Коррекционно-развивающее занятие "Как побороть агрессию". 6–7-е классы

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 6, 7


Намерения и поведение человека. Как побороть агрессию

В моменты общественных катаклизмов мы все отмечаем нарастание ожесточения, зависти, нетерпимости друг к другу. К сожалению, школьная жизнь также полна конфликтов, и их причины связанны с необдуманными поступками, с неуправляемыми эмоциями, с неконтролируемыми действиями учащихся. Современные школьники отличаются рядом социально-психологических особенностей, и среди них выделяется неумение оценить свое поведение, просчитать последствия поступков, взглянуть на себя «со стороны».

Именно поэтому так важно помочь подростку развивать умения самоконтроля. Необходимо организовывать целенаправленное включение ученика в многоплановую деятельность, формировать навыки правильного выбора форм поведения, снижать уровень агрессивности или пассивности.

Для решения проблем выработки личных стандартов поведения, навыков самоконтроля, самооценки и самопознания предлагаем конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся 6-7 классов.

Цели занятия:

  • выработка личных стандартов поведения;
  • развитие способностей анализировать качества характера;
  • снижение уровня агрессивности;
  • формирование навыков самоконтроля поведения;
  • совершенствование умений договариваться.

Материалы и оборудование: корзинка с орехами, бумажные фигурки человека, картинки для коллажа, листы бумаги для записок, скрепки.

Практическая значимость занятия заключается в том, что полученные знания имеют ярко выраженную личностную направленность, могут быть использованы учениками в любых ситуациях в настоящий момент времени и не требуют искусственно создаваемых условий. Кроме того, предлагаемые способы поведения направлены исключительно на самого подростка, подчеркивая его неповторимость, индивидуальность и положительность.

Ход занятия

1. Оргмомент

Сегодня наше занятие будет посвящено изучению и изменению себя. Вспомните о правилах работы в группе.

2. Настрой на работу над собой

Упражнение «Орех»

А начнем с подарка. Перед вами корзина с орехами. Возьмите, пожалуйста, по одному ореху. Внимательно рассмотрите его. Теперь вернем орехи в корзину, перемешаем, и каждый снова выберет свой. Как же вы не запутались? Это только на первый взгляд все орехи одинаковые, но на самом деле, они абсолютно исключительные и особенные. В нашем мире все именно так. Нет ничего обыденного и простого. Каждый поступок, каждое слово, каждый взгляд индивидуален. Поэтому так важно не равнять всех подряд, а быть объективным в оценках и людей, и себя.

3. Сообщение темы занятия

Тема нашей сегодняшней встречи – «Намерения и поведение человека. Как побороть агрессию». Мы постараемся продемонстрировать и оценить свои способности понимать и принимать себя и других, будем развивать навыки самоконтроля и конструктивного диалога.

Эпиграф занятия – слова древнего философа Демокрита:

«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы»

4. Упражнение «Агрессивный человек глазами подростка»

Мы много и часто говорим о хороших и плохих поступках, об их причинах, о том, как видит их человек и окружающие. Но нам обычно трудно словами описать агрессивного человека и поэтому мы придумываем ассоциации. Я попросила вас по желанию найти толкование понятия в словаре. Кто это сделал?

Агресси́вность (от латинского слова «нападать») - характеристика поведения человека, при котором он причиняет вред окружающим в состоянии гнева или злости.

Агресси́вность – свойство личности человека, когда он предпочитает использовать насильственные методы для достижения своих целей.

Агре́ссия – негативное поведение, противоречащее нормам существования людей, наносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.

Агрессивностьустойчивое стремление человека нанести другому вред или ущерб.

Агрессия – это основанное на отрицательных эмоциях отражение реальности, которое приводит к неверному пониманию действительности, к непредсказуемому поведению.

Сегодня мы попробуем создать портрет агрессивного подростка при помощи картинок, а после рассказать о своей работе.

На столах для каждого есть фигурка человека и разные картинки. Подберите и наклейте на свою фигурку те, которые, по вашему мнению, лучше всего описывают внутренний мир агрессивного подростка.

Кто хочет рассказать о своей работе?

А сейчас закройте глаза и загляните в себя. Сейчас никто вас не видит и не слышит. Это только ваш сокровенный мир. Ответьте себе честно, есть ли у вас те качества, о которых вы сейчас рассказывали.

В каждом человеке есть и хорошее, и плохое. И поэтому главное, общаясь с людьми, настраиваться на позитив и видеть в человеке хорошее. Мы же все хотим, чтобы к нам относились хорошо, значит и самим нужно относиться к людям доброжелательно. Еще Максим Горький говорил: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нем больше дурного, чем хорошего».

Хочу познакомить вас с притчей «О грязном белье».

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром жена, едва проснувшись, выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала сушить белье. 

- Посмотри, какое у нее грязное белье, - сказала она своему мужу, - наверно, у нее плохое мыло или она не умеет стирать, надо бы ее поучить.

И так всякий раз, когда соседка вывешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

В одно прекрасное утро, жена посмотрела в окно и вскрикнула:

- О! Сегодня белье чистое, наверно, соседка научилась стирать!

- Да нет, - сказал муж, - просто я вымыл окно.

Так и в нашей жизни, всё зависит от нашего окна, через которое мы смотрим на мир. И прежде, чем критиковать других, необходимо убедиться, что наши сердца и намерения чисты.

5. Игра «Путаница»

Вы сейчас зрительно фиксировали и подбирали негативные качества. А ведь глаза часто обманывают. Поэтому я предлагаю упражнение, где главными будут не глаза и уши, а тактильные ощущения – руки.

Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке у всех нас оказалась чья-то одна рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем. Раз, два, три. А теперь постараемся «распутаться». Помните, что эта задача решаемая, распутаться можно всегда.

Упражнение может завершиться одним из трех вариантов: 

  • все участники группы окажутся в одном кругу (при этом кто-то может стоять лицом в круг, кто-то спиной, это неважно, главное, чтобы все последовательно образовали круг);
  • участники группы образуют два или больше независимых круга;
  • участники группы образуют круги, которые соединены друг с другом, как звенья в цепочке).

6. Упражнение «Нарисуй вдвоем»

Наши намерения обуславливают наше поведение. Но иногда задумка была хорошей, а в действительности все пошло не так. Одному бывает очень сложно разобраться в ситуации. Поэтому я предлагаю объединить наши намерения и сделать что-то хорошее.

(Рисунок в парах, где один держит карандаш, а второй – его руку. Но у каждого свое задание, которое знает только он. 1 этап: без слов. 2 этап: можно писать записочки. 3 этап: можно говорить 3 фразы).

7. Упражнение «Крестики-нолики»

Умение договариваться – это одно из главных условий успеха в нашей жизни. Предлагаю вам договориться в команде и выиграть в игре.

(Игра выполняется не на бумаге, границы поля определяются на полу с помощью веревок, фигуры изображают сами дети)

8. Мозговой штурм «Как управлять своими эмоциями»

Что мешало нам выиграть? Что не давало холодно и трезво оценить ситуацию? Эмоции! Ими сложно, но очень важно управлять.

Давайте придумаем как можно больше и как можно быстрее разные способы управления своими эмоциями.

(С помощью мозгового штурма предлагается ребятам собрать как можно больше способов регуляции собственных эмоциональных состояний, управления раздражением, злостью, плохим настроением, чтобы потом на их основе создать памятку. Все способы фиксируются на доске (затем из них составляется памятка).

Хочу предложить вам еще несколько психологических приемов, которые также могут помочь человеку в тех случаях, когда он испытывает неприятные эмоции.

Памятка. Как управлять эмоциями:

  • комкать и рвать бумагу;
  • бить подушку или боксерскую грушу;
  • топать ногами;
  • выжимать полотенце, даже если оно сухое;
  • громко кричать, используя “стаканчик” для криков или “трубу”, сделанную из ватмана;
  • написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу;
  • втирать пластилин в картонку или бумагу;
  • высказаться в кругу тех людей, которые могут понять и посочувствовать;
  • можно закрыть глаза и представить себе что-нибудь любимое, обладающее успокоительным действием (любимый цвет, любимое место, где было хорошо, игрушку, животное и др.);
  • посидеть в тишине или послушать спокойную музыку, а можно потанцевать;
  • сначала максимально напрячь все мускулы, а затем расслабить их, и так сделать несколько раз;
  • сделать 3–4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов.

9. Релаксационное упражнение «Выбрось»

Представьте, что в ваших ладонях лежит комок из неприятных эмоций, от которых вы хотели бы избавиться. Этот комок становится все тяжелее, тяжелее и тяжелее, и вот уже настолько тяжело, что невозможно больше держать и необходимо избавиться от него. И теперь вы должны выкинуть этот комок за круг (вниз в пол), собрав при этом все силы, даже можно крикнуть, чтобы было легче.

Обсуждение. После выполнения упражнений желающие делятся своими впечатлениями.

10. Упражнение «Обойди конфликт»

Дома, в школе, на улице мы иногда даже против нашего желания можем быть втянуты в конфликт. Давайте учиться его «обходить». Как? Упражняясь в этом.

1 Дома: договоритесь, что в общении, а тем более в выяснении каких-то недоразумений, вы будете «держать себя в руках».

2. В школе: чаще «вставайте на место» учителя, лидера, администратора. Может, это поможет вам понять и принять их требования.

3. На улице встречайте всех со спокойной, доброжелательной улыбкой: «Мир и спокойствие тебе, человек!» Уважайте всякого человека, как самого себя, и поступайте с ним, как вы желаете, чтобы поступали с вами.

11. Притча «Ангел-хранитель»

Мы говорим «договариваться», «управлять», «контролировать». Но это ведь не всегда удается. Кто же может нам помочь, поддержать в трудную минуту? Я хочу вам посоветовать одного очень сильного ангела-хранителя, который всегда вам поможет, поддержит и поймет.

За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: «Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?»

Бог ответил: «Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе».

Ребенок задумался, затем сказал снова: «Здесь, на Небесах, я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья».

Бог ответил: «Твой ангел будет петь, и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив».

«Но как же я буду понимать людей, ведь я не знаю их языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. 

Бог улыбнулся и ответил: "Твой ангел будет говорить тебе самые прекрасные и сладкие слова, которые ты когда-либо услышишь, и спокойно и терпеливо  он научит тебя разговаривать".

Затем ребенок спросил: «Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?»

- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.

В этот момент на Небесах царила тишина, но с Земли уже стали доноситься голоса... и ребенок в спешке спросил:

- Господь, прежде чем я покину тебя, скажи же мне, как зовут моего ангела?

- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама".

12. Итог занятия

13. Упражнение «Скрепка».

Перед вами лежит скрепка. Разогните ее в одну линию. Получилось? А теперь согните скрепку, как было раньше. Скрепка вновь точно такая же, как была? Нет. Пусть эта скрепка будет вам напоминанием, что наши слова и поступки необратимы, можно попытаться все исправить, но вернуть, как было, невозможно. Будьте осторожны и думайте, прежде чем что-то сказать или сделать.

Список использованной литературы

  1. Беркович Л. Агрессия; причины, последствия и контроль. – СПб, 2001.
  2. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. – М.: Изд-во МГУ, 1990.
  3. Извард К.Э. Психология эмоций: Пер. с англ. – СПБ.: Изд-во «Питер», 2000.
  4. Интернет-ресурсы: www.psychologiya.com.ua, www.psytalk.spb.ru
  5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.
  7. Пересунчак О. Программа воспитательного воздействия на агрессивных детей, К.: Изд-во «Шкільний світ», журнал «Психолог», №9, 2006.
  8. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  9. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996.
  10. Эмоции, чувства, действия/ И.Незовибатько. – М., 2004.