Любовная лирика В.Маяковского

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11

Ключевые слова: В.Маяковский , любовная лирика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (35,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи:

  • дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, о том, как поэтом воспринималось это чувство; познакомить с фактами биографии Маяковского;
  • закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать;
  • заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.

Оформление доски:

  • тема урока
  • эпиграф урока:

Любовь – это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
Его, а не мужа Марьи Иванны, 
Считая 
своим соперником…
(Вл. Маяковский “Письмо… Кострову…”)

Ход урока

1. Видеофрагмент о забвении и возрождении поэта Маяковского

2. Слово учителя

Ненавижу всяческую мертвечину!
Обожаю всяческую жизнь!

Именно о таком, «живом»  Владимире Маяковском мы и будем говорить сегодня. И хотя поэт любил эпатировать публику, называл себя нахалом, хулиганом, всё это не совсем так, не всегда так. Есть стихотворения, где перед нами предстаёт поэт-романтик, мечтатель, человек нежный и ранимый.

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?

Продолжает Даша Белоконева.

3. Краткий разбор выполняет 1 группа

4. Слово учителя

Конечно, жить без мечты нельзя. Каждый из нас мечтает о будущем, о дружбе, о любви. Мечтал о ней и В.Маяковский. Не случайно стихотворение «Послушайте» посвящено Софье Сергеевне Шемардиной.

А теперь скажите: как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

Поэту не везло на женщин. Женщины недопонимали его огромности, не ценили его «громаду-любовь», а он так нуждался в во взаимопонимании, нуждался в любви. Во многом это было следствием одиннадцатимесячного  заключения в одиночной камере. Это было ещё в юности поэта, но с тех пор он боялся оставаться один.

Мария! Имя твое я боюсь забыть…

Эти слова В. Маяковский посвятил в 1914 году прелестной девушке - Марии Денисовой, волею судьбы встретившейся ему во время гастролей в Одессе...
Те, кто знал Маяковского, были поражены произошедшей с ним переменой, когда он увидел Машеньку.

Маяковский хотел, чтобы Мария немедленно ответила на его чувства, однако Машенька вышла замуж за другого человека.

5. Чтение отрывка из поэмы «Облака в штанах»

6. Анализ 2-й группой

7. Слово учителя

1915 год. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражен этой маленькой женщиной с ярко рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она – его громада любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений. Строчка: «Она красивая, её, наверно, воскресят!» - потрясает.

Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочел поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя Мария, поэма, на создание которой Маяковского вдохновила одна женщина, была посвящена Лиле Брик.

8. Сообщение учащихся об отношениях Маяковского с Лилей Брик

9. Чтение письма. «Лиличка»

10. Работа над анализом стихотворения «ЛИЛИЧКА!»

1. Объясните ситуацию, лёгшую в основу стихотворения.

/ Из заголовка и дальнейшего текста ясно, что перед нами письмо героя к страстно любимой им женщине, которая, однако, относится к нему далеко не однозначно и видимо, может оставить его в любой момент ( «…День ещё - // выгонишь, // может быть, изругав»). Это своеобразное заклинание любовью, хотя герой чувствует, что вряд ли это поможет («Завтра забудешь,// что тебя короновал…). Тем сильнее покоряет безоглядность высказанного чувства.

2. Отметим главную тему стихотворения.

/ тема любви, тема прощания, расставания.

3. Но, разве герой прощается с любимой? Хочет ли он этого прощания?

/Нет. Это «последний крик» отчаяния. Перед нами трагедия любви, потому, что она не взаимна.

4.Литературные параллели. Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?

/ А.С.ПУШКИН «Я вас любил…» Прощание-прощение-благословение. «…Я вас любил так искренне. Так нежно,// как дай вам Бог любимой быть другим!»
М.Ю.ЛЕРМОНТОВ «Я не унижусь пред тобой…» Прощание-упрёк.
А.КУПРИН «Гранатовый браслет» Прощание – благословение - обожествление «Да святится имя твоё…»

5. Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?

/Главное – выразить то безумное состояние, в которое его самого повергает расставание.

6.Создадим логическую схему исследования. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ».

Стихотворение построено так, чтобы как можно резче передать психологическое состояние героя.

=ИНТЕРЬЕР.

Дым табачный воздух выел.
Комната-
Глава в кручёныховском аде…
/Напряжённое, даже трагическое настроение. Постоянно курят от волнения. Сравнение комнаты с хорошо известной Лиле Брик поэмой Кручёных и Хлебникова «Игра в аду».

=ВРЕМЕННОЙ КОНТЕКСТ Заполняем таблицу. Работа с текстом

время

он

она

прошлое

исступлённый

Позволяет гладить руки

настоящее

 

Она – «сердце в железе», может выгнать, изругав

будущее

У него – «сломанная дрожью рука».
«Дикий», «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась»

 

=ПРИЗЫВ. «Давай простимся сейчас» Призыв поневоле вырывается из уст героя. Нет, он не хочет расставания. Но, предчувствуя его, знает через какое испытание ему придется пройти.

=ПРОСЬБА, ЖАЛОБЫ, УПРЁКИ. Процитировать, обозначить художественные средства.
ГРАДАЦИЯ
ЭПИТЕТЫ
ГИПЕРБОЛА

СРАВНЕНИЯ (БЫК, СЛОН – Почему именно с этими животными сравнивает себя лирический герой?) Как вы понимаете эти строки? Какое сравнение в них скрыто? //Если б так поэта измучила,/ он/ любимую на деньги б и славу выменял,/ а мне/ ни один не радостен звон,/ кроме звона твоего имени.//

=МЫСЛИ О САМОУБИЙСТВЕ. В композиционном плане какой частью является этот эпизод? /Безусловно, кульминация
- Почему перечислены сразу четыре вида добровольной смерти? /градация показывает, что мысль о самоубийстве грозно-соблазнительна для героя

=ПОСЛЕДНЕЕ ОБРАЩЕНИЕ К ЛЮБИМОЙ.

Найдите и прочитайте строки конкретного обращения к любимой.

Не надо этого,
Дорогая,
Хорошая…
+ последние строки

ПАРАДОКСАЛЬНОСТЬ СОЕДИНЕНИЯ ГИПЕРБОЛИЗМА И ЩЕМЯЩЕЙ БЕЗЗАЩИТНОЙ НЕЖНОСТИ ОБРАЩЕНИЙ К ЛЮБИМОЙ

Риторический вопрос ( «Слов моих сухие листья ли/ заставят остановиться,/ жадно дыша?»), сам собою подразумевает ответ: «НЕТ»

Последний лирический аккорд:

Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.

7. В начале анализа мы проводили литературные параллели. Мы сказали о том, что для Маяковского главное было выразить безумное состояние лирического героя. Мы сравнивали, как звучала тема прощания в произведениях русских поэтов и выделили отношение лирического героя к покинувшей его возлюбленной. (У Пушкина – благословение, у Лермонтова – упрёк) Определите по последнему аккорду отношение лирического героя Маяковского к любимой женщине. / Нежность и даже поклонение

11.Знакомство с Татьяной Яковлевой

Париж в жизни Маяковского. Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую… Татьяна Яковлева сопровождала поэта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная. Все , видевшие их вместе, отмечали, что они – очень красивая пара.
Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе: 2 стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой. «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

Любить —
  это значит:
в глубь двора
вбежать
  и до ночи грачьей,
блестя топором,
рубить дрова,
силой
своей
играючи.
Любить —
  это с простынь,
бессонницей рваных,
срываться,
ревнуя к Копернику,
его,
а не мужа Марьи Иванны,
считая
своим
соперником.
Нам
  любовь
    не рай да кущи,
нам
  любовь
   гудит про то,
что опять
в работу пущен
сердца
 выстывший мотор.
Вы
к Москве
   порвали нить.
Годы —
   расстояние.
Как бы
  вам бы
   объяснить
это состояние?
На земле
   огней — до неба...
В синем небе
звезд —
   до черта.
Если б я
   поэтом не́ был,
я бы
  стал бы
    звездочетом.

Так понимал, ощущал любовь поэт Владимир Маяковский. Вас всех, я уверена, тоже впереди ждёт любовь.

Как, по-вашему, что это за чувство?

12.Прослушивание аудиозаписи «Письма Татьяне Яковлевой»

13. Анализ 3-й группой

14. Вероника Полонская

Вероника Витольдовна Полонская не стала адресатом любовной лирики Маяковского. Это последняя женщина, которой поэт предложил построить простое человеческое счастье. Трагедия личной жизни поэта была в том, что он ни с кем не хотел делить любимую: ни с другим мужчиной, ни с другой страной. Вероника Витольдовна – молодая талантливая актриса, к сожалению тоже не была свободной. Она была замужем. И на категоричное
требование поэта остаться с ним, ответила, что не может так просто расстаться со своим мужем. 12 апреля 1930 года после её ухода Маяковский застрелился. Неправильно было бы сказать, что причина ухода поэта из жизни только в неудачах личных, любовных. Была ещё выставка «20 лет работы», которую проигнорировал союз писателей. Была ещё статья Ермилова в «Правде», в 1930-м году, в которой прозвучало обвинение Маяковского в троцкизме.

Маяковский оставил последнее письмо. В нём – строки стихотворения. Эти строки были написаны давно и адресованы они были Лиле Брик:

Как говорят –
«инцидент исперчен»,
Любовная лодка
Разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
И не к чему перечень
Взаимных болей,
Бед и обид.
Счастливо
Оставаться

Поэт поменял одно слово. Раньше он писал Лиле Брик: «Я с тобой в расчёте», а теперь «Я с жизнью в расчёте».

И ещё были строки «ЛИЛЯ – ЛЮБИ МЕНЯ». Последний базаровский аккорд. Помните, как просил Базаров Одинцову: «Дуньте на умирающую лампаду…»
Так в последние мгновения своей жизни поэт думал о своей Музе – о Лиле Брик.

15. Прослушивание аудиозаписи Песня «Ночь»

16. Заключение

Любовь – это жизнь, это главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела и всё прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всём”.

Именно такое, любящее и потому отзывающееся на всё в мире “сплошное сердце” открывается в лирике Маяковского.