Мастер-класс «Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках обществоведческих дисциплин через использование элементов технологии критического мышления»

Разделы: Мастер-класс

Ключевые слова: критическое мышление


Учение без размышления бесполезно.
Конфуций

Цель: предложить участникам мастер-класса опыт использования и применения технологии критического мышления в развитии интеллектуальных способностей учащихся.

Задачи:

  • вызвать интерес у коллег к технологии критического мышления;
  • сформировать представление об эффективности систематизации материала через структурно-логические схемы.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!

Главное – каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.

Хороший урок – урок – беседа, исследование, взаимодействие учителя и ученика.

Условия:

  • принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление истории)
  • принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)
  • принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)

В моей профессиональной практике учителя истории часто возникал вопрос: «Как обеспечить эффективное усвоение учебного материала, сложность и объемность которого затрудняют его целостное восприятие и осмысление? Как преодолеть информационную перенасыщенность и не всегда продуманное структурирование материала?» Поиск ответов на этот вопрос привел меня к пониманию того, что решить эту проблему поможет систематизация материала через структурно-логические схемы. Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Главная особенность систематизации материала через структурно-логические схемы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности, позволяет представить исторические события в максимально сжатом виде и без ущерба содержанию.

Каждая схема состоит из определенного количества «матриц», между которыми существуют причинно-следственные связи. Эти связи обозначаются стрелками. 

Матрица – это основная единица информации, которая отражает главные аспекты учебного материала. Все матрицы делятся по степени значимости на основные и дополнительные. Основные являются стержнем, обозначая главное направление, дополнительные матрицы носят более детализированный характер.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование приемов технологии критического мышления.

Применение технологии критического мышления на уроках истории и обществознания позволяет создать максимально благоприятные условия для активизации и развития мыслительных способностей школьников.

- Что же такое критическое мышление?...

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Г.Селевко)

Критическое мышление — это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации как руководство к действию или формированию убеждения».

Критическое мышление —это непредвзятое изучение предмета или проблемы.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.

Методика критического мышления, включает три этапа или стадии.

Первая стадия - вызов.

Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление.

Здесь другие задачи. Эта стадия позволяет ученику:

  •  получить новую информацию;
  • осмыслить ее;
  • соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия. 

  • Здесь основным является:
  • целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  • усвоение нового знания, новой информации учеником;
  •  формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Любая тема (задание) и есть своего рода предмет изучения или проблема.

Задание: тема «Человек – существо биосоциальное».

 - Подумайте, что вы уже знаете о данном предмете?

 На чистых листочках напишите слова или словосочетания связанные с предметом изучения или характеризующие его. Из другой стопы выберите слова, которые с вашей точки зрения, также могут характеризовать изучаемый предмет, но при этом рядом со словом, которое вы выбираете нужно поставить определенный знак: "+" я это знаю; "-" я так не думал; "?" не понял; "НИ" новая информация, а остальные уберите в сторону.

- Почему вы написали или выбрали данные характеристики?

 - Какие слова для вас непонятны или не известны?

На следующем этапе работы вам необходимо составить из данных слов структурно-логическую схему (работа в группах, индивидуально)

Слово 1 группе

Слово 2 группе.

Сделайте Вывод.

 Обратимся к схеме. Подведем итог – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.

 - Считаете ли вы данную схему сложной для вашего восприятия?

 - Считаете ли вы данную схему логичной для вашего восприятия?

 - Что нового вы сегодня для себя открыли?

Наглядность и логичность схем повышает уровень понимания учащихся. Структурно-логические схемы дают возможность системно (связно и полно) представить содержание нового раздела, темы. Это упрощает усвоение (запоминание) трудного и объемного материала. Схемы позволяют учащемуся визуально определить необходимый объем знаний по разделу и теме.

Схема выполняет важную роль – формирование у учащихся осознанных, прочных умений и навыков. При составлении схем у ученика включаются в работу слуховая, зрительная и смысловая память, которая повышает интеллектуальную активность.

Практика проведения уроков по принципу системности в личностно ориентированном обучении показала возможность:

  • вовлечения в работу всех учащихся без исключения
  • увеличить объем изучаемого материала
  • усилить мотивацию к обучению
  • обеспечить самоконтроль учащихся
  • закрепить знания и умения в процессе изучения материала
  • дать большую самостоятельность
  • расширить логические способности и познавательную активность учащегося
  • развивать нравственное сознание и самосознание
  • включать ученика в мыслительный процесс для получения самостоятельного удовлетворительного результата.

Применение в учебно-воспитательном процессе описанной выше технологической модели соответствует реализации личностно-ориентированного подхода в обучении, позволяет создать на уроках истории и обществознания условия для успешной самореализации школьников, развития их индивидуальных интеллектуальных способностей.

И в завершение я хотела бы поблагодарить за активную работу и добрые слова. Сегодня вы поднялись еще на одну ступень знаний. Надеюсь, эти знания пригодятся вам в вашей педагогической деятельности.