Технология групповой работы на уроках русского языка

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: групповая технология


«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно», - писал Л.С.Выготский и называл это «зоной ближайшего развития». Такое обучение «приводит в движение целый ряд внутренних процессов развития. Сейчас для ребенка эти процессы возможны только в сфере взаимоотношений с окружающими и сотрудничества с товарищами, но, проделывая внутренний ход развития, они становятся внутренним достоянием самого ребенка».

Почему на современном уроке использование групповых занятий стало необходимостью?

  • Во-первых, при классно-урочной системе на каждого ученика тратится примерно 2 минуты времени урока, что, разумеется, не позволяет даже говорить об индивидуальном развитии конкретных способностей.
  • Во-вторых, даже при условии, что все дети знают ответы, у нас зачастую отвечают самые “активные”, поэтому у многих детей в классе развивается пассивность и в дальнейшем нежелание учиться.
  • В-третьих, у учащихся одного класса всегда разный уровень подготовки: одни очень слабые (с ними должна проводиться индивидуальная работа), другие средние, третьи имеют высокий уровень подготовки. Фронтальная работа с одними заданиями для всех, таким образом, оказывается неэффективной в отношении большинства учащихся.

Метод групповой работы можно использовать на уроках разных типов: и на уроках открытия нового знания, и на уроках методологической направленности и т.д.

Понятие групповой работы

Групповая работа - это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога, стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

Главными признаками групповой работы учащихся на уроке являются:

  1. класс на данном уроке делятся на группы для решения конкретных учебных задач;
  2. каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое);
  3. задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  4. состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена г

Элементы групповой деятельности

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

1) предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя;

2) обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей;

3) работа по выполнению учебного задания;

4) наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся;

5) взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе;

6) сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов;

7) индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Распределение детей в группе

Величина группы может быть различной. Она колеблется в пределе от 3 до 6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членами группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. При организации групп следует учитывать то, что в каждой группе должны быть представлены слабо-, средне- и сильно успевающие ученики. При этом важно хорошо знать особенности межличностных отношений участников групп.

Контроль учителя за групповой работой

Если учащиеся делают  только первые шаги в групповой работе, то необходим контроль не только за ходом работы в группе, но и за ее организатором.

Для поддержки рабочего настроения  следует определять время на выполнение задания. Это организует детей, они сразу включаются в работу. С самого начала ученики должны научиться дорожить каждой секундой, отведенной на выполнение работы.

После того, как учащиеся научатся работать в группе, когда на учителя никто не будет обращать внимания, все будут заняты делом, учитель должен уйти в тень. Он должен отдать свою судейскую роль на откуп ученикам. И тогда группы  проверяют друг друга сами: исправляют, добавляют, оценивают. Если работы были письменные, то обмениваются выполненными работами. Чтобы групповая взаимопроверка была возможна, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы результаты работы были сравнимы, задание для всех групп должно быть одно.

В группе можно выполнять такие виды работы, как творческие работы, обучающие изложения, доказательство принадлежности текста к определенному стилю речи, обобщающие выводы в конце урока.  При работе с языковыми понятиями, сравнивая свои формулировки с ответами соседних групп, у учащихся появится живая заинтересованность порыться и в учебнике, и в энциклопедии, чтобы в конце концов разобраться: «А как на самом деле?»

Особенно часто групповая форма учебной работы практикуется при формировании умений и навыков. После фронтального закрепления учебного материала можно предложить ученикам совместно выполнять упражнения. В процессе выполнения работы они совещаются друг с другом, осуществляется оптимальный выбор способов решения.

Несомненно, что групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения, а также развития творческих способностей каждого ученика.

Продуктивна групповая работа при закреплении и совершенствовании знаний. После объяснения материала предлагается учащимся несколько заданий выполнить совместно. После такой работы даю ученикам задание для самостоятельного выполнения, которое помогает им воспроизводить усвоенные знания. Разбирая вопрос, учащиеся слушают соображения каждого. В первую очередь высказываются ученики с низкими учебными возможностями. Разворачивается процесс обсуждения, в ходе которого закрепляется изученный материал.

Групповая форма работы оправдывает себя и при повторении ранее изученного материала . Работа учащихся в группах на этом этапе обучения способствует повышению их активности. Повторение превращается в процесс репродуктивно-поисковой деятельности, позволяющей сформировать глубокие знания у всех учащихся.

Групповая форма учебной работы используется и при выявлении знаний и умений учащихся. Для проведения взаимного контроля знаний в учебных группах в структуре урока выделяется 5-7 минут. Слушая ответы товарища, они поправляют его, уточняют отдельные положения, выясняются неточности в знаниях. Разнообразные виды взаимной проверки знаний в группах позволяют эффективнее развивать у учащихся навыки самоконтроля в учебной деятельности. Взаимный контроль содействует улучшению оперативного контроля со стороны учителя за качеством усвоения школьниками знаний, умений и навыков, позволяет учителю получать вполне достоверную предварительную информацию об уровне их обучённости, организовать  работу всех учеников, значительно повышать их успеваемость.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, семинаров , докладов по теме, уроков – мастерских, дополнительных заданий для всей группы, выходящих за рамки учебных программ , за рамки урока, при систематизации материала, составление презентаций, при отборе и систематизации материала к уроку при составлении справочника теоретических понятий, литературоведческих терминов. Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных участников. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы, вызывает интерес учащихся.

Урок методологической направленности (систематизации знаний) «Причастие как особая форма глагола»

Цель: формировать у учащихся способности к структурированию и систематизации изученного предметного содержания и способности к учебной деятельности в группе.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь находить причастие, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы.

Метапредметные:

  • уметь формулировать цель деятельности;
  • планировать последовательность действий;
  • осуществлять самоконтроль;
  • владеть всеми видами речевой деятельности;
  • строить логическую цепь рассуждений;
  • систематизировать информацию.

1. Эпиграф к уроку

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Объясните, как вы понимаете это выражение?

2. Работа в парах по повторению теоретических сведений. Взаимоооценка

  1. Когда в суффиксах причастий пишется две буквы Н?
  2. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.
  3. Когда причастный оборот выделяется знаками препинания?

Далее продолжается работа в группах. После обсуждения каждого задания представители групп озвучивают ответ. Руководители групп оценивают деятельность каждого ученика на разных этапах урока.

3. Определите, какие причастия являются действительными, страдательными?

  • Группа А: Умывающийся мальчик, пойманная рыба.
  • Группа Б: Разобранный забор; ученик, пролиставший книгу.
  • Группа В: Лечащий врач, увиденный пейзаж.

4. Какие причастия пишутся с НЕ слитно? Раздельно?

  1. Группа А: (Не)улетающие синицы, деревья (не)посажены, (не)доумевающий взгляд.
  2. Группа Б: (Не)улетающие осенью птицы, (не)прочитанная книга, ошибка (не)замечена.
  3. Группа В: (Не)навидящий ложь, картина (не)написана, (не)кошенная садовником трава.

5. Укажите номера словосочетаний, в которых НЕ пишется слитно

  1. Вовсе (не)избалованный ребенок.
  2. (Не)меркнущий свет.
  3. Свобода (не)провозглашена.
  4. (Не)зависимый кандидат.
  5. Результаты (не)достигнуты.
  6. (Не)написанное сочинение.

6. Н или НН?

 Отточе(н,нн)ый карандаш, выструга(н,нн)ые половицы, беле(н,нн)ые мелом стены, средства изыска(н,нн)ы, построе(н,нн)ый дом, книги купле(н,нн)ы.

7. Укажите соответствие причастий, в суффиксах которых пишется Н

  1. Сбереженное письмо
  2. Волосы взъерошены
  3. Никем не разгаданная тайна
  4. Моченые яблоки
  5. Освещенная поляна
  6. Ломаные прутья

8. Исправьте речевые ошибки

  1. Группа А: Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.
  2. Группа Б: Материал, объясняющийся учителем, был очень трудным.
  3. Группа В: В лесу дрожали от холода березы, осыпавшие сусальной позолотой.

9. Расставьте знаки препинания

  1. Группа А:  Бурное море мчит свои воды освещенные тревожными лучами солнца.
  2. Группа Б:  Снег выпавший ночью удивляет сверкающей красотой.
  3. Группа В: Спектакль поставленный театральной студией восхитил зрителей.

10. Составьте памятку «Правила поведения в природе», используя разные причастия

Убранный, вычищены, ухоженный, зеленеющий, радующая, оберегаемая, любящее, восхищенные, цветущее и др.

11. Рефлексия

  • могу похвалить себя за…
  • теперь я могу…
  • я приобрел…
  • было трудно…
  • было интересно…
  • могу похвалить одноклассников за то, что…

12. Домашнее задание

На образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.

  1. http://www.gramota.ru
  2. http://www.slova.ndo.ru

Литература

  1. З.Абасов. Форма обучения — групповая. «Директор школы», стр. 62-66.
  2. В.К.Дьяченко. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. Москва, Педагогика, 1985.
  3. В.В.Рубцов. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. Москва, Педагогика, 1987.
  4. Г.К.Селевко. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса. Москва. Народное образование, 1998.
  5. И.М.Чередов. Формы учебной работы в средней школе. Москва, Просвещение, 1988.