Проектная деятельность по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность, ФГОС, старший дошкольный возраст, ЗОЖ, формирование правильной осанки , опорно-двигательный аппарат


В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), указано, что содержание образовательной программы дошкольного образования должно обеспечивать физическое развитие личности, которое включает в себя приобретение опыта детей в двигательной деятельности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обоих рук [1].

При правильном формировании опорно-двигательного аппарата формируется правильная осанка. Осанка — это привычное положение тела человека. Она считается правильной, если человек держит голову прямо и свободно, плечи находятся на одном уровне, слегка опущены назад, корпус выпрямлен, живот подтянут, грудь слегка выступает вперед, колени выпрямлены [3].

Правильная осанка не бывает врожденной, она начинает формироваться с первых лет нашей жизни и наиболее ответственный период для формирования осанки у ребенка — с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами развиваются механизмы, регулирующие вертикальную позу.

Именно в дошкольном возрасте ребенок начинает познавать окружающий мир. В этот период легко вырабатываются гигиенические навыки, привычка к ежедневной гимнастике и правильному держанию тела на занятиях, стоянии и ходьбе. Поэтому формирование правильной осанки должно осуществляться главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте и продолжаться в течении всей жизни. В этом возрасте формирование структуры костей еще не завершено. Скелет ребенка в большей степени состоит хрящевой ткани, кости недостаточно крепкие, в них мало минеральных солей. Мышцы -  разгибатели развиты недостаточно, поэтому осанка у детей этого возраста неустойчивая легко нарушается под влиянием неправильного положения тела[2].

Нарушения осанки чаще всего развивается у малоподвижных, ослабленных детей с плохо развитой мускулатурой, поэтому необходимы гимнастические упражнения для качественного укрепления тех мышц, которые обеспечивают хорошую осанку [5].

Отклонения в осанке не только не эстетичны, но и неблагоприятно сказываются на положении внутренних органов. Сутулая спина затрудняет нормальные движения грудной клетки, слабые брюшные мышцы тоже не способствуют углублению дыхания. Следствие - меньшее поступление кислорода к тканям. Еще более важна хорошая осанка для девочки как для будущей женщины [4].

Исходя из вышеизложенного было решено провести в старшей группе Дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1987 проектную деятельность по формированию правильной осанки.

Целью проекта было закрепить знания детей о правильной осанке и профилактике её нарушения, внедрение профилактических мероприятий, направленные на формирование правильной осанки в условиях образовательного учреждения.  

При реализации проекта стояли следующие задачи: формировать у детей навыки ухода за телом; дать детям основные представления о строении и функциях тела; систематически закреплять навык правильной осанки у детей; вызвать у детей интерес и желание выполнять статические позы и упражнения, направленные на улучшение осанки; осуществлять своевременную коррекцию нарушения опорно-двигательного аппарата; поддерживать у детей интерес к сохранению своего здоровья; работу по формированию правильной осанки у детей проводить в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям дома следить за правильной осанкой детей, вместе заниматься спортом; воспитывать бережное отношение к своему организму.

На подготовительном этапе нашего проекта была проделана следующая работа: ознакомление с проблемой формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста; изучение методической литературы по формированию правильной осанки у детей; выявление уровня знаний о понятиях «осанка» и «здоровый образ жизни» у детей; опрос родителей по проблеме формирования правильной осанки у детей и необходимости проведения консультации; подбор подвижных игр, физических упражнений для формирования правильной осанки у детей.

В ходе анкетирования родителей было выявлено, что они имеют достаточный объем знаний о формировании правильной осанки и уделяют данной проблеме достаточное внимание. По интересующим родителей вопросам были подготовлены информационные стенды «Причины и признаки неправильной осанки», «5 правил правильной осанки».

Работа по реализации проекта началась с проведения тематических занятий с детьми: «Здоровый образ жизни», «Правильная осанка – что это?», «Береги здоровье смолоду», «Я люблю свое тело».

В комплексы утренней гимнастики были включены упражнения на формирование правильной осанки, а в физкультурные занятия были включены фитбол-гимнастика и основы йоги.

Был подготовлен сборник подвижных игр и упражнений на формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста («Меткий бросок», «Передай мячик», «Канатоходцы», «Щука», «Идет зайка в гости», «Рыбка», «Гимнастика для ежика», «Журавли и лягушки», «Волк и поросята» и многие другие). Эти игры были использованы с детьми во время прогулок.

После дневного сна проводился комплекс гимнастики пробуждения, затем осуществлялось хождение по различным массажным коврикам, предупреждающим развитие плоскостопия. Т.к. плоскостопие, одна из причин формирования неправильной осанки.

Проблема формирования правильной осанки была отображена в игровой деятельности детей. Использовали сюжетно-ролевые игры: «Семья» сюжет «Покупаем мебель для ребенка», «Детский сад» сюжет «Физкультурное занятие», «Поликлиника» сюжет «На приеме у врача». Также в творческой деятельности детей: рисовании и лепке.

Дети участвовали в праздновании «Дня здоровья» и соревнованиях «Веселые старты». Был проведен спортивный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья». На заключительном этапе проекта был организован и проведен досуг «Формирование правильной осанки» для детей старшей групп дошкольного отделения.

В ходе проведенной проектной деятельности детки усвоили, что правильная осанка - это наше здоровье и красота. У детей увеличились знания о строении и функциях своего тела, повысился интерес к сохранению своего здоровья и формированию правильной осанки.

Список использованной литературы

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах, под ред. Е.А.Кудрявцева, Т.В.Гудилова. – М. Изд.Учитель, 2016.
  2. Анашкина Л.П., Рунова М.А. Повышение двигательной активности детей 5-7 лет на прогулке/ Дошкольное воспитание. – 1999.
  3. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждение, преподавателей и студентов педвузов. – М.: Мозаика-Синтез, 2000.
  4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 2000.
  5. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 2006.