Конспект логопедического занятия с детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ, логопедическое занятие


Каждый раз, готовясь к очередному логопедическому занятию, так хочется, чтобы оно стало интересным и, в чем-то запоминающимся для детей. Очень важно, чтобы занятие было эмоционально насыщенным, включало в себя вербальные и невербальные приемы, разнообразные игры и упражнения в рамках лексической темы. Занятие - это увлекательная дидактическая игра, в которой, предлагая новое задание детям, наша цель вовлечь и мотивировать их к активному участию и продуктивному взаимодействию с педагогом. Разрабатывая конспект занятия, определяя его содержание и задачи, учитель-логопед стремится прежде всего к коррекции и развитию речи детей с различными речевыми расстройствами, что является составляющими аспектами коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач. Вместе с тем, учитель-логопед в обязательном порядке решает на логопедическом занятии коррекционно-воспитательные задачи, которые предполагают использование приемов, игр, упражнений, оказывающих положительное воздействие на психо-эмоциональное развитие и развитие социальных представлений детей.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и закрепление представлений о домашних птицах (внешнем виде, образе жизни, повадках). Расширение и актуализация словаря по теме «Домашние птицы». Формирование грамматического строя речи (образование и употребление существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят; согласование числительных 1-3 с существительными). Обучение составлению пересказа текста с опорой на серию сюжетных картинок.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи (отработка навыка практического употребления простых распространенных предложений, развитие интонационной выразительности речи). Развитие навыков диалогической речи. Развитие навыков фонематического анализа. Развитие артикуляционной моторики, мелкой и крупной моторики, мимики лица. Развитие логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи. Развитие зрительного, слухового внимания и восприятия. Развитие межмодального синтеза и запоминания.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, доброжелательности, коммуникативных навыков.

Оборудование: предметные картинки с изображениями домашних птиц, символы гласных звуков, пиктограммы основных эмоций (радость, гнев, грусть, удивление), серия сюжетных картинок (3) «Курица с цыплятами», образные игрушки: петух, курица, утка, утята, цыплята; игрушка би-ба-бо Незнайка; магнитофон, аудиодиск «Звуки живой природы», аудиокассета с музыкой к подвижной игре.

Предварительная работа: разучивание подвижной игры «домашние птицы», стихотворения "Утка с утятами".

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед приглашает детей в игровой уголок к столику, здоровается с ними и сообщает, что к ним на занятие пришел Незнайка. Незнайка здоровается с детьми и предлагает отгадать загадки о домашних птицах. Дети, которые правильно отгадали загадки, получают предметные картинки с изображениями домашних птиц.

Загадки:

1)

Длинная шея, красные лапки.
Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет. (Гусь)

2)

Встает рано, на заре,
Поет во дворе. На голове гребешок.
Кто это? … (Петушок)

3)

Бегает, кудахчет
Детей созывает
Всех под крылья собирает. (Курица)

4)

Пестрая крякушка
Ходит вразвалочку. (Утка)

Незнайка (Логопед): Петух, курица, гусь, гусыня, утка, селезень – кто они все?

Дети: Домашние птицы.

Незнайка (Логопед) подходит с детьми к постройке из легоматериала «Птичий двор» и задает им вопросы ("Кто это? С кем утка, курица...?").

Незнайка (Логопед): Я хочу побывать на птичьем дворе.

2. Игра «Узнай голос птицы»

Логопед. Ребята, а давайте побываем на птичьем дворе и послушаем голоса домашних птиц. Логопед предлагает детям сесть на ковер и закрыть глаза, а в это время он прикрепляет к магнитной доске плакат с изображением домашних птиц. Затем дети открывают глаза, смотрят на плакат и слушают запись. По ходу прослушивания голосов птиц, логопед спрашивает у детей: «Что вы слышите?».

Дети: Кукарекают петухи, кудахчут куры, пищат цыплята, гогочут гуси, крякают утки.

3. Игра «На птичьем дворе»

Логопед предлагает детям рассмотреть картинку с изображением птичьего двора, огороженного забором, и фрагмент пруда. Затем логопед раскладывает перед детьми картинки с изображением домашних птиц.

Логопед: Домашние птицы вышли на птичий двор. Курица позвала своих птенцов. Как она позвала? («Ко-ко-ко куд-куда, цыплята, идите сюда»). Пришел, только … .

Логопед показывает картинку с изображением цыпленка.

Дети: Один цыпленок.

Логопед: Курица позвала еще раз и пришли ... (Логопед показывает картинку с изображением двух цыплят).

Дети: Два цыпленка.

Логопед: Сколько всего стало?

Дети: Три цыпленка.

Логопед: С кем гуляет петух и курица?

Дети: Петух и курица гуляют с цыплятами.

Аналогично с гусятами.

Логопед: Ребятки, что делает девочка на картинке?

Дети: Сыпет зерно.

Логопед: Зачем?

Дети: Чтобы покормить птиц.

Логопед: Давайте покажем, как она это делает.

Логопед предлагает детям встать и закрыть глаза, а он в это время ставит на стол утку с утятами. Затем дети, по просьбе логопеда, открывают глаза.

Логопед (удивленно): Посмотрите, кто идет?

Дети: Утка серая идет. (Логопед вместе с детьми подражают походке утки).

Логопед: А кого она ведет?

Дети: Утят маленьких ведет.

Логопед: А куда они идут?

Дети: На лужок и на пруд.

Логопед: Ребята, а давайте посчитаем утят.

4. Подвижная игра «Домашние птицы»

Логопед: Ребята, давайте отдохнем и поиграем в домашних птиц. Логопед приглашает детей на коврик, раздает шапочки и включает запись. Дети вместе с логопедом произносят стихотворение и выполняют движения.

Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
II ч. 2 раза
Наши курочки в окно – 
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Золотой наш гребешок
Ранним-рано поутру
Нам споет: Ку-ка-ре-ку!

(Идут по кругу вперевалочку,
подражаяпоходке уток)
(Идут по кругу, вытянув шеи вперед
и отставив руки назад)

(Останавливаются, встают лицом в
круг, бьют руками по бокам)
(Идут важной походкой,
высоко поднимая колени)
(Поднимаются на цыпочки)

5. Игра «Подари звук птице»

Логопед: Ребята, мы с вами слышали голоса птиц. Давайте вспомним, как домашние птицы подают голоса. Теперь я вам буду показывать звуки, а вы будете их называть. (Логопед показывает детям символы гласных звуков).

Дети: А, О, У, И.

Логопед (Незнайка): Ребята, какой птице мы подарим звук А (У, О, И)? Дети называют.

Логопед: Правильно звук А подарим гусю, когда он гогочет мы слышим звук А. (Логопед вместе с детьми произносит звукоподражание). И т.д.

6. Игра «Угадай настроение птицы». (Мимическая гимнастика)

Логопед: Ребята, давайте попробуем угадать настроение птицы. Логопед. Но сначала, давайте покажем веселое (грустное, сердитое, удивленное) лицо. Дети показывают вместе с логопедом и находят соответствующую пиктограмму с эмоциями.

Логопед: Ребята, как вы думаете, какая птица веселая (удивленная, грустная, сердитая)? Почему?

7. Пальчиковая гимнастика «Сказка про гуся»

Логопед: Ребята, давайте немножко отдохнем и поиграем. Логопед приглашает детей сесть на ковер. Затем рассказывает детям сказку и предлагает им вместе с ним выполнять движения пальчиками.

8. Игра «Составим рассказ»

Логопед приглашает детей к столу и раздает серию сюжетных картинок.

Логопед: Ребята, вы помните рассказ про «Курицу с цыплятами». Я вам буду его рассказывать, а вы в это время, правильно разложите картинки. Однажды курица с цыплятами пошли гулять. Вдруг, они увидели на траве трубу. Цыплята были очень любопытные и решили влезть в трубу. А когда они вылезли из нее, курица не узнала цыплят. Она спрашивала: «Где же дети? Но не эти, а мои родные дети».

Логопед проверяет, в какой последовательности дети разложили картинки.

Логопед: Почему курица не узнала цыплят?

Дети: Потому что они стали черные.

Логопед: А почему они стали черные?

Дети: Потому что труба была грязная, в саже.

Логопед: Когда курица увидела черных птенцов, какие у нее были глаза?

Дети: Удивленные.

Логопед: Теперь, посмотрите на свои картинки и попробуйте рассказать рассказ сами.

Логопед (Незнайка): Как мне было интересно у вас на занятии! Можно к вам прийти снова?

Дети: Да!

9. Итог занятия

Логопед предлагает детям рассказать, что они делали и, что им понравилось на занятии.