Решение практико-ориентированных задач с помощью сетевого взаимодействия интеграции ресурсов образовательного учреждения

Разделы: Математика, География, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог


Люди создают новое знание особенно эффективно,
когда они вовлечены в создание продуктов,
наделенных личностным смыслом,
будь то песочные замки, машины
или компьютерные программы…
Сеймур Пейпер

По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Актуальная цель образования состоит в том, чтобы научить человека лучше понимать жизнь, ориентироваться в современном обществе, сделать его способным найти свое место в нем, в соответствии с индивидуальными способностями, интересами и возможностями. Следовательно, задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью.

На базе МБОУ г. Иркутска СОШ№6 работает региональная инновационная площадка по теме: «Формирование экологически ответственного поведения учащихся в процессе сетевого взаимодействия интеграции ресурсов образовательного учреждения».

Занимаясь совместной проектной деятельностью в школе с коллегами -предметниками, мы с учителем географии пришли к необходимости создания цикла интегрированных уроков «математика + география»:

  • 5 классы - «Масштаб»;
  • 6 классы - «Координатная плоскость»;
  • 7 классы - «Материки и океаны»;
  • 8 классы - «Географическое положение России»;
  • 9 классы - «Факторы размещения предприятий разных отраслей»;
  • 10 -11 классы - «Экономические задачи  по теме «Население мира».

Обучение с использованием практико-ориентированных задач приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности, позволяют развивать метапредметные УУД.

В современных условиях научно- технического процесса, интегративных функций в развитии науки, техники и политики, образование не может оставаться в стороне от этих стремительных процессов. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через новую систему образования (ФГОС) выдвигает и реализует все новые требования к человеку:

  • обучаемость, то есть способность к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности;
  • интеллектуально-физическое развитие, что может обеспечить доступ к новым технологиям;
  • умение ориентироваться в большом потоке информации и умение адаптироваться в любом обществе;
  • креативность (способность мыслить и действовать творчески);
  • быть патриотом своей страны с высокими нравственными установками.

Отсюда цели и задачи интегрированных уроков:

1. Дать представление о практическом применении математики в окружающем мире и в решении экологических проблем. Повышение общей культуры мышления учащихся.

2. Формирование экологического сознания. Формирование условий для развития умений давать количественную оценку состояния природных объектов, явлений.

3. С помощью математических задач экологического содержания раскрывать вопросы рационального природопользования, восстановления и приумножения природных богатств.

Новизна данного приема заключается:

  • В интеграции двух и более дисциплин в сетевом взаимодействии.
  • Приобретение знаний, учащихся об экологии Иркутской области и страны через решение задач и практических занятий, проектную деятельность.

Интеграция в обучении – это глубокое взаимопроникновение.

Интегрированное обучение:

1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

2) формирует УУД в рамках образовательного процесса и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3) повышает качество знаний учащихся;

4) повышает и развивает интерес учащихся к предметам;

5) интегрированный урок через системно-деятельности подход обеспечивает саморазвитие личности, где знания приобретаются только в деятельности ученика;

6) позволяет использовать современные педагогические технологии и сетевое взаимодействие;

Данные уроки имеют очень широкий спектр функций и задач:

  • служат освоению смежных учебных предметов на междисциплинарной основе (например, “Математическое решение экологических проблем”);
  • обеспечивают более высокий уровень освоения нескольких из базовых учебных предметов;
  • помогают формированию умений и способов деятельности для решения практически значимых задач;
  • обеспечивают непрерывность профориентационной работы;
  • служат осознанию возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути;

Обучающиеся получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление, обеспечивают развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления; умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов, развитие творческих способностей учащихся; раскрытие роли математики в современной цивилизации; помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

Решение практико-ориентированных задач тогда эффективно, когда учащиеся встречались с описываемой ситуацией в реальной действительности: в быту, на экскурсии, при изучении других предметов. Эффективным средством является широкое использование наглядности: фотографий, слайдов, плакатов, рисунков и т.д.

О многообразии использования математики во всех сферах человеческой жизнедеятельности говорят следующие высказывания великих: «Математика – это язык, на котором написана книга природы». (Г.Галилей).

Решение задач с производственной направленностью способствует формированию у учащихся способности находить в профессиональной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под математическое понятие, использовать его в новых условиях.

Особый интерес у учащихся вызывают задания с практическим содержанием, представляющие реальные жизненные ситуации. Примерами таких задач служат задания 1 части ЕГЭ и задания «Блока №1» ОГЭ в 9 классе. Благодаря таким задачам, школьники видят, что математика находит применение в любой области деятельности, и это, в свою очередь, повышает интерес к предмету.

В настоящее время разрабатывается концепция, основной идеей которой является усиление практического аспекта подготовки школьников за счет интеграции процессов формирования теоретических знаний и развития практических умений, что, безусловно, должно повысить действенность приобретаемых учащимися знаний. Эта концепция реализуется в идее практико-ориентированного обучения.