Обучение выразительному чтению. Анализ учебно-методического комплекса для старшего этапа обучения

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Класс: 10

Ключевые слова: английский язык, анализ учебника «Speak now 4»


Для выявления наиболее эффективных методов и приемов обучения выразительному чтению на английском языке, я проанализировала учебник по английскому языку «Spotlight» (10 класс), автор Д.Дули, В.Эванс, О.В.Афанасьева, И.В.Михеева, а также другие учебники отечественных авторов, которые используются на старшем этапе. Я пришла к выводу, что в этих учебниках не представлены упражнения, направленные на развитие навыков выразительного чтения. Таким образом, я была вынуждена обратиться к зарубежным авторам и проанализировала учебник «Speak now 4», Mari Vargo, Oxford University Press.

Рассмотрим учебник с точки зрения методов и приемов обучения выразительному чтению на английском языке.

Считаю целесообразным еще раз представить номенклатуру навыков выразительного чтения, которые представляют собой объекты обучения и контроля сформированности:

Сегментный уровень (звуки)

1. дифференциация и правильное произношение долгих и кратких гласных [iː] – [ɪ] (peak – pick) ; [ u:] - [ u ] (pool – pull); [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] ( heart – hut);

2. дифференциация и правильное произнесение межзубных [ð] / [ θ ] и фрикативных согласных [z] / [s], без замещения их межзубными фрикативными (think – sink);

3. дифференциация и правильное произнесение гласных [ɔː] и [ɜː] (walk – work, form – firm);

4. владение «связующим r» (linking r ), а именно озвучивание конечной r/re когда она находится перед гласной, если с гласной начинается следующее слово (например, whereis…, thereare … )

Сверхсегментный уровень (интонация)

5. правильная расстановка пауз – корректное деление текста на смысловые группы, с помощью пауз, которые могут варьироваться по длине (короткие - внутри предложения, длинные - в конце предложения);

6. расстановка фразового ударения. Это чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные или знаменательные части речи);

7. владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы и восходящим тоном для оформления незаконченной группы, сюда относятся и перечисления;

8. правильная интонация в разных коммуникативных типах высказывания.

Я не нашла упражнений, направленных на формирование навыков сегментного уровня, а именно дифференциацию и правильное произношение долгих и кратких гласных, дифференциацию и правильное произнесение межзубных [ð] / [θ] и фрикативных согласных [z] / [s], без замещения их межзубными фрикативными и дифференциацию и правильное произнесение гласных [ɔː] и [ɜː]. Однако, в учебнике есть упражнение на формирование навыка владения «связующим s» (linking s) в Lesson 27, exercise 4, page 67: «Listen to the sentences. Notice the link between the words that end with – s and the words that follow them: I think we should keep our options open. Thehotelsmightfillup».

В учебнике есть много упражнений на формирование навыков сверхсегментного уровня, а именно интонации. Пятый навык - правильная расстановка пауз – прорабатывается в Lesson 21 exercise 4 page 53: «Listen to the movie descriptions. Notice the places where the speaker pauses for a moment: It starts out in New York City. [pause] Themanis».

Шестой навык – расстановка фразового ударения - формируется в Lesson 9 exercise 4 page 23: 1. «Listen to the sentences. Notice that the most important words, or the content words, are stressed. Words like articles, prepositions, pronouns, and auxiliary verbs are not stressed: A: I don’t really get what “locally sourced” means. B: It means all the food comes from local farms. 2. Tell your partner about one of your eating habits. Pay attention to the word stress in your sentences ».

На формирование седьмого навыка – владение нисходящим и восходящим тоном – направлено exercise 4 page 42 Lesson 17: «Listen to these sentences. Notice the low tone used for the words that show negative or serious emotion. Compare it with the higher tone used for positive emotion: I’m afraid of flying. – I really like flying. What’s your greatest fear? – What’s your favorite color? ».

Также, этот навык формируется в Lesson 19 exercise 4 page 47: «Listen to these sentences. Notice the high tone used for the words that show positive emotion: If I could go anywhere, I would go into space. If I could have any job, I would be a singer. »

Восьмой навык - правильная интонация в разных коммуникативных типах высказывания – формируется в Lesson 29 exercise 4 page 72: «Listen to the sentences. Notice that the positive emotional statements end in a raised intonation, and negative emotional statements end in lowered intonation: You should have seen it! (интонация вверх); Myfavoriteteamlost! (интонация вниз)». В этом упражнении тренируется интонация в восклицательных предложениях.

На странице 98–117 представлены тексты к аудио и видео материалам, которые используются в упражнениях. С их помощью можно формировать сразу несколько навыков: дифференциация и правильное произнесение межзубных и фрикативных согласных, владение «связующим r», правильная расстановка пауз и фразового ударения, правильная интонация в разных коммуникативных типах высказывания, а также владение нисходящим и восходящим тоном. Очень важно, чтобы учитель обращал внимание на формирование данных навыков у учеников, исправляя их фонетические, интонационные ошибки.

Также, в учебнике есть множество диалогов и заданий, который выполняются по ролям. Ученики могут работать в паре, читать друг другу тексты и проверять фонетические навыки у собеседника.

Таким образом, я могу заключить, что анализируемый УМК в основном способствует формированию навыков выразительного иноязычного чтения. Обучение выразительному чтению и формирование механизма такого чтения происходит на устной основе, на том лексико-грамматическом материале, который был предварительно усвоен учащимися в устной форме. С помощью представленных в УМК упражнений и аудиозаписей к ним ученик может узнать многое о культуре и особенностях изучаемого языка. Упражнения подобраны в соответствии с интересами учащихся старшего этапа обучения.