой.

Возникает проблема. Какая?

- Привычка к традиционному уроку.

- Боязнь нового.

- Непонимание информации.

- Неумение планировать современный урок.

- Да, это – проблемы сегодняшнего дня.

Мне предложили поделиться с вами моим небольшим опытом по проектированию современного урока музыки.

Итак, что же такое современный урок?

Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени. Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.

Каждое время предъявляет свои требования к уроку.

Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель
руководил этим самостоятельным
процессом и давал для него материал.

К.Д. Ушинский

Во главу угла ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение:

  • это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
  • это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Изменилась стратегия обучения.

На смену девизу:

  • «Прочитай, запомни, перескажи»

пришел девиз:

  • «Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».

ФГОС (если просто) – это ветер перемен? Если «да», то каких? Что делать? Откуда начать? Как спланировать свой маршрут, чтобы получить нужный результат, заказанный государством?

ФГОС (если серьёзно) – это обновление образования. Естественно, оно предполагает изменения в деятельности учителя.

Что такое обновление?

Обновление – это дополнение, предостерегающее или устраняющее неполадки, повышающие безопасность.

ФГОС – это обновление педагогической деятельности. Прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести необходимый багаж теоретических знаний.

Самоподготовка учителя состоит в следующем:

  • в изучении ФГОС
  • в овладении новым планированием уроков, направленных на получение метапредметных и личностных результатов
  • в умении конструировать урок с использованием новых технологий.

Я хочу начать разговор с учебников, так как они играют немаловажную роль в проектировании урока. Для работы на уроках в 5–8 классах я использую учебники ,,Искусство” под редакцией Алеева. Как видите – я немного поработала по программе  Критской. Но попробовав программу Алеева, решила остановиться на ней. Ну это дело каждого учителя выбрать ту программу которая ему более понятна и интересна. В начале учебников содержится вступительное слово. После каждой темы дается система вопросов и заданий для повторения и закрепления материала. В конце учебников предоставлены темы для исследовательских проектов. Учебники ярко иллюстрированы фрагментами из музыкальных произведений, нотных записей, произведений живописи выдающихся художников, литературными строками знаменитых поэтов, писателей, портретами и фотографиями выдающихся музыкантов – исполнителей, дирижеров.

Вместе с учебником учащиеся знакомятся с различными видами искусства – литературой, музыкой изобразительным искусством, кино, театром, телевидением. Разнообразие материалов учебников будят творческую инициативу, развиваютфантазию и воображение учащихся. В результате повышается мотивация учащихся, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству.

Как учебник помогает про конструировании урока. В отличии от традиционных учебников прошлых лет (например берем Кабалевского),где темы были четко распланированы с точным указанием -что говорить учителю и даже что должны ответить дети ,в современном учебнике дается только тема и учителю предоставляется полная свобода в конструировании урока .Мы сами решаем ,как начать свой урок, где у вас будет кульминация, где уместный опрос и т.д.

Итак, у вас на партах две таблицы.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т.д.

Формулиро-вание заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т.д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т.д.

Форм урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Образовате-льная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации).

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

И отличие традиционного урок от урока по ФГОС

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Сегодня рассмотрим и заполним эти две таблицы на нашем мастер-классе. Начнем с первой.(беседуем, заполняем)

Вторая таблица. Как видите, начинается наш урок с обьявления темы. На традиционном уроке … А урок современного типа….
Давайте попробуем представить, что у нас идет урок и я должна подвести учеников к постановке темы.

На столах учебники 5 класса.

Предлагаю послушать Притчу ,,Дар богу” Светланы Копыловой.

– Что вы можете сказать об этом произведении?

– Какие чувства оно у вас вызвало?

– Почему для Бога слезинка грешника – дороже всех даров?

– Что такое раскаяние? (Чувство.)

– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О чувствах.)

– Какие чувства бывают? (Любовь , ненависть, радость…)

– Каждый ли человек может чувствовать?

– Встречали ли людей бесчувственных?

– Нужно ли учиться чувствовать?

– Что нам поможет испытать разные чувства? (Искусство.)

Да, действительно, искусство – это отражение жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.

Обьявление темы урока

Давайте сформулируем тему урока. Учитель подводит ребят к теме урока: “Мир человеческих чувств”.

У вас на партах листок с приемами организационного момента. Какой прием использован сейчас мной?

 Сообщение целей и задач. (Целеполагание)

– Для чего нам надо изучить эту тему?

– Что даст нам изучение этой темы?

И т.д. по схеме.

Реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:

– Ну и в заключение еще одна  притча.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

В наших же руках возможность создать на своем уроке такую атмосферу, в которой каждый ребенок будет чувствовать себя личностью. Мы можем, хотя бы на время, сделать учеников успешными в этой жизни.