Конспект урока математики по теме "Равные фигуры" с презентацией. 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1

Ключевые слова: математика, УМК «Перспектива»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (270,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


УМК: "Перспектива" (авт. учебника Л.Г.Петерсон).

Класс: 1.

Цели:

  • Формирование у учащихся представления о равных фигурах как фигурах совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур.
  • Совершенствование навыка счета в пределах 9.
  • Развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
  • Привитие интереса к изучению математики.

Оборудование: компьютер, проектор.

Ход урока

1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся

Ребята, мы продолжаем наше путешествие по увлекательной стране математике.

  • из каких геометрических фигур состоит этот паровоз?
  • сколько их? (13)
  • на какие группы можно разбить фигуры? (по цвету: красные и синие; по размеру: большие и маленькие; по форме: треугольники, круги, прямоугольники)
  • сколько красных фигур? (5)
  • сколько синих фигур? (8)
  • сколько прямоугольников? (4)
  • на какие части можно разбить прямоугольники? (красные и синие; большие и маленькие).

2. Подготовка к изучению нового материала

Слайды № 2–3

- На страницах нашего учебника нас очень часто сопровождает Веселый гном. Но сегодня он пришел к нам за помощью, чтобы мы помогли ему сравнить фигуры.

- Рассмотрите геометрические фигуры, изображенные на рисунке? Давайте, попарно сравним фигуры, расположенные рядом. Но, для начала вспомним, что значит «сравнить» фигуры? (Найти сходства и различия).

- Чем же различаются фигуры? (Выделяются три признака, по которым различаются фигуры, - форма, цвет, размер. Причем на слайде №3 фигуры различаются только по одному признаку. На слайде № 4 задание усложняется:

  • 1 пара - цвет, размер;
  • 2 пара - размер, форма;
  • 3 пара - размер, форма, цвет;
  • 4 пара – размер;
  • 5 пара - размер, форма, цвет.

3. Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока

Фронтальная работа с классом.

Слайд № 4

- Ещё вчера Гному было дано очень сложное задание, с которым ему справиться не удалось. А задание было следующим: найти среди предложенных фигур, фигуру равную фигуре а, и сделать вывод о том, как можно определить равенство фигур?

- Поскольку Гном с этим заданием не справился, сегодня на уроке мы с вами этим и займемся.

4. Изучение нового материала

- Посмотрите внимательно на рисунок. Как вы считаете, какие фигуры являются равными?

(Вполне вероятно, что часть детей ответит, чторавны фигуры а и б, другие - вспомнят смысл понятия равенства - совпадение и выберут одинаковые по размеру желтый и зеленый круги.)

- Как вы думаете, как можно проверить равенство кругов? (Совместить их друг с другом)

Проверка высказанных учащимися предположений

- Итак, давайте сделаем вывод о том, какие фигуры мы можем назвать равными?

(Равными являются те фигуры, которые можно совместить наложением)

Далее с помощью моделей устанавливается свойство равных фигур: если первая фигура равна второй, а вторая – третьей, то первая фигура тоже равна третьей.

Слайд № 5.

- У Гнома три треугольника. Треугольник а равен треугольнику б, а треугольник б равен треугольнику в. Как вы думаете, будут ли равны треугольники а и в? Как это проверить?

Далее делается вывод о свойстве равных фигур.

5. Первичное закрепление нового материала

Выполнение № 1, стр. 36.

Слайд № 6.

- Что нужно сделать в задании № 1? (Найти равные фигуры и раскрасить их одним цветом)

- Рассмотрите фигуры, как вы думаете, какие фигуры равны? Как это можно проверить? (Путем пересчета клеток)

- Какие фигуры останутся незакрашенными? Назовите попарно равные фигуры? (Проверка по слайду № 7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд № 8)

Чтобы вырасти нам с Гномом,
Нужно сильно потянуться-
Чтобы солнышка коснуться,
Наклониться, повернуться
И друг другу улыбнуться.

Выполнение № 2, стр. 36. Слайд № 9.

- Что нужно сделать в задании № 2? (Для каждой геометрической фигуры, изображенной справа, найти равную ей часть рисунка, изображенного слева, и раскрасить их так, чтобы равные части были закрашены одним цветом)

6. Работа над ранее пройденным материалом

Выполнение № 3, стр. 36. Слайд № 10.

- Что здесь нужно сделать? (Нарисовать точки так, чтобы на обеих половинках их было поровну, а сумма равнялась данному числу.)

Учащиеся в течение 1-2 минут выполняют задание самостоятельно, затем оно проверяется фронтально по образцу.

Выполнение № 4, стр. 37. Слайд № 11.

- Почему под первым рисунком записано выражение 2+3? (К трем синим треугольника добавили два красных треугольника.)

- Сколько треугольников получилось? (5 треугольников.)

- Запишите ответ, а остальные задачи выполните так же.

После самостоятельного решения примеров в течение 1-2 мин учитель ставит вопросы:

- Какое равенство записали под вторым рисунком? (5+3=8)

- Что нужно нарисовать в третьем мешке? (Ответы могут быть различными 4 треугольника, 4 кружка и т.д.)

- Какой получился ответ? (2+4=6)

В последнем примере этого задания возможны несколько вариантов решения: 6+0=6, 6+1=7, 6+2=8, 6+3=9 и т.д. Несколько из этих вариантов следует обсудить с детьми.

Выполнение № 5, стр. 37. Слайд № 12

- Почему под первым рисунком записано 8-3? (Было 8 кружков, а три кружка зачеркнули, то есть вычли.)

- Какой ответ надо записать? (5)

- Сделайте остальные задания так же.

При проверке решения после 1-2 мин самостоятельной работы учитель спрашивает:

- Что нужно сделать на втором рисунке? (Зачеркнуть 3 треугольника.)

- Какое равенство получилось? (7-3+4.)

- Какое равенство надо записать под третьим рисунком? (9-4=5)

Затем разбираются различные варианты решения четвёртого примера: 6-0=6, 6-1=5 и т.д.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

(Слайд № 13)

Выполнение № 6, стр. 37. Слайд № 14

 - У Гнома, возникло очередное затруднение. Давайте поможем ему решить примеры и проверим правильность с помощью числового луча.

3 + 1 + 5

 9 - 7 + 4

 9 – 8 + 3 + 2

8 – 2 + 1

 6 + 3 – 1

 5 + 2 - 6 + 7

В данном задании повторяется сложение и вычитание на числовом луче. Учащиеся решают примеры, а затем с помощью числового луча делают проверку. Так, как примеров много, то на отрезке стрелки не рисуются, а лишь отсчитывается соответствующее число единиц направо (при сложение) или налево (при вычитании).

7. Самостоятельная работа

Слайд № 15. (Работа по Прописям)

- Для того чтобы вы смогли выполнить задание по прописям, Гном решил напомнить вам, как правильно писать цифры, которые встретятся в задании.

8. Итог урока

Слайд № 16

- Давайте напомним Гному, чем мы занимались сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

- Какие фигуры мы можем назвать равными?

- С каким свойством равных фигур мы познакомились сегодня на уроке?